Тема 3. Классификация психотропных средств.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Цели и задачи дисциплины
Программа курса «Психофармакология» рассчитана на профессиональную подготовку студентов-психологов по специальности «Психология». Программа разработана с опорой на государственный образовательный стандарт и предполагает основные формы работы: лекции и семинары. Психофармакология – раздел фармакологии, изучающий влияние психотропных средств на центральную нервную систему, психические состояния, на эмоциональную, интеллектуальную сферу и поведенческие реакции с помощью специальных психологических тестов и психофизиологических методик. Цель курса «Психофармакологии» – дать студентам современные представления о психотропных средствах, сущности и механизмах действия на центральную нервную систему, использования в практической психологии, эффективности и безопасности применения психотропных средств, индивидуализации фармакотерапии, фармакологической коррекции нарушений умственной деятельности в условиях психологического стресса, решении проблем повышения работоспособности и профилактики переутомления. Задача курса состоит в ознакомлении студентов с современными возможностями медикаментозного лечения психических больных, ознакомление студентов с теоретико-биологическими основами действия психотропных средств. Изучение классификации психотропных средств и их терапевтических мишеней. Ознакомление с возможностями практического применения психотропных средств. Дать представление о понятиях, использующихся в фармакотерапии, в общих вопросах фармакодинамики средств, влияющих на ЦНС, в общих сведениях о психических заболеваниях, дать представление о роли и месте психофармакотерапии в лечении психических заболеваний и основные представления о клинической фармакологии психофармакологических средств.
Ознакомить с методологией оценки клинико-фармакологического действия психофармакологических препаратов на основе знаний клинической фармакологии психофармакологических лекарственных средств, дать представление о целях, диагностических и лечебных методиках, использующихся врачами-психиатрами.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен: - знать основные психотропные средства, сущность и механизм действия на центральную нервную систему; - знать современные возможности медикаментозного лечения психических больных; - уметь реально использовать полученные знания в своей практической работе в различных отраслях психологии; - владеть методологией оценки клинико-фармакологического действия психофармакологических препаратов на основе знаний клинической фармакологии психофармакологических лекарственных средств; - иметь представление о целях, диагностических и лечебных методиках, использующихся врачами-психиатрами
Объем дисциплины и виды учебной работы
Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения ___ Очная ____
Содержание курса
Раздел 1. Введение. Тема 1. Психофармакология. Понятие о психотропных средствах. Определение понятия «Психотропные средства». Генетическая, половая, физиологическая обусловленность чувствительности организма к лекарственным психотропным средствам. Основные и побочные действия применения психотропных средств. Аллергические реакции, идиосинкразия. Литература
Основная литература: 1. Александровский Ю.А. Психофармакотерапия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2005. Дополнительная литература: 1. Лаврецкая Э.Ф. Фармакологическая регуляция психических процессов. – М.; Наука, 1995. 3. Яничак Ф.Д., Дэвис Д.М., Прескорн Ш.Х., Айд Ф.Д. Принципы и практика психофармакотерапии. Киев: Ник-Центр, 1999.- 725 с 4. Основы клинической фармакологии и фармакотерапии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Петрова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ЗАО «Альянс – В», 2002.- 816 с.
Тема 2. Клиническая психофармакология. Перинатальная, педиатрическая, гериатрическая психофармакология. Профилактическое и лечебное применение психотропных средств в различные возрастные периоды онтогенеза. Особенности применения психотропных средств в пожилом возрасте. Основные виды этиотропной, патогенетической, симптоматической терапии.
Основная литература: 1. Александровский Ю.А. Психофармакотерапия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2005. Дополнительная литература: 1. Лаврецкая Э.Ф. Фармакологическая регуляция психических процессов. – М.; Наука, 1995. 3. Яничак Ф.Д., Дэвис Д.М., Прескорн Ш.Х., Айд Ф.Д. Принципы и практика психофармакотерапии. Киев: Ник-Центр, 1999.- 725 с 4. Основы клинической фармакологии и фармакотерапии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Петрова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ЗАО «Альянс – В», 2002.- 816 с. Тема 3. Классификация психотропных средств.
А. Нейролептики, «антипсихотические средства», ранее обозначавшиеся как «большие транквилизаторы», или «атарактики»; к ним относятся производные фенотиазина, бутирофенона, тиоксантена, резерпин и подобные ему вещества. Б. Анксиолитические седативные средства, ранее называвшиеся «малые транквилизаторыры». К ним относятся мепробамат (мепротан) и его аналоги, производные диазепоксида бензодиазепина), в том числе хлордиазепоксид (хлозепид), диазепам (сибазон) и др. В. Антидепрессанты – вещества, применяемые при лечении патологических депрессивных состояний. Их называют также психические энергизаторы» и «тимолептики» Эта группа включает ингибиторы МАО имипрамин (имизин) и другие трициклические антидепресанты. Г. Психостимуляторы: фенамин и его аналоги, кофеин. Д. Психодислептики (галлюциногены] называемые также «психозомиметичские вещества». К этой группе относятся диэтиламид лизергиновой кислота мескалин, псилоцибин и др. С точки зрения практической медицины психотропные препараты делятся на следующие основные группы: а) нейролептики (антипсихотические средства);
б) транквилизаторы в) седативные средства; г) aнтидепрессанты; д) нормотимические средства; е) ноотропные средства; ж) психостимулирующие средства.
Основная литература: 1. Александровский Ю.А. Психофармакотерапия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2005. Дополнительная литература: 1. Лаврецкая Э.Ф. Фармакологическая регуляция психических процессов. – М.; Наука, 1995. 3. Яничак Ф.Д., Дэвис Д.М., Прескорн Ш.Х., Айд Ф.Д. Принципы и практика психофармакотерапии. Киев: Ник-Центр, 1999.- 725 с 4. Основы клинической фармакологии и фармакотерапии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Петрова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ЗАО «Альянс – В», 2002.- 816 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|