Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология японского и американского бизнеса




Критерии США Япония
Требования для продвижения Высокая квалификация Жизненный опыт, знание конкретного производства
Критерии профессиональной компетенции Переход от специализации к овладению смежными профессиями Духовность, соединение специализации и широких профессиональных знаний
Характер инноваций Революция на информационной базе Эволюция, улучшения, исправления
Форма отношений Контракты Личные контакты, доверие
Процесс принятия решений Сверху вниз, быстро, по иерархии Снизу вверх, медленно, согласовано, взвешено
Характер трудовой деятельности Независимость, формальные взаимоотношения Взаимозависимость, неформальные связи
Разрешение конфликтов Суд, защита своих позиций Взаимные обязательства, взаимное согласие
Стиль жизни Преданность делу, хобби – спорт, дом первичен Преданность делу, хобби – культура, дом вторичен

Качество – два подхода

«Тотальное управление качеством». Американские фирмы (Моторола, Нэшнл Семикондактор) вставляют в свой футляр японскую начинку.

При разработке изделия исходный момент не цена, а качественные характеристики (с опережением мировых стандартов). Качество не только технические параметры, но и технологичность конструкции («Сони»: работники стажируются на п/п, которые будут выпускать их изделия). Позиция: большой запас прочности, реальные параметры выше паспортных.

Автоматизация и робототехника не тактический прием, но стратегический курс.(США: контролеры – 10-15%, 15-40% производственных мощностей используются для переделки брака).

«Принцип желтой кнопки».

«Кружки качества» (5-8 человек): 90 предложений в год от одного кружка, 88% предложений внедряются, за рядовое предложение 100-150$, за патент 1000$, отдача 1500-5000$ в год от одного кружка.

 

Кризис японской модели.

С 1990г. – «страна заходящего солнца»

1. Финансы

- дефицит государственного бюджета

- банковский кризис (спекуляции)

- падение рейтинга платежеспособности страны

- обвал цен на финансовые активы

Примеры: темпы экономического роста 0,5%, 80 йен/$ 120 йен/$, дефицит государ-ственного бюджета - 11,4%, государственный долг – 160%, процентная ставка – 0,1%, банкроства, снижение прибылей

2. Снижение экспорта: падение экспорта в Ю.-В. Азию на 11,5%

3. Снижение внутреннего спроса: перепроизводство на внутреннем рынке

4. Старение населения (смертный возраст – 80 лет, 19% населения старше 65 лет, 2015г. – 25%)

5. Кризис японской системы менеджмента: хорошие исполнители, но плохие генераторы, коррупция

6. Слабость развития современных информационных технологий (упор на hardware, а не на software

М. Портер: виноват патернализм государства, запад достиг того же уровня качества, сейчас нужно уже не качество, но инновации и инвестиции

 

 

Китайский менеджмент

 

Большой Китай: КНР+Гонконг(с 1997г. – автономия на 50 лет)+Тайвань(?)

9,6млн.кв.км

1,3млрд человек (2005г.) + 200млн. диаспора (ХУАЦЯО) – каждый 5-й - китаец

2 место по ВВП (к 2010г. обещают догнать США)

----член Совета Безопасности

----Ядерный клуб

----пилотируемые ракеты (США, Россия, Китай)

----ВТО

С 1978г. – рыночная экономика под руководством Коммунистической партии

Экстенсивный рост 1990г.г. – 10% в год, 2004г. – 9,1% в год

1/3 ВВП – инвестиции (40% - государственные)

80% иностранных инвестиций от ХУАЦЯО (пример с Гонконом)

5-ое место по ЭКСПОРТУ

6-ое место по ИМПОРТУ

1,1% от ВВП в НИОКР («Китайская силиконовая долина» - Хайдиан севернее Пекина). По количеству ученых и инженеров сопоставим с США

Проблемы развития:

  1. перенаселенность
  2. распыленная несистемная структура экономики
  3. региональные диспропорции
  4. заниженный курс национальной валюты (в 8 раз, дневная з/п - $2,4)
  5. экология

Программа двух стратегических переходов (1996-2010)

---- от экстенсивного к интенсивному

---- от плановой экономики к социалистической рыночной

Гос. Сектор = частный сектор (в с/х 75% частники)

«Бамбуковый занавес» (СМИ, Итернет)

 

Деловая культура

  Дистанция власти Индивид./ коллект. Мужеств./ женств. Избегание неопред. Долгосроч. ориентация
США          
Китай          
Япония          

 

-----! Коллективизм СЕМЕЙНЫЙ (Япония: корпорация – семья, Китай: семья – корпорация)

-----ГУАНЬСИ – личные контакты, хорошие отношения, кумовство, непотизм, «кого ты знаешь, важнее чем то, что ты знаешь», КОРРУПЦИЯ

---- Орг. культура – СЕМЬЯ (наследство делится поровну, зарплата зависит от родственной близости)

Китайский менеджер: 35-45 лет, позднее (культурная революция) технократическое образование (советская методология), неоконфуцианец, малый опыт в бизнесе, но постоянный самоменеджмент

Цзэн Шицян – отец китайского менеджмента: «Дела зависят от человеческогоотношения»

Чэн Цзюньи – создатель китайского менеджмента: «Рыболовецкая культура» - жадность и страсть к владению, «Садовая культура» - понимание и любовь, «разум уважает ценность человека» (Конфуций)

Ли Дуншэн (президент компании TCL) – западный менеджмент зависит от конкретных обстоятельств, потому что персонал часто меняет рабочее место, а китайский менеджмент основывается на человеке.

Ценности китайского менджмента:

  1. Человек - основа, развитие потенциала индивидуума, рационализм, гуманность. Книга «Военные стратегии Сунь Бинь – Лунная война» - «На свете и в небе нет ничего важнее человека», Мэн Цзи – «Время не лучше рельефа, рельеф не лучше дружбы»
  2. Изменчивость и гибкость (конфуцианский динамизм)
  3. «Семейная идея» - семейное предприятие
  4. Честность. «Одно слово тяжелее целого воза». «Одно слово дороже тонны золота»
  5. Гармоничная идея как сочетание противоречий. Книга «Лицзи-Чжуюн» - «Гармония будет владеть миром». Древняя китайская философия «И-цзин»

 

1.1.

 

Предмет и эволюция международного менеджмента

 

Национальный бизнес – м/н бизнес

Общее: извлечение прибыли

Специфическое: деловое взаимодействие частных фирм, находящихся в различных странах

Особенное: возможность извлечения прибыли из преимуществ межгосударственных деловых операций

Прибыль Взаимодействие субъектов в различных странах

Выгоды из преимуществ межгосударственных

 

Эволюция по Р.Робинсону:

I. Коммерческая эра (1500-1850) – великие географические открытия (12.10.1492 – Америка)

- громадные прибыли от колониальных товаров, толчок развитию производства (кораблестроение) и торговой инфраструктуры

- роль государства (Япония – самоизоляция, Россия – запрет для иностранных купцов, Ост-Индийская компания (1600-1850) – превратилась в государственную организацию), протекционизм, эмбарго (embargo (исп.) – наложение ареста, запрещение (ввоза-вывоза, запрет захода в свои порты, задержание судов)

Основные вопросы: риск-прибыль

бизнес-государство

II. Эра экспансии (1850-1914) – структурализация колониальных империй

Переход от вывоза товаров к системному плантационному хозяйству (дешевое сырье, дешевая рабочая сила), инвестиции в колонии, защита колоний, взаимодействие с национальным бизнесом

Основные вопросы: эффективное использование ресурсов

взаимодействие культур

III Эра концессий (1914-1945) –неравномерное развитее промышленно развитых стран, «передел мира»

Поражение Германии, Великая депрессия (1927-1932), тоталитарные режимы (СССР, Германия)

- Неоднозначность роли государства: плюс – политическая и военная поддержка

минус- неэффективность государства как хозяйственника

- Процесс интернационализации экономик: ввоз рабочей силы

развитие национальных кадров

рост национального самосознания

 

IV. Эра национальных государств (1945-1970-ые) – становление национальных государств (есть

экономический базис, доморощенные кадры), но с другой стороны: монокультура, недостаток финансов.

Количество игроков на мировом рынке резко увеличилось, м/н бизнес. м/н финансовый рынок, мультинациональный бизнес

Мультинациональные Национальные (местные)

фирмы Фирма фирмы

 

Пакет развития: Технологии Все вместе сложно и дорого

Капитал поэлементный подход

Информация мультинациональный бизнес здесь наиболее выгоден

Квалификация начало глобализации – мультинациональные корпорации

Консалтинг

 

! МНК развивающихся стран лучше знали особенности

!! Конкуренция – погоня за эффективностью – «отрыв» от государства – космополитизм – «эффективность важнее патриотизма»

 

1.2.

 

ITT («Интернэшнл телефоун энд телеграф корпорейшн») – Брюссель-Нью-Йорк

Состенсен Бен – президент 1920г. (Пуэрто-Рико)

Х.С. Дженин – президент 1957г. (з/п 812 000 $ в год)

- скупка аналогов в других странах («Вестерн Электрик» результате декартелизации)

- телефонизация Ватикана

- «как можно больше масок» (мимикрия под местные фирмы)

- во время войны – работа на два фронта

Ю. Блэк – президент МБРР

Дж. Маккоун – директор ЦРУ

Тюргве Ли – генеральный секретарь ООН

Спаак – премьер-министр Бельгии

 

Основной вопрос: Каковы возможности и пределы эффективного использования национальной модели менеджмента с точки зрения эффективности м/н бизнеса? Что лучше: колониальная модель или национальная модель? Противостояние приводит к победе «третьих.

Вывод: необходим учет нац. культуры и нац. стереотипов, с учетом глубины экономического проникновения (торговля - совместное производство) и уровня культурной схожести. Переход от управления зарубежными операциями» к «международному менеджменту», что требует абсолютной свободы выбора, форм деятельности в любой стране и абсолютной свободы выбора самой страны.

 

V. Эра глобализации (с 70-ых г.г.) – крах социалистической системы –практически не осталось закрытых зон

- бурное развитие информационных коммуникационных технологий

Характерные черты современного бизнеса

  1. Доступность и всеобщность
  2. Ступенчатость (Карло де Бенедетти: «Турция – Испания двадцатилетней давности и Италия

сорокалетней давности……. В один прекрасный день она придет в Европу

А сегодня мы платим за Турцию ничтожную цену»)

3. Технологическая глобализация

4. «Финансиаризация» (Серван-Шрайберг)

5. Взаимосвязь национального и интернационального (диалектика). Императив – максимальное

Использование национального везде, где это возможно

6. Знание и компетенция (М. Пилдрич «Фирме необходимо стать организацией, ориентированной

на знание»)

 

Международный менеджмент

 

МНМ – особый вид менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия.

 

Структура МНМ и обычного менеджмента сходны:

- Анализ внешней и внутренней среды

- Коммуникация и принятие решений

- Основные функции менеджмента

- Групповая динамика

- Эффективность деятельности

 

 

1.3.

 

Анализ внешней и внутренней среды (иная информационная база, языковый барьер, культурные различия)

Коммуникация (специфика культуры, язык, невербальное общение)

Мотивация

Контроль

Управленческая культура (коллективизм-индивидуализм, авторитарность-демократизм)

Оценка эффективности (разное понимание «рациональности)

 

МНМ – сравнительный менеджмент – кросскультурный менеджмент

 

Целевая ориентация м/н фирмы:

- поиск и освоение новых рынков

- поиск и освоение эффективных ресурсов

- использование возможностей бизнеса в рамках национальной или м/н правовой среды

 

Задачи МНМ:

- комплексная оценка и анализ внешней среды м/н бизнеса, поиск и реализация источников конкурентных преимуществ

- анализ культурного фона и использование его возможностей

- выбор и использование организационных форм для зарубежных операций

- формирование мультинационального коллектива, поиск кросснациональных эффектов

- поиск и эффективное использование возможностей бизнес-сервиса (валютное регулирование, форфейтинг)

 

Гарольдсон Лафайет Хант

  1. «Скандал с поставками сои»: запрет экспорта сои (Никсон), падение цен, скупка (треть сои), ожидание «взрыва», продажа – доход 250 млн.$
  2. «Серебряная битва» (1974): золото выросло, доллар упал, серебро 1973 - 3$/унция, 1977 - 11$/унция, 1980 - 50$/унция – у Ханта ½ мирового запаса серебра на 7 млрд. $

 

Китайский метод отбора кандидатов (династия Мин):

Один раз в 3 года – региональные экзамены (3 трехдневных сессии)

1 сессия: 3 сочинения и стихотворение в 8 строф

2 сессия: 5 сочинений на традиционные темы

3 сессия: 5 сочинений об искусстве управления

2% оставшихся в столицу – сочинение по текущей политике

д

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...