Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальная система стандартизации и банковская деятельность




безналичный платёж инкассовый поручение

С развитием реформы технического регулирования наша экономика обретает все более цивилизованные контуры.

Главным ориентиром для формирующейся системы технического регулирования Российской Федерации является техническое регулирование Европейского союза. Однако техническое регулирование в Европейском союзе формировалось десятилетиями, в то время как в России этот путь занимает всего несколько лет.

Федеральный закон "О техническом регулировании" № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 30.07.2012)определил основные цели современной системы технического регулирования в Российской Федерации, направленные на реформирование правоотношений в этой области. Стандарты, являясь признанными рыночными инструментами, оказывают существенное влияние на экономический рост, экологическую целостность и социальную справедливость, т.е. содействуют формированию трех важнейших составляющих устойчивого развития экономики.

Практически нет ни одной области жизнедеятельности, где бы документы по стандартизации не были востребованы государством, обществом и его гражданами. Государственный и частный секторы отечественной экономики в целом недооценивают потенциал и возможности стандартизации. По данным национальных органов по стандартизации Германии, Франции и Соединенного Королевства, эффект от применения стандартов сопоставим с эффектом от использования предприятиями патентов, лицензий и других интеллектуальных активов. При этом исследования, проведенные экспертами Германии, Австрии и Швейцарии, показали, что в масштабах национальной экономики совокупный эффект от проведения стандартизации составляет около 1% ВВП.

Ключевой элемент национальной системы стандартизации - ее структура. Именно она предопределяет темпы передачи рынку новых знаний и технологий через стандарты. В связи с этим данная проблема постоянно находится в фокусе повышенного внимания Росстандарта, а ее решение является одной из стратегических целей агентства. Как и в международной практике, для достижения этой цели создается вертикально-интегрированная организационная структура, ключевым звеном которой являются технические комитеты (ТК). Всего на сегодня создано 367 ТК, в работе которых участвует 34 федеральных органа исполнительной власти, более 10 тыс. предприятий, около 12 тыс. специалистов. Технический комитет - это место, где достигается консенсус между всеми заинтересованными представителями государства, бизнеса, потребителей относительно содержания национального стандарта. Как следствие, национальный стандарт учитывает интересы наиболее широкого круга участников производства и потребления продукции и является лучшим инструментом технического регулирования. В ближайшие годы будет продолжена работа по формированию межотраслевых советов по стандартизации, упорядочению структуры и составов существующих ТК, а также созданию новых ТК. Приоритетным направлением деятельности технических комитетов будет являться поддержка модернизации экономики.

В области, затрагивающей банковскую деятельность, действует 4 ТК по стандартизации, ключевым из которых на сентябрь 2010 года остается ТК 399 «Финансы, производство, услуги. Планирование и технологии управления». На межгосударственном уровне - 2 межгосударственных ТК по стандартизации.

За последние десять лет фундаментально изменился характер работы в области стандартизации. В связи с глобализацией рынков все большее число стран активно включается в разработку международных стандартов. Как известно, Россия является членом Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (IEC). Использование международных стандартов является важнейшим фактором в качестве инструмента модернизации экономики. Россия в статусе полноправного члена участвует в работе 525 технических комитетов и подкомитетов по стандартизации ISO и 146 технических комитетов и подкомитетов IEC.

Тем не менее, Россия сегодня на международной арене занимается «догоняющей стандартизацией». Переход от «догоняющей стандартизации» к активному участию в работах ISO и IEC - один из основных путей развития отечественной стандартизации. С появлением у отечественной промышленности мотивации по выходу на мировые рынки и удержанию там своих позиций соотношение между работами в международных организациях и деятельностью в рамках национальной системы должно будет меняться в пользу национальной системы, как это происходит в системах национальной стандартизации ведущих держав мира.

Одной из проблем, сказывающейся на эффективности работ по разработке международных стандартов, является слабое владение российскими специалистами рабочими языками, принятыми в ISO/IEC, и отсутствие финансирования бизнеса - структурами участия специалистов в рабочих группах по стандартизации.

И все же в последние годы наблюдается ряд позитивных перемен. Так, значительно активизировалась деятельность России в руководящих органах ISO и IEC, формирующих стратегию международной стандартизации на длительную перспективу. Представители национального органа по стандартизации дважды избирались в члены Совета ISO и входят в состав руководящих органов IEC. Президентом ISO в 2010 году (на два последующих года) после более чем 40-летнего перерыва избран российский представитель Б.С. Алешин.

В настоящее время ISO объединяет усилия заинтересованных финансовых кругов промышленно развитых стран в рамках постоянно действующего Технического комитета 68 «Финансовые операции»ISO (далее - ISO/ТС 68). Разработка международных стандартов в указанном ISO/TC осуществляется в рамках четырех подкомитетов: «Банковские операции и процедуры», «Ценные бумаги», «Обмен информацией», «Карточки финансовых операций и соответствующие носители информации».

Развитие стандартизации в России в области банковской деятельности определяется в рамках федеральных законов «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном Банке Российской Федерации». К сожалению, в них имеют место весьма расплывчатые и неоднозначные формулировки в части нормативного и метрологического обеспечения банковской деятельности, объектов и аспектов их стандартизации и подтверждения соответствия.

Тем не менее, Координационным комитетом Ассоциации российских банков по стандартам качества банковской деятельности в 2006 году(с изменениями от 01.07.2007) была разработана и принята «Концепция стандартизации качества банковской деятельности в Российской Федерации». Большое внимание в документе уделяется роли и значению стандартизации банковской деятельности в России. Стандартизация - прекрасная возможность для перехода банков на современный процессный подход к управлению производством, за счёт совершенствования управления повысить качество продуктов/услуг. Концепция стандартизации подробно описывает порядок проектирования, утверждения и последующего внедрения стандартов качества банковской деятельности (СКБД) в банковской организации. Кроме того, описан порядок добровольной сертификации организации на соответствие требованиям данной концепции.

К сожалению, как показывает анализ программных мероприятий в рамках реализации данной «Концепции», направления стандартизации, предусмотренные ею, ограничиваются только вопросами качества управленческой деятельности.

В завершении необходимо отметить, что стандартизация позволяет добиться оптимизации ресурсов и времени, улучшить качество обслуживания и повысить привлекательность, безопасность и надежность банковской системы, как для простых граждан, так и для потенциальных инвесторов и партнеров.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...