Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восприятия, языка и сознания.




ПСИХОСЕМАНТИКА

Для специальности 030301 «Психология»

Форма обучения: очная

 

Барнаул -2006


Составитель: к.с.н., доцент Янова Наталья Геннадьевна

Рецензент: к.пс.н., доцент Супрун Анатолий Петрович

 

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания УМС ФПиФ

От «13» октября 2006г. № ____

 

Аннотация

Данный УМК реализует авторский спецкурс «Психосемантика», который читается студентам факультета психологии и философии АлтГУ, обучающимся по специальности № 030301 «Психология».

Содержание программы и методического сопровождения курса включает теоретико-методологические, методические и технологические вопросы психосемантики как научно-исследовательской парадигмы междисциплинарного характера.

Программа спецкурса составлена на основе учебных пособий, рекомендованных для вузов и современной научной литературы по предмету.

 

 


Содержание Учебно-методического комплекса

Введение к УМК

Рабочая учебная программа

Цели и задачи

Требования к уровню освоения программы и формы контроля

Учебно-тематический план для студентов дневной формы обучения

Содержание программы (по разделам)

Содержание программы (по видам занятий)

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Обязательная литература

Дополнительная литература

Методические рекомендации преподавателю

Методические рекомендации студенту

 

Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации

Вопросы к зачету

 


ВВЕДЕНИЕ.

 

Курс «Психосемантика» предназначен для студентов ФПФ, обучающихся по специальности № 030301 «Психология». Настоящий курс относится к специальным профессиональным дисциплинам по подготовке специалистов-психологов.

Курс рассчитан на 26 аудиторных часов (26 самостоятельной работы), в том числе 14 лекционных и 12 семинарских занятий.

 

Содержание учебного курса составляют методологические, методические и технологические вопросы исследования семантической организации психической реальности, что соответствует современной проблемной области психосемантики как научно-исследовательской парадигмы междисциплинарного характера. Основываясь на общеметодологическом принципе семиотической трактовки психики, психосемантический подход рассматривает семантические аспекты ментальной репрезентации реальности в форме ее субъективной модели – ментальной карты, представляющей базовую операциональную категорию предмета психосемантического исследования. Согласно психосемантической парадигме, субъект, преобразуя реальность в образ мира, имеет дело не с миром как таковым, а его «когнитивной картой», своеобразной эмоционально значимой разметкой предметов жизненного мира как средств удовлетворения потребностей, задающей систему оценочных и операциональных установок субъекта к миру. Способом математического конструирования ментальной карты как системы, моделирующей объективную реальность по типу математических структур (произвольных множеств с определенными на них отношениями) является построение семантических пространств. В психосемантике модели субъективных семантических пространств воспринимаются как своеобразный операциональный аналог категориальной структуры сознания субъекта, в которых отражается система субъективных значений. Психосемантика, таким образом, представляет психологический подход к исследованию субъективных значений и представляет область психологической науки, изучающей генезис, строение и функционирование индивидуальных систем значений, опосредующих процессы восприятия, мышления, памяти и др.

В узком (операциональном) смысле предметом психосемантики является реконструкция (измерение) индивидуальной системы субъективных значений различных объектов для человека. В более широком контексте (трактовки сознания как знаковой системы[1]) сводится к изучению механизмов трансформации сознания через генезис и трансформацию значений.

Предметно курс ориентирован на семиологическую традицию постановки проблем психологического анализа значенческой и смысловой интерпретации знака, начиная с проблем означивания и категоризации (описания механизмов категоризации систем значений, выявления структуры множества значений и способов их организации) и заканчивая плоскостью исследования коннотативного значения (изучением влияния мотивов и эмоций на семантическую организацию значений).

При этом проблема психосемантического исследования смысловой организации структуры знака представлена как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне анализа.

Спецкурс подробно знакомит с отечественной традицией развития психосемантического подхода, включая экспериментальную психосемантику, а также включает обзор методов формализации построения психосемантических пространств в современной математической психологии.

 


Программа курса состоит из следующих разделов:

Раздел1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОСЕМАНТИКУ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Раздел 2. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМ

ВОСПРИЯТИЯ, ЯЗЫКА И СОЗНАНИЯ.

Раздел 3. СМЫСЛОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ЗНАЧЕНИЙ: ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ЗНАКА В ПСИХОСЕМАНТИКЕ.

 

Раздел 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОСЕМАНТИКА: ТРАДИЦИИ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

Первый раздел посвящен введению в предметную область психосемантики и структуру междисциплинарных связей. Раздел обосновывает аксиоматические основания психосемантики в структуре семиологического знания, показывает предметную дифференциацию и граничные критерии предметной области семантических и психосемантических исследований. В контексте методологического принципа семиологической трактовки психики в науке показывается эволюция идей психосемантического подхода в изучении механизмов ментальной репрезентации. Обсуждаются теоретические и методические проблемы моделирования «ментальной карты» в рамках классического и субъектного подходов к исследованию субъектного принципа организации психической реальности в парадигмах естественных и гуманитарных наук.

 

Второй раздел знакомит с базовым категориальным аппаратом психосемантического подхода в обсуждении психологических проблем природы восприятия и языкового сознания. Психосемантическая редукция проблемы опосредованности восприятия системами значений (структурами языка и структурами сознания) обозначена рамками вопроса семиотической природы феномена метарепрезентации. Осуществляется психосемантическая постановка проблемы реконструкции категориальной структуры индивидуального сознания через смысловой анализ структуры языка и речи. Проводится граница между семантическим анализом содержания значений на метаязыке категорий в психосемантике, а также в фонетике, лексикографии, лингвистической и лексической семантике. В заключение представлен обзор основных моделей психологического анализа семантической обработки информации.

 

Третий раздел посвящен анализу концептуальной оппозиции «значение-смысл» в постановке предметных задач психосемантики. Для этого рассматриваются модели структуры знака в семиозисе, вводятся понятия интенсионала (десигнат) и экстенсионала (денотат). Рассматриваются подходы к различию между языковым и смысловым значением. Обозначается предметная специфика «э кстенсиональной семантики» и «интенсиональ­ной семантики». Традиция исследования интенсионала знака в современной психосемантике обсуждается в рамках ее основных направлений. Анализ направлений психосемантики проводится с учетом формальных методов определения значенческой интерпретации знака, а также методологических и методических проблем постановки смыслового определения знака.

 

В четвертом разделе обсуждаются принципы экспериментальной парадигмы психосемантического подхода. Приводится обзор основных методов анализа значений в экспериментальной психосемантике. Содержание раздела построено в соответствии с традициями отечественной школы экспериментальной психосемантики и отражает соответствующие учебные пособия. В разделе представлен обзор широкого диапазона основных направлений прикладных исследований в области психосемантики. Основное внимание уделено теоретическим принципам и методике построения психосемантических пространств, в том числе анализу теоретических упущений и критике методов формализации. Преемственность развития психосемантического подхода представлена методом семантического анализа (свободного от многих методологических и формальных ограничений классического подхода), математическая база которого позволяет формально раскрывать не только значенческую интерпретацию знака, но и определять его смысл.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...