Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №3 Классификация предприятий общественного питания: понятие, функции, номенклатура услуг, общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции.




Вопрос№1 Роль отрасли торговля в рыночной системе хозяйствования, вклад в ВВП страны, классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия.

Торговля как отрасль играет важную роль в функционировании потребительского рынка и в решении социально-экономических проблем экономики. ЕЕ деятельность стимулирует развитие производства товаров и оказание услуг. Торговля решает вопрос, как доходы покупателей и их потребности превратить в прибыль торгового предприятия. Торговля предопределяет эффективность всего общественного производства, а именно экономическую, что способствует росту прибыли и национального дохода, социальную, что способствует росту благосостояния населения. В зависимости от выполняемых функций выделяют следующие подотрасли торговли: розничную торговлю, оптовую торговлю, и общественное питание. Розничная торговля выполняет ряд функций: 1) доведение товаров до населения и организация торгового обслуживания покупателей, предоставление им услуг. 2) смена форм собственности, т.е. товары народного потребления и оказываемые услуги, принадлежавшие разным собственникам переходят в руки 1 собственника покупателя. 3) социальная функция, состоящая в сокращении затрат времени покупателей на приобретение товаров и пребывание в каналах обслуживания. Розничная торговля представлена большим кол-вом торг. предприятий кот. Можно классифицировать по таким критериям, как товарная специализация, формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, состав контингента обслуживаемых покупателей, хар-р местонахождения и др.

Оптовая торговля призвана доводить товары от производственных предприятий до роз. Сетей, накапливать товарные массы, комплектовать ассортимент, и ряд др. функций: исследовать рынок, осуществлять храние продукции, доставлять, соблюдая требования (фасовка сортировка) в различные регионы, Оптовая торговля представлена оптовыми предприятиями, крупными складами, кот. можно классифицировать по масштабам деятельности, товарной специализации.

Предприятия общ. питания производят и организуют потребление продукции и осуществляют ее продажу населению, их можно классифицировать по след. критериям: виды предоставляемых услуг, хар-р обслуживаемого контингента потребителей, кач. предоставляемых услуг и формы обсл. посетителей.

Вопрос № 2 Розничная торговля: функции и задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним, типы предприятий розничной торговли.

Розничная торговля- продажа конечному потребителю. В зависимости от устройства особенностей торгового обслуживания покупателей различают след. виды розничной торговли: торговля через стационарную торговую сеть; через передвижную торговую сеть; торговля пересылкой товаров. Стационарная торговая сеть состоит из объектов розничной торговли: палатки, киоски, торговые автоматы, тележки, автолавки, лотки. Розничная торговля осуществляется в различных формах. В числе основных форм: продажа товаров с обслуживанием покупателей на торговом объекте; продажа товаров по образцам; продажа товаров по заказам; продажа в кредит. При продаже товаров на торговом объекте используются различные методы обслуживания: самообслуживание, через прилавок, открытой выкладкой. При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно ознакомится с образцами. Торговое предприятие обязано предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любым видом транспорта, а так же по подключению, наладке или пуску в эксплуатацию технически сложных товаров.

Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, т.к. непосредственно затрагивает интересы населения.

Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

Концепция исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению.

При этом развитие магазинных форм продажи товаров опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.

Общими принципами развития розничной торговой сети являются:

- универсализация продовольственной торговли (за исключением товаров редкого и эпизодического спроса);

- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

- формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;

- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

- восстановление розничной торговли через автоматы.

Разнообразие форм торгового обслуживания должно удовлетворять потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования:

- магазинов самообслуживания;

- магазинов с традиционными формами обслуживания (через прилавок);

- магазинов салонной торговли;

- магазинов посылочной торговли;

- магазинов электронной торговли (по типу «бизнес-потребитель»);

- магазинов-автоматов.

Вопрос №3 Классификация предприятий общественного питания: понятие, функции, номенклатура услуг, общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции.

Деятельность предприятий общепита имеет ряд хар-х особенностей: сочетание функций производства, реализации и организации потребления продуктов собственного приготовления и покупных товаров; приготовления блюд и кулинарной продукции небольшими партиями по мере их спроса, в ежедневно меняющимся ассортименте и имеющих ограниченные сроки реализации; спрос на продукты и услуги обществ. Питания подвержен значительным изменениям по часам суток, дням недели, временам года; режим работы предприятий общ. Питания обслуживающих организационный контингент потребителей, зависит от режима работы производственных предприятий, учреждений, учебных заведений. С целью предоставления пред-я общ. питания организуют диетическое и лечебно-профилактическое питание, знакомят посетителей с новыми блюдами, оказывают помощь в проведении семейных торжеств, юбилеев и праздничных вечеров. Предприятия общественного питания классифицируются в зависимости от обслуживаемых контингентов; хар-ра производства; ассортимента выпускаемой продукции; объема и видов услуг, предоставляемых потребителю.

В зависимости от обслуживаемых контингентов предприятия делятся на: предприятия обслуживающие организационный контингент; общедоступные предприятия. По характеру производственно торговой деятельности на: заготовочные (производственные предприятия, вырабатывают полуфабрикаты и готовую продукцию. Относятся комбинаты питания, фабрики, кухни, рестораны); доготовочные предприятия (приготавливают кулинарную продукцию из полуфабрикатов различной степени готовности, полученных от заготовочных предприятий общественного питания). В зависимости от ассортимента: комплексные; универсальные специализированные. В зависимости от объема и характера услуг: люкс-растораны с широким выбором фирменных блюд сложного ассортимента, максимальным уровнем комфорта; высшая категория кафе, бары, высокое обслуживание; 1категория-кафе-кондитерские, молодежные, буфеты при зрелищных предприятиях Ии спортивных комплексах; 2категория – общедоступные столовые, организованные на базе столовых,; 3категория - столовые буфеты при произв. предприятиях, учреждениях и учебных заведениях получающие от них безвозмездно электроэнергию, газ, водоснабжению.

Экономические перемены и связанные сними процессы приватизации в общественном питании привели к изменению организационно-правовых форм ресторанов, кафе, баров столовых. Смена собственности этих предприятий привела к расширению ассортимента и улучшению качества услуг, что способствовало обеспечению прибыльности предприятий общ. питания, созданию реальной конкуренции. Основными направлениями региональной политики в этой сфере являются:

- приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, включая сеть так называемого «быстрого питания», ориентированной на различные группы потребителей;

- восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений;

- стимулирование развития сети предприятий общественного питания, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей (на дом, в офис, организацию или учреждение).

- массовое развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, аэропортах и на вокзалах.

 

 

Вопрос №4 Предприятия оптовой торговли: функции, понятия, организационные формы оптовой торговли. Роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка. Направление развития в рыночной экономике.

Формы и методы оптовой продажи товаров:

Оптовая продажа товаров в отличие от розничной представляет собой продажу товаров оптовым покупателям. Результат такой продажи выражается оптеделеной суммой оптового товарооборота, одного из основных показателей деятельности базы. Оптовая продажа товаров может осуществляться в 2х формах – транзитом, когда оптовая база продает товары без завоза их на свои склады, и продажей товаров со своих складов. Результатом этих форм продажи будет являться оптовый транзитный оборот и соответственно оптовый складской товарооборот. Трудоемкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах транзитных наценок он выгоден для оптовых баз.

При оптовом складском обороте применяются следующие методы оптовой продажи товаров со складов: по личной отборке товаров покупателями; по письменным, телефонным, телеграфным, телефаксным заявкам; через разъездных товароведов и передвижные комнаты товарных образцов; через автосклады; почтовыми посылками.

Оптовые базы могут применять и другие формы и методы оптовой продажи. В условиях рыночных отношений отдельные оптовые предприятия организуют и розничную продажу товаров населению через собственные магазины (палаты) или используют автомагазины. В этих случаях оптовые базы фактически трансформируются в оптово-розничные предприятия или торговые дома.

Важнейшим стратегическим направлением продовольственной политики является переход к организованным оптовым рынкам. Развитие организационных рынков будет способствовать не только круглогодичному снабжению продуктами, но и сокращению их потерь, повышению качества, ликвидации дефицита продовольствия в межсезонные периоды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...