Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наиболее распространенные семантические методики

Тема 8. Психосемантические методы диагностики личности

 

1. Общие представления о психосемантической диагностике

2. Наиболее распространенные семантические методики

 

Общие представления о психосемантической диагностике

Процессы восприятия, мышления, памяти и другие опосредуются системой значений, существующих в индивидуальном сознании в раз­ных формах (в виде знаков, символов, образов, вербальных формули­ровок).

- Психосемантическая диагностика направлена на оценку категори­альных структур индивидуального сознания, на реконструкцию сис­темы индивидуальных значений и личностных смыслов, на выявле­ние индивидуальных различий в процессах категоризации.

Семантический подход применим и для диагностики личностных черт. При его реализации конструируют и используют методики, стимульным материалом которых служат словесные обозначения лично­стных черт. Диагностика с их помощью представляет собой само­описание (самохарактеристику) субъекта или других лиц с помощью системы значений, отражающих конкретные черты. Психосеманти­ческие методы диагностики личности позволяют раскрыть индивиду­альные системы значений, несущих так называемое личностное зна­ние. Под последним понимается совокупное знание о человеческой личности, которым обладает индивидуальное сознание.

Как известно, слова имеют как достаточно устойчивое предметное (денотативное) значение, так и оценочное, аффективное (коннотативное) значение. Это относится не только к лексике личностных черт, но и к понятиям из других областей индивидуального знания, в том чис­ле знаний о неживой природе. Приписывая какое-то свойство объек­ту, мы всегда подразумеваем при этом и какую-то оценку этого свой­ства. Помимо этой пристрастности, оценочности нашего восприятия при использовании психосемантических методов следует учитывать и тот факт, что денотативное значение слова не является чисто семан­тическим, а отражает особенности прошлого опыта индивида и пото­му также в определенном смысле субъективно. Описанные особенно­сти категориальных структур индивидуального сознания объясняют, почему семантические самоописания и описания других людей ока­зываются неустойчивыми.

Информация, получаемая с помощью психосемантических мето­дов, опирается на субъективные оценки. А. Анастази называет эти методы феноменологическими, так как они отражают влияние фено­менологической психологии, в которой основное внимание уделяет­ся тому, как события воспринимаются индивидом.

С точки зрения представителей этого направления, описания себя приобретают первостепенную важность, а не рассматриваются в каче­стве второстепенных заместителей или дополнений других, более объективных данных.

Психосемантический подход к диагностике личности иногда при­знается иным, отличным от диагностики с помощью традиционных опросников, в которых даются описания поведенческих или эмоцио­нальных проявлений и в зависимости от их выбора интерпретируются значения тех или иных черт. Вместе с тем отличия не являются суще­ственными.

1. Как психосемантические методы, так и традиционные опросни­ки в действительности измеряют представления человека о себе.

2. Как те, так и другие включают оценочный компонент. Выше уже объяснялся этот факт применительно к семантическим методам. Что касается опросников, то, отвечая на них, испытуемый нала­гает на представленные там описания поведения или отношений свои собственные субъективные шкалы оценок, отражающие его опыт. Чем легче испытуемому распознать черту, оцениваемую по словесной формулировке опросника, тем сильнее проявляется оценочный компонент ответа — чаще дается социально одобря­емый, позитивно рассматриваемый ответ. Данное обстоятельство означает, что, используя традиционные опросники, психологи часто получают не объективную картину личностных черт, а ис­каженную оценочным компонентом их восприятия.

3.Как семантические методы, так и опросники требуют от испытуемых навыков рефлексии, самоанализа, самонаблюдения. А. Г. Шме­лев родственность этих методов видит также и в том, что они воспроизводят одни и те же универсальные черты (факторы) личности, оценивая таким образом сходные стороны личностно­го знания.

Принимая во внимание все рассмотренные черты сходства психо­семантических методов с традиционными опросниками, К. М. Гуревич и объединил их в одну группу строго формализованных методов, названную опросниками. Вместе с тем нельзя не отметить, что психосемантические методы являются идиографическими и при­меняются для обследования индивидуальных случаев. Они оказыва­ются полезными в прогнозе поведения конкретных людей в опреде­ленных ситуациях, в то время кактрадиционные опросники пригодны для предсказания усредненного поведения индивида для довольно протяженных периодов времени.

 

Наиболее распространенные семантические методики

Среди психосемантических методик можно выделить две группы. Первая представляет собой списки дескрипторов (описаний черт), с помощью которых испытуемый должен описать себя или других лиц. Вторая группа — это шкальные техники, предназначенные для оцени­вания себя или других по определенным шкалам, полюса которых обо­значены какими-то краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут даваться в словесной, числовой и графической формах. Рассмот­рим типичные и наиболее известные психосемантические методики.

Контрольный список прилагательных (Adjective Check List - ACL)

Эта методика была создана специально для оценки представлений человека о самом себе. Разработанная в Институте по изучению и оценке личности США Г. Гоухом, она представляет собой спи­сок из 300 расположенных в алфавитном порядке прилагательных от «авантюрный» до «яростный». Испытуемый помечает все прилага­тельные, которые, как он полагает, описывают его самого.

Полученные показатели подсчитываются по 24 основным шкалам. Четы­ре из них выявляют установку на ответ и оценивают общее число поме­ченных слов и число слов, характеризующих испытуемого с положитель­ной и отрицательной сторон. Лица, выбирающие большое число слов, рассматриваются как активные и импульсивные, а те, кто отмечает мало прилагательных, — как сдержанные, осторожные и спокойные. Четыре шкалы — самоуверенности, самообладания, лабильности (гибкости) и личной приспособленности — были разработаны на основе эмпириче­ского критерия, выделенного посредством применения других диагнос­тических методик и метода наблюдения. Еще одна шкала — готовность следовать советам — была получена с помощью эмпирического критерия, в качестве которого выступало противоположное (положительное и отрицательное) отношение к советам индивидов, обратившихся к пси­хологам-консультантам. Остальные 15 шкал были получены путем содер­жательного анализа и отнесения прилагательных к одной из 15 потреб­ностей, включенных А. Эдвардсом в Список личностных предпочтений. В руководстве к методике приводятся краткие описания личности ин­дивидов, получивших по каждой шкале высокие и низкие показатели.

В своем современном виде Контрольный список Г. Гоуха дает возмож­ность получить показатели по 37 шкалам. Добавленные к прежним, шкалы проектировались с опорой на определенные теории личности (транзактный анализ Э. Берна и теорию креативности и интеллекта Г. Уэлша).

Контрольный список прилагательных на практике используется весьма широко — в клинике, при выборе профессий, для оценки эф­фективности в политике и экономической деятельности и др.

Основные недостатки этой методики психологи видят в следующем:

♦ что она навязывает субъекту те параметры (черты), по которым следует производить оценку объекта (себя или другого челове­ка), при том что эти параметры могут быть для него незначимы;

♦ приписывание объекту тех или иных параметров может вызвать трудности по ряду причин (из-за неясности понимания парамет­ров или условий их проявления у объекта и пр.).

Второй из названных недостатков отчасти устраняется при исполь­зовании методик шкалирования.

Семантический дифференциал (Semantic Differential)

Эта методика является одной из наиболее распространенных мето­дик шкалирования. Будучи разработанной Ч. Осгудом и его сотрудни­ками сначала как средство исследования психологических аспектов осмысления понятий, она очень быстро стала рассматриваться мето­дикой оценки личности, пригодной в первую очередь для измерения' личностных установок и отношений к определенному кругу объектов.

Семантический дифференциал представляет собой стандартизиро­ванную методику, в которой испытуемому предъявляется несколько семибалльных шкал, нанесенных горизонтально на один бланк (ответ­ный лист). Концы шкал заданы словами (прилагательными), име­ющими противоположные значения. Семь градаций чаще всего также обозначены вербально, хотя возможны числовые и графические (в ви­де отрезков) обозначения. Каждый объект (понятие) должен быть оценен не менее чем по 15 таким биполярным шкалам. Оценка заключа­ется в отнесении к определенному полюсу шкалы с определенной гра­дацией. Выбранную градацию следует либо подчеркнуть, либо обвес­ти кружком на ответном бланке.

Пример:

ОТЕЦ

ХОРОШИЙ сильно средне слабо никак слабо средне сильно ПЛОХОЙ

ЖЕСТОКИЙ сильно средне слабо никак слабо средне сильно ДОБРЫЙ
СЕРЬЕЗНЫЙ сильно средне слабо никак слабо средне сильно ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ

ЗАМКНУТЫЙ сильно средне слабо никак слабо средне сильно РАСКОВАННЫЙ

СИЛЬНЫЙ сильно средне слабо никак слабо средне сильно СЛАБЫЙ

Если соединить отрезками все сделанные отметки, то на ответном бланке отразится субъективный семантический профиль прошкалированного объекта. При обработке результатов используют, как пра­вило, два подхода:

♦ анализ семантического профиля;

♦ построение семантического пространства.

Субъективным оценкам по каждой шкале приписываются число­вые значения от 1 до 7 или от -3 до +3. Общее сходство оценок любых объектов у индивида или группы выявляется при сопоставлении чис­ловых значений по всем шкалам. Так осуществляется анализ семанти­ческих профилей.

При использовании второго подхода к анализу результатов Семан­тического дифференциала принимают во внимание проведенные Ч. Осгудом исследования исходной серии из 50 шкал. Применив корреляционный и факторный анализ, он выявил три основных фактора:

♦ фактор оценки с высокими нагрузками по таким шкалам, как хороший-плохой, полезный-бесполезный, чистый-грязный;

♦ фактор силы, явно проявляемый в шкалах сильный-слабый, большой-маленький, тяжелый-легкий;

♦ фактор активности, выявленный в таких шкалах, как активный-пассивный, быстрый-медленный, острый-тупой.

Наиболее весомым, объясняющим наибольший процент дисперсии, является фактор оценки.

Система факторов ОЦЕНКА - СИЛА - АКТИВНОСТЬ, как по­казали исследования и Ч. Осгуда, и других психологов из разных стран мира, оказалась универсальной (выявляемой при использовании раз­ных понятий из разных предметных областей) и устойчивой (воспро­изводимой в разных языковых культурах). Причины этого Ч. Осгуд объясняет тем, что выделенные факторы отражают реальные особенно­сти самой общей эмоциональной реакции индивида на стимул. Интер­претация факторов производилась им с опорой на бихевиористскую тео­рию эмоций. В соответствии с ней отнесение объекта к положительному полюсу фактора ОЦЕНКА означает неосознанное переживание удоволь­ствия от него. Помещая объект на полюс «сильный» (второй фактор), субъект испытывает определенное напряжение при подготовке к взаимо­действию с ним; располагая объект на полюсе «слабый», субъект испы­тывает расслабление. Выбор полюса «активный» означает, что субъект испытывает возбуждение, готовясь к быстрым действиям при встрече с объектом.

Для построения семантического пространства по результатам ме­тодики Семантический дифференциал производится подсчет суммы баллов по шкалам, относящимся к каждому из трех факторов. Исполь­зуя эти показатели, можно с определенной вероятностью предсказы­вать отношение и поведение индивида как реакцию на те или иные объекты.

Семантический дифференциал применяется для решения разных практических проблем:

♦ в клинике;

♦ при профконсультировании;

♦ для выявления разнообразных социальных установок;

♦ для исследования отношения к разным изучаемым учебным пред­метам, отношения к разным товарам и торговым маркам и др.

Такая широта использования объясняется тем, что в качестве оцени­ваемых объектов могут использоваться сам индивид, члены его семьи, друзья, коллеги по работе, представители разных профессий, учебные предметы, названия товаров, разные виды деятельности, радио- и теле­программы и многое другое. По существу термин «семантический диф­ференциал» используется сейчас для обозначения целого семейства методик, построенных по одним и тем же принципам. В настоящее вре­мя не прекращается работа по совершенствованию этой методологии; для анализа результатов используется сложная статистическая обра­ботка, а также современные компьютерные методы. Разрабатываются и применяются невербальные варианты семантического дифференциала (когда полюса шкал задаются невербальными средствами).

Одна из модификаций техник шкалирования представляет собой методики сортировки.

Q-сортировка (Q-technique, Q-sort)

Эта методика была разработана В. Стефенсоном для исследования представлений индивида о самом себе. Индивиду дается на­бор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личнос­ти. Он должен распределить их по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Количество групп, на которые должен разделить карточки испытуемый, задается психологом. В каж­дую из групп следует поместить определенное число карточек, которое определяется значениями нормального распределения для выбранного количества групп и общего числа карточек. Так, например, при исполь­зовании 100 карточек, которые нужно распределить по пяти группам, количество карточек в каждой группе будет следующим:

Наименее Наиболее

характерное свойство 10 20 40 20 10 характерное свойство

Чаще всего для распределения карточек используется от 3 до 9 групп. Как и при использовании метода вынужденного выбора, Q-сортиров­ка дает субъективно-личностные, а не нормативные данные. Это зна­чит, что индивид сообщает психологу о том, что считает своими силь­ными и слабыми свойствами, сравнивая их друг с другом, а не с тем, насколько сильно или слабо они выражены по сравнению с другими людьми или некоторой заданной извне нормой.

Q-сортировка используется для решения разнообразных психоло­гических проблем. В зависимости от последних испытуемому предла­гают классифицировать карточки по следующим критериям:

♦ по отношению к себе в разнообразных ситуациях (например, дома, на работе, в общении с другими людьми);

♦ каким он является на самом деле с его точки зрения (реальное Я);

♦ каким он представляется другим людям (социальное Я);

♦ каким он хотел бы быть (идеальное Я).

Такая информация собирается на разных стадиях психотерапии для констатации происшедших изменений. Можно распределять кар­точки применительно к другим людям, что позволяет выявить отно­шение испытуемого к ним, а также использовать для их описания. В последнем случае варианты Q-сортировки используются для получе­ния всесторонней оценки личности профессионально подготовленными наблюдателями, а также для описаний любой интересующей психолога категории людей (профессиональные группы, группы с психиатрически­ми синдромами и др.). Кроме того, принцип Q-сортировки может быть реализован при работе испытуемого с различными объектами.

Основная сложность разработки семантических методов диагнос­тики заключается в подборе и унификации значений слов и выраже­ний, включаемых в состав списков черт, в неизбежности их субъектив­ной интерпретации разными индивидами, когда даже незначительное смещение акцента при выборе лексики в ту или иную сторону может привести к изменению и даже искажению представлений о личност­ном знании, присущем индивиду.

Общий недостаток всех описанных выше семантических методик психологи видят в том, что вследствие заданности — как перечней лич­ностных черт, так и субъектов, которых нужно по ним оценивать, — существуют сомнения в достоверности их данных. Если те черты лич­ности или биполярные шкалы, по которым испытуемый вынужден из­мерять людей, не рассматриваются им как существенные, полезные, не являются для него первичными для вынесения суждений о личнос­ти, то результат диагностики не будет адекватно отражать его личност­ное знание (собственную теорию личности, по выражению Дж. Кел-ли), а явится своего рода артефактом.

Этого недостатка лишен еще один семантический подход к диагно­стике личности, основанный на использовании репертуарных личност­ных методик. Они позволяют индивиду самому конструировать свой индивидуальный опыт, выявляют те субъективные шкалы, которыми пользуется индивид при восприятии, понимании и оценке окружа­ющего мира.

Репертуарные личностные методики (Repertory Grid Technique)

Репертуарные личностные методики относятся к идиографическим методам личностной диагностики. Они были названы их автором Дж. Келли репертуарными решетками, так как в процессе диаг­ностирования выстраивается матрица, заполняемая либо психодиаг­ностом, либо самим испытуемым. Столбцам матрицы соответствуют так называемые элементы, представляющие собой группу объектов, в от­ношении которых выявляются оценки испытуемых. В качестве объектов могут выступать самые разные предметы, явления отношения, люди, по­нятия, ситуации, звуки, цвета, профессии, учебные дисциплины и про­чее, т. е. все то, что психодиагносту представляется существенным для выявления тех или иных отношений и оценок человека. Строками мат­рицы являются конструкты — субъективные шкалы человека, те мер­ки, с которыми он подходит к построению образа окружающего мира.

В процессе диагностирования каждый элемент оценивается по каждо­му конструкту.

Определение «репертуарная» означает, что элементы в решетку подбираются по определенным правилам, так, чтобы они составляли какую-либо единую область исследования и были связаны между со­бой осмысленным образом подобно репертуару ролей в пьесе. Поми­мо этого, такое определение связано с тем, что в первых репертуарных решетках, предложенных самим Дж. Келли (Role Construct Repertory Test — Rep-Test — Тест ролевых конструктов), элементы выражались в виде репертуара ролей, на место которых испытуемый мысленно под­ставлял своих знакомых.

Метод репертуарных личностных решеток позволяет выявить соб­ственные субъективные шкалы человека, по которым он оценивает ок­ружающий мир — конструкты, оценить силу и направленность связей между конструктами одного человека, выявить наиболее важные и значимые параметры, лежащие в основе конкретных оценок и отно­шений (глубинные конструкты), построить целостную систему кон­структов, позволяющую описывать и предсказывать оценки и отно­шения человека. Преимуществом этого метода является возможность к данным, полученным от одного человека, применить весь арсенал статистических методов, традиционно используемых для анализа групповых данных.

Репертуарные личностные методики относятся к классу диагностического интервью, проводимого по четко определен­ным правилам. Гибкость этих методик, качество и количество получа­емой с их помощью информации делают их пригодными для решения широкого круга практических задач. Этот метод позволяет реконструировать уникальный субъективный опыт человека, определяющий систему его параметров, помогающих воспринимать и понимать окружающий мир, оценивать и прогнозиро­вать происходящие в нем события, поведение людей, свои взаимоотно­шения с ними. Если в качестве элементов решетки выступают люди, то конструкты чаще всего отражают личностные черты, определяющие отношение человека к окружающим и себе. Поэтому при правильном использовании репертуарных решеток можно выявить представления конкретного индивида о людях, об их важнейших характеристиках, выстроить иерархию личностных черт в сознании этого индивида.

Системы конструктов индивидуальны, и, по мнению Дж. Келли, если они позволяют людям контролировать происходящие события и адаптироваться в среде, то они имеют право на существование. Задачей психолога является выделение, реконструкция уникальных систем представлений людей, и это путь в направлении познания своеобра­зия и целостности личности каждого из них.

 

Вопросы

1. В чем специфические особенности семантических методов диа­гностики личности, отличающие их от опросников?

2. В чем сходство семантических методов с традиционными опрос­никами?

3. Назовите основные виды психосемантических методик, охарак­теризуйте каждый из них.

4. Каковы преимущества репертуарных личностных методик перед другими семантическими методами?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...