Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б. Возможен выбор как одного, так и более правильных ответов. В других случаях требуется установить соответствие, последовательность




31. Методами теоретического познания являются:

а) идеализация

б) эксперимент

в) системный подход

г) формализация

д) наблюдение

 

32. Расположите в правильной логической последовательности фазы научного творчества:

а) сосредоточение усилий на решении задачи

б) накопление знаний, навыков, умений для четкой формулировки проблемы

в) проверка найденного решения

г) уход от проблемы, переключение на другие виды деятельности

д) озарение («инсайт»)

 

33. Выделите (подчеркните) формы научного познания:

а) интуиция е) индукция

б) проблема ж) факт

в) анализ з) идея

г) теория и) опыт

д) закон к) принцип

 

34. Выделите (подчеркните) факторы, которые способствуют научному творчеству на индивидуальном уровне:

а) память

б) физическая усталость

в) воображение

г) внимание

д) интуиция

е) сообразительность

ж) эмоциональная подавленность

 

35. Установите правильное соответствие между понятиями и их значениями:

а) метод – учение о методах познавательной

деятельности

б) методика – специально разработанная для данного

случая система методов

в) методология – путь исследования, ведущего к истине

(Платон)

36. Установите правильное соответствие между уровнями научного познания и их функциями:

а) эмпирический уровень – объяснение выявленных

законов

б) предпосылочный уровень – обнаружение, описание

и обобщение фактов

в) теоретический уровень – фиксация философско-

методологических оснований

 

37. Методами эмпирического познания являются:

а) абстрагирование

б) моделирование

в) измерение

г) наблюдение

д) аналогия

 

38. Основными видами теории являются:

а) аксиоматическая

б) гипотетико-дедуктивная

в) формализованная

г) описательная

д) индуктивная

 

39. В структуру научной теории входят:

а) исходная теоретическая основа

б) логика развития теории

в) альтернативные теории

г) совокупность выводного знания

д) реализация теории в изобретениях

 

40. Выстройте в правильной логической последовательности этапы наблюдения:

а) выбор способа наблюдения

б) проведение наблюдения

в) определение задачи

г) обработка полученных данных

д) выбор объекта

 

41. Установите правильное соответствие:

а) фактуализм – научные факты определяются теорией

б) эмпиризм – основным источником познания

выступает разум

в) рационализм – нет ничего в разуме, что не прошло бы

прежде через чувства

г) сенсуализм – основа познания – опыт

д) теоретизм – «факты – упрямая вещь»

 

42. Расположите в правильной логической последовательности этапы научного исследования:

а) создание теории

б) выдвижение гипотезы

в) формулирование проблемы

г) сбор эмпирических данных

д) проверка гипотезы

 

43. Установите методы познания, которые являются парными:

а) анализ исторический

б) индукция диалектика

в) логический синтез

г) метафизика дедукция

 

44. Подчеркните требования, предъявляемые к научной гипотезе:

а) принципиальная проверяемость

б) абсолютная достоверность

в) методологическая простота

г) эвристическая сила

д) соответствие ранее установленным научным положениям

е) экономический эффект

 

45. Сильными сторонами интуитивного познания являются:

а) неорганизованность

б) относительная свобода от стереотипов и схем

в) более высокая скорость мышления

г) отсутствие опоры на предшествующий опыт

д) большая возможность образования ассоциаций

 

46. Выстройте верную логическую последовательность этапов эксперимента:

а) само манипулирование исследуемым объектом

б) планирование эксперимента

в) интерпретация полученных результатов

г) выбор средств

 

47. Видами эксперимента являются:

а) модельный

б) кибернетический

в) фантастический

г) гуманистический

д) поисковый

 

48. Установите правильное соответствие между названиями методов и их описанием:

а) индукция – расчленение объекта на составляющие

для раздельного их изучения

б) синтез – движение мысли от частного к общему

в) анализ – метод рассуждения от общего к частному

г) дедукция – мысленное или практическое объединение

изучаемого объекта в целое

 

49. Преимуществами эксперимента над наблюдением являются:

а) естественность

б) воспроизводимость

в) возможность вмешаться в изучаемый процесс

г) неповторимость

 

50. К видам научного прогнозирования относятся:

а) прогнозирование на фактографической основе

б) прогнозирование на основе экспертной информации

в) прогнозирование по взаимному расположению планет

г) прогнозирование на аналогии

 

51. Крупным отечественным философом, посвятившим многие свои труды проблеме творчества, был:

а) Л. Н. Толстой

б) А. С. Хомяков

в) Н. А. Бердяев

г) В. С. Соловьев

 

52. Выделите несуществующее правило классификации:

а) в рамках одной классификации необходимо придерживаться единого основания

б) сумма объемов членов классификации должна равняться объему всего класса

в) члены классификации должны взаимно исключать друг друга

г) допустимо менять основания классификации от одного класса к другому

 

53. Главный вопрос философии творчества – это:

а) как научить творчеству?

б) какие методы творчества существуют?

в) как вообще возможно творчество?

г) сколько платить за творчество?

54. Гипотеза «ad hoc» – это:

а) общая гипотеза

б) окончательная гипотеза

в) гипотеза для данного случая

г) доказанная гипотеза

 

55. В интуитивном познании ведущая роль принадлежит:

а) сознательному

б) бессознательному

в) логическому

г) дискурсивному

 

56. Принцип фальсифицируемости предложил:

а) И. Лакатос

б) М. Шлик

в) Т. Кун

г) К. Поппер

 

57. Модель и оригинал состоят в отношении:

а) полного сходства

б) полного несходства

в) частичного сходства

г) взаимоисключения

 

58. «Брейнсторминг» – это:

а) состояние «головокружения от успехов»

б) метод «мозговой атаки»

в) измененное состояние сознания

г) способ стимулирования коллективного творчества

 

59. Эксперимент как метод познания первоначально возник в:

а) биологии

б) гуманитарном знании

в) естествознании

г) математике

 

60. Наблюдение – это:

а) метод построения научной теории

б) метод эмпирического познания

в) метод выдвижения гипотезы

г) метод теоретического познания


Вопросы курсового экзамена

 

1. Понятие науки и его многомерность.

2. Наука и техника цивилизаций Древнего Востока.

3. Античная наука и техника.

4. Специфика средневековой науки, развитие средневековой техники.

5. Сущность научной революции XVI–XVII вв. Классическая наука.

6. Техническая революция XVIII–ХIX вв. (промышленный переворот).

7. Научная революция конца ХIX – начала ХХ вв.

8. Основные характеристики неклассической науки ХХ в.

9. Научно-техническая революция второй половины ХХ в.

10. Некоторые черты становления постнеклассической науки в конце ХХ – начале XXI вв.

11. Структура научного знания.

12. Соотношение фактов и теории в научном исследовании.

13. Функции научного познания.

14. Проблема истины в науке.

15. Методы эмпирического исследования и возможности их использования в исследованиях по Вашей специальности.

16. Методы теоретического исследования и возможности их использования в исследованиях по Вашей специальности.

17. Поиск логики, закономерностей развития науки.

18. Научная революция: различные подходы.

19. Наука как социальный институт, ее функции в обществе.

20. Эволюция науки как социального института в XIX–ХХ вв.

21. Проблема соотношения свободы научного творчества и нравственной ответственности ученых.

22. Основные проблемы философии техники.

23. Сущность интуиции, ее виды и факторы.

24. Основные проблемы философии творчества.

25. Взаимоотношение дискурсивного и интуитивного в творчестве.

26. Проблемы и приемы стимулирования научного творчества.

 


Оглавление

Введение.................................................................................................... 3

Программа курса........................................................................................ 4

Библиографический список......................................................................... 6

Тема 1. Наука и техника как объект исследования.................................. 8

Тема 2. Исторические этапы развития науки, научной рациональности
и техники.................................................................................................... 15

2.1. Когда возникает наука?.................................................................. 15

2.2. Преднаучное и техническое знание древнейших цивилизаций.... 17

2.3. Научное и техническое знание Античности................................... 20

2.4. Религиозные основания развития научного знания
в Средневековье, технические достижения............................................ 23

2.5. Социокультурные предпосылки становления классической науки 28

2.6. Научная революция XVI–XVII вв. Становление классической
науки, ее характерные черты................................................................. 29

2.7. Развитие научного и технического знания в XVIII–XIX вв.......... 32

2.8. Научная революция конца XIX – начала XX вв.
Становление неклассической науки, ее характерные черты................ 37

2.9. Развитие научных и технических знаний во второй половине XX в. 40

2.10. Становление постнеклассической науки, ее характерные черты 44

2.11. Проблемы и перспективы современного научного
и технического развития........................................................................ 46

Тема 3. Логика развития научного знания............................................ 48

Тема 4. Логика научного и технического исследования....................... 53

Тема 5. Методология научного и технического исследования............. 68

Тема 6. Проблемы научно-технического творчества............................ 79

Тема 7. Проблемы нравственной оценки научно-технического
творчества.................................................................................................. 87

Тема 8. Гносеолого-методологические проблемы техники................... 97

Словарь основных понятий и персоналий курса................................... 111

Тесты для проверки знаний по курсу..................................................... 123

Вопросы курсового экзамена................................................................. 133

 


ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

 


 


Любомиров Дмитрий Евгеньевич

Петров Сергей Олегович

Сапенок Ольга Владимировна

 

 

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

Учебное пособие для студентов,

обучающихся по направлениям

магистерской подготовки

09.04.02, 15.04.02, 15.04.04, 18.04.01,

18.04.02, 35.04.01, 35.04.02, 35.04.09

 

 

Редактор Л. В. Лукьянчук

Компьютерная верстка – Р. П. Абакаров

 

 
 


Подписано в печать с оригинал-макета 13.11.14.

Формат 60×84/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная.

Уч.-изд. л. 8,5. Печ. л. 8,5. Тираж 100 экз. Заказ № 151. С 195.

 
 


Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

Издательско-полиграфический отдел СПбГЛТУ

194021, Санкт-Петербург, Институтский пер., 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...