Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрактная концепция фирмы




Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, менеджментом и собственниками. Эти отношения выражаются формальными договорами - контрактами. Но даже если отношения не регулируются договором, существуют правила поведения между работниками фирмы, работниками и управляющими, поставщиками и потребителями продукции. Они могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов, так как достаточно стабильны на протяжении длительных периодов времени, а их нарушение вызывает формальные или неформальные санкции прочих участников.

Фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения. Это трансакционные издержки и издержки контроля. Трансакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов, в противоположность затратам, связанным с внутренними контрактами - издержками контроля. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая поиск делового партнера, ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение выполнения контракта. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате их не выполнения.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов. Фирма может купить продукт или услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним контрагентом. Но она может произвести товар и сама, используя внутренние контракты с работниками. Выбор между внешними и внутренними контрактами зависит от соотношения издержек их использования. Чем выше трансакционные издержки по сравнению с издержками контроля, тем выше вероятность того, что товар будет производиться фирмой, а не рынком.

Трансакционные издержки особенно высоки по сравнению с издержками контроля в таких ситуациях, когда существуют возможности и стимулы для оппортунистического поведения:

· производство уникального товара;

· динамический рынок с неопределенным спросом и непредсказуемым движением цен;

· асимметрия информации на рынке.

Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это в свою очередь обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунистического поведения во многих случаях снимается развитием внутренних контрактов.

Возникает вопрос, почему существует рынок, если фирма обеспечивает экономию на трансакционных издержках и нужны ли внешние контракты? При росте фирмы растет численность занятых и диверсификация производственного процесса, поэтому совокупный результат деятельности фирмы оказывается результатом деятельности многих подразделений и работников. В результате теряется связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства. Появляется проблема «безбилетника»: сокращение интенсивности труда одного работника не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может оставаться незамеченным. Самоконтроль перестает служить способом повышения эффективности производства, появляются и растут издержки контроля за деятельностью каждого производственного звена. Чем крупнее фирма, тем выше издержки контроля. В итоге затраты на обеспечение выполнения внутренних контрактов могут превысить трансакционные издержки, привлекательность рыночных контрактов по сравнению с внутренними будет расти, и внутренние контракты выгоднее заменить внешними.

Таким образом фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы и ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу и ее максимальный размер (рис. 2.1). Рис. 2.1. Границы фирмы в рамках контрактного подхода.

Рис. 2.1.Границы фирмы в рамках контрактного подхода

Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму.

U-форма отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. Это простая линейная фирма, для которой характерно последовательное подчинение стадий выпуска одному регулирующему центру (рис. 2.2).

Рис.2.2. Организация однопродуктовой фирм

Функции контроля расположены «по линейке», что дает экономию издержек контроля: одно подразделение контролирует и контролируется только одним подразделением. Однако поскольку с потребителем имеет дело только последнее подразделение (как правило, отдел сбыта), а остальные не касаются рынка, такая форма используется в однородном небольшом производстве. При росте номенклатуры или объема выпуска продукции отсутствие связи с рынком затрудняет реакцию производства на изменение потребностей, что делает данную форму менее гибкой и конкурентоспособной в долгосрочной перспективе.

Такая форма характерна для малых и средних фирм, которые имеют высокие издержки на выполнение внешних контрактов. U-форма порождает небольшие издержки контроля за счет высоких трансакционных издержек.

М-форма представляет собой параллельное подчинение всех стадий выпуска каждого продукта одному продуктовому центру (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Организация многопродуктовой фирмы

Здесь имеется центральное руководство, что дает возможность оперативно реагировать на изменение спроса на любой выпускаемый продукт. Это способствует гибкости производства и ведет к организации многопродуктового процесса в крупных масштабах. Трансакционные издержки понижаются, поскольку многие промежуточные продукты производятся внутри фирмы. Однако усложнение системы управления ведет к увеличению издержек контроля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...