Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Проф. Щедровицкий Д.В. (Отрывки).




Лекция 6.

 

…В главе 8 описывается посвящение левитов: они проходят обряд очи- щения водой — кропление и омовение (ст. 7), а затем приносят жертвы (ст. 8–12). Ибо только очищенный свыше может быть допущен к служе- нию Господу:

Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня… (Пс. 50, 4)

…..

 

…Сначала, в момент исхода, для служения были избраны первенцы, которых Господь избавил от смерти в ночь поражения Египта — и этим «освятил их Себе»:

…Ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе… (Числ. 8, 17)

Непосредственно после исхода жертвы приносили первенцы («юно- ши»), как это, по-видимому, было принято в семьях патриархов еще до поселения народа в Египте:

…И послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожже- ния, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. (Исх. 24, 5)

Но, видимо, большинство первенцев оказалось не готово к столь ответ- ственной миссии, почему и потребовалось выделить особое колено Божьих служителей, от рождения освященных для особого общения с Господом. Избрав колено Левия, к которому принадлежали вожди народа Моисей и Аа- рон, Всевышний объявил, что служение первенцев отныне упраздняется:

…Вот Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, раз- верзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Моими… (Числ. 3, 12)

Пересчитав в народе отдельно первенцев и левитов, Моисей обнаружил, что первенцев оказалось несколько больше. Тогда он внес «выкуп за лиш- них из них» (ст. 39–50). Серебро выкупа было отдано дому Аарона:

…И отдал Моисей серебро выкупа Аарону и сынам его по слову Гос- подню, как повелел Господь Моисею. (Числ. 3, 51)

Нельзя ли усмотреть здесь указание на то, что от служения Всевыш- нему можно «откупиться»? В буквальном смысле, конечно, нет. Не по- зволено же было первенцам, после их выкупа, нарушать заповеди или, скажем, отстраняться от общественных молитв! Однако верно и то, что человек, не имеющий особых сил и дарований для священнослужения, может участвовать в нем, поддерживая избранных Богом служителей:

…Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду пра- ведника.
И кто напоит одного из малых сих только чашей холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. (Матф. 10, 41–42)

Так, описывая усердие новообращенных язычников в подаянии бед- някам Иерусалимской церкви, Павел говорит:

…Если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. (Римл. 15, 27)

 

 

Числа. Глава 9.

 

Комментарии и толкования:

Проф. Лопухина А.П.

Преп. Ефрема Сирина

Проф. Щедровицкого Д.В.

 

Глава 9.

 


1 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской во второй год по исшествии их из земли Египетской, в первый месяц, говоря:
2 пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время:
3 в четырнадцатый день сего месяца вечером совершите ее в назначенное для нее время, по всем постановлениям и по всем обрядам ее совершите ее.
4 И сказал Моисей сынам Израилевым, чтобы совершили Пасху.
5 И совершили они Пасху в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером, в пустыне Синайской: во всем, как повелел Господь Моисею, так и поступили сыны Израилевы.
6 Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим, и не могли совершить Пасхи в тот день; и пришли они к Моисею и Аарону в тот день,
7 и сказали ему те люди: мы нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим; для чего нас лишать того, чтобы мы принесли приношение Господу в назначенное время среди сынов Израилевых?
8 И сказал им Моисей: постойте, я послушаю, что повелит о вас Господь.
9 И сказал Господь Моисею, говоря:
10 скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мертвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню;
11 в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее;
12 и пусть не оставляют от нее до утра и костей ее не сокрушают; пусть совершат ее по всем уставам о Пасхе;
13 а кто чист и не находится в [дальней] дороге и не совершит Пасхи, - истребится душа та из народа своего, ибо он не принес приношения Господу в свое время: понесет на себе грех человек тот;
14 если будет жить у вас пришелец, то и он должен совершать Пасху Господню: по уставу о Пасхе и по обряду ее он должен совершить ее; один устав пусть будет у вас и для пришельца и для туземца.
15 В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра.
16 Так было и всегда: облако покрывало ее [днем] и подобие огня ночью.
17 И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы.
18 По повелению Господню отправлялись сыны Израилевы в путь, и по повелению Господню останавливались: во все то время, когда облако стояло над скиниею, и они стояли;
19 и если облако долгое время было над скиниею, то и сыны Израилевы следовали этому указанию Господа и не отправлялись;
20 иногда же облако немного времени было над скиниею: они по указанию Господню останавливались, и по указанию Господню отправлялись в путь;
21 иногда облако стояло только от вечера до утра, и поутру поднималось облако, тогда и они отправлялись; или день и ночь стояло облако, и когда поднималось, и они тогда отправлялись;
22 или, если два дня, или месяц, или несколько дней стояло облако над скиниею, то и сыны Израилевы стояли и не отправлялись в путь; а когда оно поднималось, тогда отправлялись;
23 по указанию Господню останавливались, и по указанию Господню отправлялись в путь: следовали указанию Господню по повелению Господню, данному чрез Моисея.


 

Проф. Лопухин А.П.

Празднование Пасхи. — Пасха нечистых по закону; Пасха путешествующих. — Облако над скинией собрания.

12 Существует предположение, что Пасха, совершенная евреями около горы Синая, была единственною, совершенною во время странствования их по Аравийской пустыне.

В подтверждение сего указывается на тот факт, что во время странствований по пустыне обряд обрезания в еврейском народе не был соблюдаем с должной строгостью (Нав V:2–8); по смыслу же 48 ст. XII гл кн. Исх необрезанный не мог вкушать пасхи.

Следующее упоминание о совершении евреями Пасхи встречаем в 10 ст. V гл. кн. Нав после рассказа о всенародном выполнении закона об обрезании.

9-12 Пасха, совершаемая по каким-либо уважительным причинам позднее законной, называлась у евреев малою Пасхою. Позднее такая Пасха совершена была иудейским царем Езекией, так как священники и левиты не успели к 14 числу первого месяца очистить запущенный храм и очиститься сами (2 Пар XXX:2).

13 Выражение: «истребится душа та из народа своего» понимается неодинаково. Нарушитель закона о Пасхе подвергался: или смертной казни, или изгнанию из народа, или же испытывал на себе непосредственную силу карающей десницы Иеговы (ср. Быт IX:11; XVII:14; Исх XXX:33; Лев XVIII:29 и др.).

15-23 Замечание о чудесном облаке, покрывавшем скинию и направлявшем движение израильского стана (ср. Исх XL:34–38).

 

Преп. Ефрем Сирин

2. Да сотворят сынове Израильтестии пасху. Пасха первая, совершенная в Египте, изображает радость праведных в настоящей скорбной жизни, радость неполную. Пасха вторая, совершенная по исшествии в пустыне, изображает веселье совершенное, и радость полную по скончании сей временной жизни. В ином смысле пасха первая, совершенная во время рабства, изображает состояние подзаконное, а пасха вторая, совершенная по избавлении от рабства, указывает на пасху новую, в Церкви Христовой; пасха же третья, какую совершили сыны Израилевы по возвращении в землю обетования и по разделении наследия их, знаменует воскресение мертвых и общую пасху всех разумных существ - человеков и Ангелов, также вселение каждого в его обители. Три чина приходивших на пасху законную изображают три чина тех, которые придут на праздник небесных и земных; первые будут выше суда, другие судимые, третьи неприходящие на суд. Выше суда те, которых дела совершенны; судимые те, которых дела искушаются здесь огнем покаяния, и которые улучат жизнь; неприходящие на суд те, которые не сделали ничего доброго, и сии идут в муку вечную, по сказанному: не воскреснут нечестивии на суд (Пс.1:5).





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.