Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перестройка финансирования научно-технического прогресса

 

Многоканальность финансирования. Имеющиеся в нашей стране процедуры финансирования научных исследований привязаны к довольно ожесточенным формальным структурам: ГКНТ, академии наук, министерствам и ведомствам, научно-исследовательским институтам и их подразделениям - в академической и отраслевой науке, факультетам и кафедрам - в вузовской, что резко ограничивает свободу творчества, заключающуюся в способности проведения исследований, выходящих за рамки очень ограниченных формальных структур. Совместно с тем нет и не может быть раздельно академической, отраслевой либо вузовской науки, работающей по своим критериям, есть или Наука с большой буквы, или её профанация - другого не дано. Искусственное разделение науки ведомственными перегородками ведет к деградации всех веток одного дерева научного познания. Для сохранения единства процесса научного поиска, обеспечения свободы в выборе направлений исследований необходимы выведение науки за пределы всякого рода ведомственных структур, организация многоканальной системы её финансирования.

Кардинальное изменение организационной структуры управления наукой. Основой организационного строения науки обязан стать относительно маленький ("первичный") научный коллектив либо отдельный ученый (коллектив в том случае, когда исследования ведутся на "паритетных "началах определенной группой ученых, отдельный ученый, - когда его роль в исследованиях, которыми он управляет, доминирующая). Конкретно таковой "первичный" коллектив будет выступать в качестве получателя ресурсов через многоканальную систему финансирования. Первичные коллективы могут на добровольных началах объединяться в организации типа НИИ, нанимать за счет собственных средств профессиональных менеджеров (либо выбирать их из собственной среды), отвечающих за наличие условий для творческой деятельности, создавать нужную инфраструктуру обслуживания науки. Естественно, главные вопросы - развитие научных исследований, распределение средств, кадровая политика и т.д. - остаются при этом в компетенции представителей первичных научных коллективов, как и право выхода из данного института (с сохранением источников финансирования). Конкретно таковая структура управления, обеспечивает должную свободу творчества, независимость ученых от научных администраторов, упругость структуры исследовательских институтов и быструю её приспосабливаемость к появлению новейших (в особенности междисциплинарных) направлений исследований.

Разрушение бывшего Союза, дефицит республиканских бюджетов, разрыв части обычных научно-технических связей по полосы Академии наук и отраслей индустрии обострили вопрос об источниках финансирования исследований и разработок. Требование хозрасчетной окупаемости все более настойчиво стало проникать в научную сферу. Как к этому не относится, нужно быть реалистами и уже сейчас готовится к вписыванию исследовательских структур в рыночную экономику. Очевидно, основное - сохранить фонд базовых исследований и разработок. С нашей точки зрения, он обязан располагать бюджетной поддержкой, но сразу иметь статус независящей публичной организации.

Нужным условием развития науки, повышение эффективности НИОКР является предоставление академическим институтам и вузам полной юридической и экономической самостоятельности. Деятельность Академии наук, ГКНТ, Комитета по образованию должна быть перестроена. Их функции следует ограничить только целевым распределением средств из государственного бюджета, созданием обеспечением достаточными ресурсами информационной и организационной структуры научных исследований и учебных действий, прогнозировании перспективных направлений развития науки и техники и потребностей в специалистах различного профиля. Огромное значение при таковой постановке дела имеют конкурсный отбор проектов и экспертиза.

Академические организации обязаны получать статусов независящих институтов, исследовательских центров и школ, сочетающих научную работу с подготовкой обученных кадров. Для этого целесообразно в широких масштабах провести их приватизацию с перевоплощением многих из них в своеобразные акционерные товарищества. Академия наук, во всяком случае на первых порах, будет основным держателем акций приватизированных институтов. Наряду с Академией в акционировании могут принять роль институты, крупные промышленные компании и ведомства, публичные организации типа Научно-промышленного союза и т.п. Определенное число акций обязано принадлежать не посредственно ученым - физическим лицам. Их доля не может быть меньше доли юридических лиц, что обеспечит независимость коллектива научных служащих в выборе направлений научного поиска и выполнении прикладных исследований и разработок. Было бы оправданным, если бы вклад ученых в приватизируемый исследовательский комплекс определялся с учетом оценки интеллектуальной принадлежности, которой владеет научный коллектив. Жесткое правило жизнедеятельности такового рода организации - первоочередное формирование фонда поддержки базовых исследований и разработок за счет, как бюджетных ассигнований, так и отчисления определенной доли (к примеру, 20-30%) от доходов, получаемых институтом за выполнение заказов по договорам. Нужно также иметь в виду и возможность завлекать средства спонсоров. Все ограничения по заработной плате, распределению средств, естественно, нужно снять.

В новейших условиях хозяйствования необходимо задействовать и другой механизм перераспределения средств из обычных в перспективные направления развития науки и техники. Для этого следует сделать биржи либо центры интеллектуальной принадлежности, на которых и будет производиться котировка акций научно-исследовательских институтов и организаций. Такие центры обязаны тесновато взаимодействовать с бюджетным фондом поддержки базовых исследований.

В рамках Академии наук целесообразно предугадать и компанию специального резервного фонда для финансирования вынужденного "простоя" могли бы формироваться за счет бюджета (для стартовых условий - бюджетный фонд оплаты труда за вычетом заработной платы служащих акционированных институтов) и отчислений из доходов независящих институтов. В последнем случае доля таковых отчислений можно разглядывать в качестве своеобразного общественного норматива, аналогично действующему в системе общественного страхования. Средства фондов "простоя" могли бы употребляться для оплаты стажировок научных работников ведущих институтах и институтах, самостоятельной переподготовки научных служащих в связи с конфигурацией их профессиональной ориентации, а также для оказания лечебной и другой помощи ученым. Что касается отраслевых научных учреждений, их работа обязана быть тесновато связана с деятельностью промышленных компаний, акционерных обществ и компаний.

Материальное обеспечение работников науки. Свобода творчества в настоящее время значительно ограничивают маленький уровень доходов научных работников и дефицит продуктов народного потребления. Бытовая неустроенность препятствует творчеству. Научная деятельность плодотворна лишь тогда, когда творческий процесс не имеет перерывов на поиски "хлеба насущного". Наука интернациональна по собственной сути, не существует доморощенной "местечковой" науки - он может быть только частью общемирового процесса поиска Истины. Непосредственное общение ученых, обмен информацией, проведение совместных исследований - нужные элементы этого поиска. Естественно, при такового рода общении сравнивается и степень свободы творчества в нашей стране и в разных остальных странах. Не поиски "длинного рубля " ведут к "утечке мозгов", а то, что при сравнении свободы творчества в нашей стране и в развитых капиталистических странах мы очевидно проиграем. Нам нужно осознать, что научный работник обязан не лишь быть гражданином собственной страны, но и служить развитию мировой науки. И тут возникает явное противоречие: как гражданин он несет все тяготы неустроенности имеющегося общества, но при этом не может являться полноправным членом мирового научного общества. Необходимо выбирать: или иметь "науку" и "ученых", соответствующих нашему уровню жизни (и "утечку мозгов") или поставить научных работников условия, соответствующие мировому уровню.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...