Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Естественный» и «социальный» эксперименты в психологическом исследовании.




Продолжительность 4 часа

Цель – изучить логику «естественного» и «социального» эксперимента.

План

1. Социальные эксперименты: «формирующий» и «проспективный»

2. Ретроспективный эксперимент

3. Естественный эксперимент и направленность гипотез

4. Реализация естественного эксперимента

5. Пример социального эксперимента в области профориентации

6. Выводы. Сформулируйте вопросы и задайте их.

Темы рефератов

1. История и логика соотнесения понятий,

2. Предмет социального лонгитюдного исследования на примере социального эксперимента в области профориентации,

3. Компоненты социального эксперимента в области профориентации.

Список литературы

1. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.

3. Волков И. Я. Методы социометрических измерений в социально-психологи­ческих исследованиях. Л., 1970.

4. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультиро­вания в вузе. / Под ред. Н. Н. Обозова. Л., 1984.

5. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.

6. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме формирова­ния умственных действий и понятий. М., 1965.

7. Дружинин В. Я. Структура и логика психологического исследования. М., 1994.

8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

9. Захаров В. П. Применение математических методов в социально-психоло­гических исследованиях. Л., 1985.

10. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

11. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М., 1997.

12. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

13. Куликов Л. В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. СПб., 1995.

14. Куприян А. П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., 1981

15. Кэмпбелл Д. Т. Модели экспериментов в социальной психологии и приклад­ных исследованиях. М., 1980; СПб., 1996.

16. Лазурский А. Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. Пг., 1918.

17. Методы социальной психологии // Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семено­ва. Л., 1977.

18. Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности / Науч. ред. Н. А. Грищенко. СПб., 2002.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Тема: Генетический метод. Изучение роли наследственности и среды в рамках квазиэксперимента.

Продолжительность 4 часа

Цель – рассмотреть основные подходы к изучению психогенетического метода. Изучить генотип – средовые эффекты.

 

 

План

1. Психогенетическое исследование как разновидность квазиэксперимента,

2. Основные понятия и теоретические основания. Используемые понятия,

3. Генетические эффекты,

4. Средовые эффекты,

5. Генотип-средовые эффекты,

6. Психогенетические методы: а) метод семьи, б) метод приемных родственников,

7. Выводы. Сформулируйте вопросы и задайте их.

 

Темы рефератов

1. Количественная современная методология психогенетики (Гальтон, Дарвин, Мендель, Фишер, Райт, Мортон, Джинкс, Спирмен, Терстоун, Игнатьев, Элстон и Йореског),

2. Фенотипическая корреляция между родственниками,

3. Комбинирование психогенетических методов.

 

Задание для самостоятельной работы

Представьте схему вашей родословной для определения степени генетического сходства. Вспомогательным инструментарием вам может являться учебное пособие «Эксперимент и квазиэксперимент в психологии» под ред. Т.В. Корниловой – СПб.: Питер, 2004. – 254 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Список литературы

  1. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. Л., 1924.

2. Будущее искусственного интеллекта / Ред.-сост. Е. Левитин, Д. А. Поспелов. М.,1991.

3. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.

4. Вассерман Л. И., Дюк В. А., Иовлев Б. В., Червинская К. Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. СПб., 1997.

5. Крылов А. А., Головей Л. А., Гербачевский В. К., Грищенко Н. А., Серебряко­ва Р. О., Лоскутов В. В. Комплексный подход к проблеме интеллектуально­го потенциала // Психология: итоги и перспективы / Тезисы науч.-практич. конференции. СПб., 1996. С. 26 – 28.

6. Крылов А. А., Кудрявцева Н. А. Психологические проблемы развития интеллектуального потенциала // Вестник ЛГУ. Вып. 3.1990. С. 43 – 49.

  1. Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности / Науч. ред. Н. А. Грищенко. СПб., 2002.
  2. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

Тема: Кросс – культурный эксперимент

Продолжительность 2 часа

Цель – изучить кросс – культурный эксперимент как вариант квазиэксперимента.

План

1.Кросс-культурный эксперимент, как вариант квазиэксперимента

2. Типы кросс-культурных исследований

3. Типы контроля побочных переменных

4. Проблемы выборки

5.Типы систематических смешений, характерные для кросс-культурных исследований

6. Погрешности измерения конструкта

7. Погрешности метода. Погрешности тестовых заданий

8. Выводы. Сформулируйте вопросы и задайте их.

 

Темы рефератов

1. Повышение валидности кросс – культурных исследований, использующих несколько языков.

2. Проблема эквивалентности конструкта в кросс – культурном эксперименте и пути ее установления.

3. Перевод методик, проблемы и пути их преодоления.

 

Список литературы

1. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 1999.

2. Балин В. Д. Психическое отражение: Элементы теоретической психологии. СПб., 2001.

3. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. Л., 1989.

4. Балин В. Д. Уточнение формулировки психофизиологической проблемы // Ананьевские чтения-98 / Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998. С. 25 – 26.

5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

6. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.

7. Вассерман Л. И., Дюк В. А., Иовлев Б. В., Червинская К. Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. СПб., 1997.

8. Григоренко Е. Г. Применение статистического метода моделирования с помо­щью линейных структурных уравнений // Вопросы психологии, 1994, № 4. С. 108 – 126.

9. Григоренко Е. Г., Лабуда М. С. Моделирование с помощью LISREL // Вопро­сы психологии. 1996, № 2. С. 55 – 72.

10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995.

11. Дружинин В. Я. Структура и логика психологического исследования. М., 1994.

12. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

13. Каменская В. Г., Шапиро Е. И. Взаимоотношения психологии и биологии как источник кризиса современной науки. // Биология и психология: новый син­тез. / Материалы межвузовской конференции. СПб., 1999. С. 17 – 21.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7

Тема: Формирующий эксперимент в детской и педагогической психологии.

Продолжительность 4 часа

Цель – изучить формирующий эксперимент как экспериментально – генетический метод.

План

1. Формирование как экспериментально-генетический метод

2. Метод формирования умственных действий и понятий в концепции П.Я. Гальперина

3. Свойства действия

4. Этапы формирования умственных действий

5. Примеры формирующих исследований

6. Выводы. Сформулируйте вопросы и задайте их.

 

Темы рефератов

1. Формирование специфических приемов познавательной деятельности.

2. Формирование действий, входящих в умение учиться.

3. Проектирование циклов обучения и диагностика познавательной деятельности.

4. Формирование научных понятий.

Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

2. Бойко Е. И. Механизмы умственной деятельности. Динамические временные связи. М., 1976.

3. Бойко Е. И. На трудных рубежах//Основные подходы к моделированию пси­хики и эвристическому программированию /Материалы симпозиума, Киев, 1968. М., 1968. С. 49 – 60.

4. Бачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психическую сказ­ку. М., 2001.

5. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч. М., 1983. Т. 5.

6. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. – Л., 1934.

7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

8. Вычислительные машины и мышление. М., 1967.

9. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме формирова­ния умственных действий и понятий. М., 1965.

10. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.

11. Данилова Е. Е. Беседа как один из методов работы школьного психолога // Активные методы в работе школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дуброви­на. М., 1990.

12. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. М., 1988.

13. Диагностика психического развития // Под ред. Й. Шванцары и др. Прага, 1978.

14. Диалектика познания / Под ред. А. С. Кармина. Л., 1988.

15. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб., 2001.

16. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

17. Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПб., 2001.

18. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002.

19. Озерецкий Н. И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. М., 1923.

20. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбал­ко. СПб., 2001.

21. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1987.

22. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева. М., 1984.

23. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8

Тема: Лонгитюдный метод

Продолжительность 2 часа

Цель – изучить лонгитюдную схему исследования как разновидность квазиэксперимента.

План

1. Лонгитюдная схема исследования как квазиэкспериментальная.

2. Общая характеристика лонгитюдного метода.

3. Современная модель лонгитюдного метода.

4. Практические аспекты организации лонгитюдных исследований.

 

Темы рефератов

1. Схемы исследований сравнительно – возрастного и лонгитюдного типов.

2. Возможности лонгитюдного метода в исследовании процессов развития.

3. Хронологический возраст, как переменная лонгитюдного исследования.

4. Факторы оказывающие влияние на валидность лонгитюдного исследования.

 

Список литературы

1. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 1999.

2. Вассерман Л. И., Дюк В. А., Иовлев Б. В., Червинская К. Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. СПб., 1997.

3. Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследова­ния. СПб., 1991.

4. Ганзен В. А., Фомин А. А. О понятии типа в психологии // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1993, вып. 1 (№ 6). С. 49 – 56.

5. Григоренко Е. Г. Применение статистического метода моделирования с помо­щью линейных структурных уравнений // Вопросы психологии, 1994, № 4. С. 108 – 126.

6. Григоренко Е. Г., Лабуда М. С. Моделирование с помощью LISREL // Вопро­сы психологии. 1996, № 2. С. 55 – 72.

7. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. М., 1994.

8. Грищенко Н. А. Исследование личности биографическим методом // Практи­кум по экспериментальной и прикладной психологии. Л., 1990. С. 61 – 65.

9. История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии. М., 1990.

10. История становления и развития экспериментальной психологии в России. М., 1990.

11. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М., 1997.

12. Куликов Л. В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. СПб., 1995.

13. Кэмпбелл Д. Т. Модели экспериментов в социальной психологии и приклад­ных исследованиях. СПб., 1996.

14. Мазилов В. А., Панкратов А. В. Б. Г. Ананьев и проблемы методологии пси­хологии // Ананьевские чтения-98 / Материалы науч.-практич. конферен-ции.СПб., 1998.

15. Мирошников С. А. Исследование уровней организации психической деятель­ности человека //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. II. СПб., 1995. С. 129 – 136.

16. Мирошников С. А. Компьютерное моделирование функциональных нейропсихологических систем // Теоретические и прикладные вопросы психоло­гии. Вып. 3, ч. 1. СПб., 1997. С. 114 – 120.

17. Никандров В. В. К вопросу о психофизической проблеме // Биология и психология: новый синтез / Материалы межвузовской конференции. СПб., 1999. С. 12 – 17.

18. Никандров В. В. Методы психофизического шкалирования. СПб., 1992.

19. Никандров В. В. Моделирование как метод психологии // Вестник СПбГУ, 2001. Вып. 1, № 6. С. 98 – 110.

20. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб., 2001.

21. Никандров В. В. О системном описании функциональной структуры психи­ки // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. Вып. 1. 4.1. С. 98 – 110.

22. Солсо Р. Л., Джонсон X. X., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб., 2001.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...