Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ ФСА и метода АВС

В западной практике, как известно, ФСА появился под названием "стоимостный анализ" (value analysis) и использовался при совершенствовании изделий. В начале 50-х годов ХХ в. метод впервые стал использоваться на стадии проектирования. У него появилось новое название - "стоимостное проектирование" или "стоимостный инжиниринг" (value engineering). Дальнейшее его развитие привело к появлению комплексного метода - стоимостного менеджмента или управления стоимостью (value management). Эти и другие модификации методов управления стоимостью были приняты и широко вошли в употребление в нашей стране под общим термином "функционально-стоимостный анализ".

Однако в последнее время в литературе и публикациях по деловым процессам и их анализу, посвященных программным системам, в основе которых лежит метод ABC (Activity Based Costing), используется перевод как "стоимостный анализ".

Ярким примером терминологической путаницы в названиях методов является статья В.А. Ивлева и Т.В. Поповой "Что такое функционально-стоимостной анализ процессов и систем". Авторы сообщают, что термин "функционально-стоимостной анализ (ФСА)" в англоязычной транскрипции - Activity Based Costing (ABC), то есть ФСА и метод АВС являются равнозначными методами.

По мнению В.А. Ивлева и Т.В. Поповой, метод ФСА – это всеобъемлющий инструмент оценки систем, процессов и концепций. "Функционально-стоимостной анализ - ФСА (Activity Based Costing - АВС) - метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, использующий в качестве основы функции и ресурсы, задействованные в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также обеспечении качества".

Если рассматривается метод АВС, то акцент надо делать все же на затратах, а не на стоимости, это метод определения и учета затрат по видам деятельности (как подчеркивают сами авторы этой статьи, сравнивая его с традиционной системой учета затрат), а не определения стоимости. Между затратами и стоимостью существует сложная и противоречивая связь. ФСА не только определяет и учитывает затраты по функциям, но решает задачу оптимизации потребительских свойств и издержек.

Таким образом, авторы - руководители компании "ВИП Анатех", упорно употребляют устоявшийся термин "функционально-стоимостный анализ", в основе концепции которого лежит обеспечение максимального удовлетворения различных потребностей клиентов при минимальном использовании ресурсов, рассматривая АВС-метод (Activity Based Costing).

Существует и точка зрения что метод ФСА и метод АВС - два различных метода.

ФСА получил широкое распространение при решении задач повышения качества и конкурентоспособности продукции во многих странах мира. Этот метод позволяет сформулировать цель работы, наметить пути достижения цели и последовательно пройти весь путь вплоть до ее реализации, сочетая при этом разные, но взаимно дополняющие друг друга методы, в том числе и привлекая на каких-то этапах проведения ФСА и метод АВС (Activity Based Costing), и АВС-анализ (диаграммы Парето).

Метод АВС - метод финансового анализа, имеющий свою область применения.

На самом деле, если рассматривать данные методы с точки зрения их функционирования, то ФСА ставит цель извлечения резервов, скрытых в изделиях, а метод АВС – ставит цель грамотного и правильного распределения накладных издержек.

Классический ФСА - метод технико-экономических исследований, который по широте охвата вопросов, эффективности при грамотном использовании существенно превосходит метод ABC в решении задач, стоящих перед предприятием.

ФСА отличается от других подходов управления тем, что объединяет методические приемы, которые обычно не применяются вместе. Различные методологии, используемые в настоящее время, предназначены каждая для достижения определенных целей, однако их совокупность можно встретить в методологии ФСА. Они включают выявление и удовлетворение требований потребителя, установление показателей, описывающих эти требования, моделирование затрат, усовершенствование бизнес-процессов, непрерывное совершенствование в рамках системы менеджмента качества, организацию и проведение обучения персонала. Методология ФСА уделяет большое внимание интегрированным процессам и позволяет применять различные методические приемы как единую систему в зависимости от постановки конкретной цели анализа.

ФСА - это стиль управления, предназначенный, в частности, для улучшения мотивации сотрудников и развития их навыков, позволяющий получить синергетический эффект, приводящий к эффективному использованию средств достижения результатов и способствующий продвижению новшеств для обеспечения максимальной отдачи от деятельности организации.

В основе концепции стоимости лежит взаимосвязь между удовлетворением самых разных потребностей и используемых при этом возможностей. Чем меньше расход ресурсов или чем полнее удовлетворение потребностей, тем выше стоимость. Заинтересованные в деятельности организации стороны, включая потребителей, могут придерживаться различных точек зрения на то, что такое стоимость. Цель ФСА состоит в том, чтобы согласовать эти различия и позволить организации достичь максимальной реализации поставленных целей при использовании минимальных ресурсов.

Стоимость может быть повышена путем более полного повышения удовлетворения потребностей, даже если при этом увеличивается расход ресурсов, при условии, что удовлетворение потребностей происходит быстрее, чем увеличение используемых ресурсов (схема).

Метод ФСА, направленный на максимизацию потребительной стоимости, в процессе управления стоимостью использует и управление затратами.

Метод АВС -это способ определения и учета затрат по видам деятельности организации, способ процессного (пооперационного) определения и учета затрат. В организации устанавливают все виды деятельности и определяют средние затраты по каждому виду деятельности. Затраты по каждому виду деятельности, необходимые для изготовления продукции, определяют как произведение средних затрат в единицу времени по данному виду деятельности на продолжительность данного вида деятельности. Совокупные затраты на продукцию состоят из суммы затрат по всем видам деятельности, необходимым для разработки, производства, поддержания в рабочем состоянии и изъятия данной продукции из обращения.

Помимо метода АВС для управления по видам деятельности или функционального управления используется метод ABM - Activity based management. Метод ABM стремится представить предприятие (организацию) как совокупность различных взаимодействующих видов деятельности (любой вид деятельности есть, строго говоря, некий процесс, а если перейти на элементарный уровень, то можно говорить об операции), которая обусловлена требованиями потребителя и связана с затратами. Метод ABM - это процессное (пооперационное) управление затратами. Впервые предложил рассматривать организацию как систему процессов К. Исикава в начале 80-х годов. Международные стандарты ИСО серии 9000 закрепили такой подход.

В основе метода АВС лежит предположение, что деятельность потребляет ресурсы, а продукция потребляет деятельность. Другими словами, продукция - результат деятельности, связанной с потреблением ресурсов, учет затрат по которым ведется на соответствующих счетах.

Применение метода АВС обеспечивает гораздо более точное описание затрат и отображает финансовое состояние организации лучше, чем традиционные методы бухгалтерского учета. Это позволяет организации вырабатывать более точные и обоснованные решения. Кроме того, разнесение затрат по счетам может использоваться, чтобы исключать малоценные высокозатратные виды деятельности и, следовательно, уменьшать издержки, что немаловажно, например, при проведении ФСА, реструктуризации бизнес-процессов и в других случаях.

Тем не менее как и в бухгалтерском учете при использовании метода АВС превалирует все же платежный аспект, в то время как при проведении ФСА обращают внимание на стоимостный аспект затрат, понимая их как расход ресурса на создание продукции, максимально удовлетворяющей ожидания потребителей. Любой объект имеет стоимость только тогда, когда он имеет ценность для потребителя. Чем выше ценность объекта, тем выше и стоимость, независимо от затрат на его создание.

Метод АВС - особая форма функционального анализа затрат, в котором на первый план ставится определение и учет затрат на осуществление функций системы в течение полного жизненного цикла. Однако он не решает вопрос оптимизации или даже исключения функций в соответствии с удовлетворением требований потребителя путем выявления затрат, как это осуществляется при проведении ФСА. Метод АВС не предусматривает системного определения главной функции объекта, в нем отсутствуют правила формулирования функций, установления их значимости и уровня выполнения и многие другие признаки, без которых ФСА не может обойтись, так как у него другая конечная цель, а определение затрат по функциям - промежуточная задача. На каких-то этапах проведения ФСА возможно использование и метода АВС.

При проведении ФСА осуществляется минимизация затрат на всех этапах, связанных с существованием объекта, начиная с момента его проектирования вплоть до его утилизации.

Рассматривая различные характеристики продукции - затраты, качество, надежность и т. п., необходимо соизмерять их влияние на ее потребительную стоимость. Например, решения по усовершенствованию продукции, расширяющие ее функциональные возможности, но увеличивающие затраты настолько, что продукция теряет конкурентоспособность, столь же неприемлемы, как и решения, снижающие затраты за счет ухудшения качества.

Столь же важно не путать цену с потребительной стоимостью. Потребительная стоимость - это затраты на создание потребительских свойств. Потребительная стоимость уменьшается, если добавочные затраты не способствуют адекватному повышению потребительских свойств объекта, и напротив, потребительная стоимость объекта возрастает, когда добавочные затраты направлены на усовершенствования, придающие объекту такой уровень качества, за который потребитель согласен понести дополнительные расходы. Поэтому правильнее говорить об управлении затратами, а не о снижении затрат любым способом.

Потребительная стоимость определяется с помощью двух основных элементов: характеристик объекта и затрат потребителя.

· Затраты потребителя при этом включают цену продукции и, как правило, издержки, связанные с ее использованием.

· Характеристики продукции должны соответствовать требованиям определенной группы потребителей. При этом продукция получит конкурентное превосходство, если затраты потребителя окажутся ниже, чем у конкурентов.

Отсюда видно, что сделать продукцию привлекательной в глазах потребителя можно, совершенствуя ее характеристики, а также снижая затраты потребителя.

Основная цель ФСА - не просто снижение издержек или повышение качества, а максимизация потребительной стоимости объекта.

Потребительная стоимость товара - это полезность вещи (способность удовлетворять ту или иную потребность пользователя), соотнесенная к затратам на эту полезность. Иногда некоторые авторы используют вместо понятия "полезность" термин "функциональность". Функционально-стоимостный анализ призван дать оценку затрат на создание и использование объекта на основе потребительной стоимости. Это обеспечивается за счет всестороннего изучения функций, выполняемых объектом, и затрат, необходимых для их проявления.

Если затраты (сost) - денежная сумма труда, материала, накладных расходов и других издержек, которые требуются для разработки продукции, при ее производстве, приобретении или эксплуатации, то стоимость (value) представляет собой справедливое возмещение или эквивалент в виде товара, услуг или в денежном выражении за объект обмена, иными словами, денежное выражение ценности объекта. Стоимость объекта, выраженная через качество или престижность, является ценностью (worth). Обычно речь идет о рыночной стоимости, а не о стоимости с точки зрения абсолютной ценности продукции. Рынок лучше всего представить как взаимодействие отдельных лиц (покупателей, продавцов), каждое из которых на основе собственных критериев оценки делает индивидуальный выбор: покупатель - приобретать ли товар, а продавец - продавать ли этот товар за цену, достигнутую в результате добровольной коммерческой сделки.

Различие между двумя понятиями состоит в том, что "ценность" - это субъективная оценка, определяемая путем сравнения, на основании исторических фактов, конъюнктуры или личного опыта, а "стоимость" - рыночная оценка, объективная ценность, основанная на меновых пропорциях, цена, сложившаяся в ходе конкуренции.

Таким образом, стоимость - интегральный показатель ценности продукции - определяется в процессе взаимодействия сторон (покупателей и продавцов) для выработки единого мнения в оценке продукции и является поведенческим действием, которое, по мнению некоторых авторов, можно "представить себе в виде энергии, которая превращается в другие виды энергии".

Для обеспечения конкурентоспособности продукции в процессе ее разработки необходимо ясно понимать, что стоимость - это мера выбора потребителя (покупателя). Чтобы гарантировать, что продукция будет востребована, ее следует проектировать в соответствии с критериями потребителя, т. е. в соответствии со стоимостью. Затраты - это один из двух (помимо качества) основных показателей измерения стоимости. С одной стороны, затраты во многом предопределяют стоимость и служат одним из главных ее факторов, с другой стороны, добавление затрат не приводит к адекватному росту стоимости. Если перед разработчиками стоит цель - сделать продукцию дешевле, следует ее проектировать, исходя из затрат, а если лучше - проектировать, исходя из качества. Два других важных показателя измерения стоимости, которые относятся к проектным атрибутам, - это проектирование, исходя из заданных сроков (чтобы реализовать точно в срок), противоречащее природе качества, и проектирование, исходя из временного цикла (чтобы сократить сроки проектирования), на которое влияет как проектирование исходя из затрат, так и проектирование, исходя из заданных сроков.

Поэтому использование некоторыми авторами общепринятого термина "функционально-стоимостный анализ" для выражения определения и учета затрат по видам деятельности (Activity Based Costing) является «не совсем корректным».

Таким образом, следует подвести итог. Метод АВС, открытый в 80 – е гг.ХХ в., является разновидностью функционально – стоимостного анализа, открытого одновременно Майлсом и Соболевым в 1949г. ФСА - метод измерения стоимости на основании функций элементов изделий, а метод АВС – метод измерения стоимости на основе действий. Как известно, функция и действие редко являются одним и тем же.

ФСА ставит целью извлечение резервов, скрытых в изделиях и применяется чаще всего в технике (инженеры), а метод АВС помогает правильно и грамотно распределять накладные издержки. Если в бухгалтерском учете ресурсы переходят в продукцию в один этап, то при методе АВС в два этапа (сначала ресурсы в действия, далее действия перевоплощаются в само изделие), поэтому накладные издержки распределяются более точно, что положительно отражается на результатах деятельности предприятия.

То есть при ФСА осуществляется поиск резервов в технической системе для ее совершенствования, а при методе АВС, более грамотном, чем бухгалтерский учет, распределение накладных издержек.

Так же данные методы опираются на различные подходы. ФСА основывается на предметном (анализ изделия в целом и его отдельных элементов с целью снижения затрат на элементы и изделие) и на функциональном подходе (специалист абстрагируется от конструкции системы и сосредотачивает внимание на её функциях и анализирует каким экономичным путем можно достичь выполнения данных функций). АВС основывается на структурном (снизить стоимость выполнения комплекса функций можно не только за счет замены всего объекта, но и за счет модернизации отдельных его элементов) подходе и на процессном подходе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...