Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Основания возникновения и прекращения правоотношений в сфере труда




3. Основания возникновения и прекращения правоотношений в сфере труда

1. В силу принципов свободы труда (ст. 37 Конституции РФ) и запрещения принудительного труда (ст. 4 ТК) трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать в нашей стране только на основе добровольно заключаемого трудового договора при свободном волеизъявлении его сторон. В этом смысле трудовой договор является универсальным основанием для возникновения трудовых отношений любого вида.

2. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации. Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: 1) избрания на должность; 2) избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; 3) назначения на должность или утверждения в должности;

направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; 4) судебного решения о заключении трудового договора; 5) признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.

3. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

4. Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.

Основаниями прекращения трудового договора являются:

1. Соглашение сторон;

2. Истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3. Расторжение трудового договора по инициативе работника;

4. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

5. Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

6. Отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения;

7. Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора;

8. Отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;

9. Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;

10. Нарушение установленных настоящим правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы;

11. Обстоятельства, не зависящие от воли сторон: 1) призыв работника на военную службу; 2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда; 3) неизбрание на должность; 4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу; 5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением; 6) смерть работника либо работодателя - физического лица; 7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария и проч. ) и др. Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись. Днем прекращения трудового договора (т. е. днем увольнения) будет являться последний день работы работника.

 

4. Коллективно-договорные формы регулирования труда и их значение как источников трудового права

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Правовые акты социального партнерства в российском законодательстве подразделяются на два вида в зависимости от сферы их действия. Коллективный договор действует в рамках одной организации (работодателя), соглашение - в отношении нескольких работодателей.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом.

Значение: В условиях государственно-плановой системы управления производством и трудом основную регулирующую нагрузку несли нормативные правовые акты органов государственного управления. Однако с переходом на рыночные основы хозяйствования государство сложило с себя функции субъекта прямого управления хозяйственной деятельностью и трудом, и отечественная экономика стала функционировать во многом на началах предпринимательской самостоятельности хозяйствующих субъектов и свободного труда работников, используемого на условиях, устанавливаемых самими договаривающимися сторонами при заключении трудовых договоров. Коллективно-договорные формы: а) конкретизируют нормативные источники норм трудового права; б) облекают в надлежащую форму социально-партнерские отношения работодателей и работников; в) служат источником коллективных норм трудового права, адресованных работникам как стороне коллективного договора или соглашения; г) гармонизируют социальные интересы работников и частные интересы работодателя; д) устанавливают пределы локальному нормотворчеству работодателя. По общему правилу положения коллективных договоров и соглашений не могут изменяться или прекращаться по усмотрению одной из сторон.


5. Правовое регулирование занятости населения и трудоустройства

Право граждан на труд гарантируется Конституцией РФ. Право граждан на содействие в трудоустройстве, обеспечении занятости – это гарантия права на труд. В соответствии с законом, занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им заработок, трудовой доход. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Основы правового регулирования занятости регламентированы Законом РФ «О занятости населения в РФ».

Деятельность государственной службы занятости населения направлена на: 1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения; 2) информирование граждан РФ о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости и защиты от безработицы; 3) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; 4) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе для содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов; 5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными и др.

Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно. Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Занятыми, в соответствии с законом признаются граждане: 1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; 2) зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации или лицензированию; 3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; 4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам и др.; 5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; 6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; 7) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы и иными уважительными причинами; 9) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением некоммерческих организаций, чья форма не предполагает получение дохода от деятельности этих организаций; 10) являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан и порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.

Законом «О занятости населения в РФ» закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

В обеспечении занятости населения участвуют органы двух видов: органы общей и специальной компетенции. К числу органов общей компетенции относятся федеральные органы государственной власти и управления (в том числе Министерство труда и социальной защиты РФ), органы государственной власти и управления субъектов РФ и органы местного самоуправления, работодатели, коллективы работников и профессиональные союзы. Специальными органами, занимающимися вопросами трудоустройства и занятости населения, являются Федеральная государственная служба занятости, координационные комитеты содействия занятости населения, негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству.

В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в них сторонами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...