Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Формирование системы развития и поддержки малого бизнеса




 

Основой развития современной рыночной экономики, а следовательно, территориального развития является эффективное функционирование малого бизнеса, который представляет собой не только один из основных структурообразующих факторов рыночной экономики и важную движущую силу ее развития, но и социально значимый элемент общества, обеспечивающий формирование широкого социального слоя среднего класса, дополнительных рабочих мест. В связи с этим необходимо формирование развитой системы поддержки малого предпринимательства в регионе, большую роль, в которой играет региональная программа поддержки малого предпринимательства (рис. 1). Необходимость в разработке такой программы возникает, если имеются значительные несоответствия между тем, что есть, и тем, что желательно иметь с точки зрения социально-экономических интересов территории.

В настоящее время формирование таких программ на региональном уровне зачастую не отвечает требованиям программно-целевого подхода (отсутствуют обоснования выбранных приоритетов, целей, расчеты эффективности реализации как отдельных компонентов, так и программы в целом), а большинство разработанных региональных программ поддержки малого предпринимательства дублирует государственную программу. Вместе с тем среди огромного числа факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства в России, значительная роль принадлежит именно тем группам факторов, которые можно назвать региональными или территориальными в силу того, что их количественные значения сильно варьируют по различным регионам России.

Рис. 1. Схема функционирования системы поддержки малого предпринимательства в регионе

 

Эти факторы связаны с огромной пространственной протяжённостью государства, большим количеством административно-территориальных образований (республики, автономные округи, края, области), которые существенно отличаются друг от друга по множеству важнейших показателей. К ним можно отнести социально-экономическую и политическую ситуацию, степень соответствия регионального законодательства решаемым задачам, уровень обеспеченности собственными ресурсами всех видов, сложившуюся структуру экономики, состав населения и его менталитет, про­изводственный, технологический, интеллектуальный, инфраструктурный потенциалы данного региона, а также разного рода риски, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности и тоже существенно влияют на развитие новых экономических структур.

Существующий механизм создания региональной программы поддержки малого предпринимательства включает предпроектную стадию и три последовательных этапа:

1) формирование целей программы;

2) разработка вариантов программы, включающих отраслевые и функциональные
подпрограммы;

3) отбор и утверждение окончательного варианта программы поддержки малого

предпринимательства (рис. 2).

Качество разработки программы обеспечивается подготовительной работой предпроектной стадии, куда входят:

— проведение комплексного анализа (социально-экономического положения
территории, состояния развития малого предпринимательства, результатов вы­полнения предыдущей программы поддержки малого предпринимательства);

— определение приоритетных направлений развития малого предпринимательства на территории;

— разработка бизнес-карты территории.

Рис 2. Механизм создания региональной программы поддержки малого предпринимательства

 

Особый интерес представляет возможность количественной оценки региональных факторов, а также выявление степени влияния каждого из них на развитие малого бизнеса в регионе. Но малый бизнес во многом зависит от внешней среды (экономической, политической, социальной), которая характеризуется не только количественными, но и качественными показателями, а существующие методы анализа и принятия решений либо требуют большого массива статистической информации, либо не позволяют комплексно оценить предпринимательский климат региона. Поэтому на основе когнитивного моделирования разработана методика анализа и принятия решений в сфере управления малым бизнесом, которая позволила учесть при анализе как количественные, так и качественные факторы, влияющие на развитие малого бизнеса, получить знания о возможности развития ситуации при управлении малым бизнесом, о комплексе возможных воздействий на ситуацию, изменяющих её в нужном направлении. Она включает следующие этапы (рис. 3):

I. Построение когнитивной карты взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой: сбор, систематизация, анализ существующей статистической и качественной информации по состоянию малого предпринимательства, его проблемам и взаимодействию с внешней средой; определение экспертным путем на основании имеющейся информации списка базисных факторов, которые необходимо учитывать при анализе состояния малого предпринимательства и его взаимодействия с внешней средой; установление причинно-следственных связей между факторами, что позволяет выявить основные направления влияния факторов; определение позитивности влияния (положительное «+», отрицательное «—»).

II. Разработка когнитивной модели взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой в виде функционального графа. При этом важно определить взаимосвязи между факторами в виде степени влияния вершин, приписать дугам веса Wy или установить функциональные зависимости между вершинами.

Рис. 3. Методика анализа и принятия решений в сфере управления малым бизнесом

 

III. Анализ структуры когнитивной модели включает анализ связности когнитивной модели и анализ ее устойчивости.

IV. Когнитивное моделирование. Этот этап включает импульсное моделирование, сценарный анализ, анализ устойчивости к возмущениям и анализ чувствительности.

V. Разработка модели принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности. Построение модели принятия управленческого решения в виде «платёжной матрицы».

Создание представленного регионального механизма является высокоэффективным инструментом решения проблем малого предпринимательства в регионе. Он позволит обеспечить бюджетный эффект — увеличение налоговых поступлений в бюджет, социальный эффект — создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства, коммерческий эффект — рост предпринимательской прибыли малых предприятий, институциональный эффект — создание благоприятной рыночной среды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...