Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10. Форма государства: понятие и структура.




10. Форма государства: понятие и структура.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементами формы государства являются:

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

11. Форма правления: понятие, виды.

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

Виды: - монархии; - республики.

12. Форма государственного устройства: понятие, виды. –

 

12. Форма государственного устройства: понятие, виды.

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

Основными видами форм государственного устройства являются:

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. унитарное государство;

- федерация;

- конфедерация.

 13. Политический режим: понятие, виды.

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание. Существуют следующие виды политического режима: авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

 

· Государственная власть есть разновидность социальной власти - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

· Единство государственной власти и ее разделение на «ветви».  

·                                                                                                                                                                  

· Понятие и структура государственного аппарата. Структура госаппарата - это совокупность государственных органов власти и управления и государственных служащих, занятых в госорганах, наделенных властными полномочиями для реализации функций государственной власти всех видов - законодательной, исполнительной, судебной.

· Понятие, признаки и классификация государственных органов.

· Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.

· Основные признаки государственных органов:

· а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права;

· б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации;

· в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей.

· Классификация государственных органов:

· 1) По порядку образования:

· 2) По способу принятия решений:

· 3) По характеру компетенции:

· 4) По принципу разделения властей:

· 5) По иерархии:

· 6) По правовым формам деятельности:

· Понятие функций государства, их классификация.

· Функции государства – это основные направления деятельности государства в решении задач, стоящих перед ним в различные этапы своего развития, посредством специальных форм и методов их реализации

· Классификация

· Существует много классификаций функций государ­ства. Наиболее общими критериями разделения функций на виды являются:

·   особенности объекта государственного воздействия

·   специфика содержания каждой функции

· В зависимости от продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные. Иногда выделяют основные и неосновные функции.

· Характеристика внешних и внутренних функций государства. Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т. д.

·

·

· Понятие правового государства, его характеристика.

· Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

· Характиристика:

· Современная юридическая наука выделяет пять основных признаков правового государства.  

· верховенство закона на всей территории страны;

· соблюдение принципа разделения властей;

·  взаимная ответственность личности и государства;

·  господство правовых норм;

· гарантии прав и свобод личности.

· Гражданское общество и государство                  

· О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество — это. спутник правового государства. Точнее, право вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом.

· Проблема становления правового государства в России состоит в том, что нашей стране в начале 90-х годов пришлось сделать большой шаг в этом направлении без достаточного исторического опыта.

· Понятие права, его признаки и функции.

· право- это система общеобязательных формально определенных норм – Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных или санкционированных государством.

· Признаки права

· 1) нормативность

· 2) общеобязятельность;

· 3) формальная определённость

· 4) системность;

· 5) публичность

· Функции права:

· Регулятивная функция

· Охранительная функция

· Политическая функция

· Воспитательная функция

· Теоретическая функция

· Методологическая функция

· Идеологическая функция

· Типологию правопонимания:

·  можно определить как метод научно-юридического познания, основу которого составляет теоретическое расчленение правопонимания как целостного системного феномена на элементы с последующим сведением этих элементов в обособленные типовые группы.

· Социальные нормы: понятие и виды.  

· Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

· Основные виды социальных норм:

· 1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

· 2. Норма морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

· 3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

· Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п. ), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

·

·

· Понятие и элементы механизма правового регулирования.

· Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на общественные отношения с целью удовлетворения общественно полезных целей.

· К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся:

· юридические нормы,

· нормативные правовые акты

·  акты официального толкования

·  юридические факты

· правоотношения,

· акты реализации права,

· правоприменительные акты,

· правосознание,

·  режим законности.

· Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

·   27. Объективное и субъективное право.

· Термин «объективное право» рассматривается как совокупность (система) общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством, а понятие «субъективное право» означает права, принадлежащие конкретному субъекту, индивиду.

· 28, Понятие, признаки и структура нормы права.

· Норма права–общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

· Признаки правовой нормы:

· • Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);

· • Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;

· • Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее – предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);

· • Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;

· • Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;

· • Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;

· • Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;

· • Характеризуется неперсонифицированностью – адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);

· • Имеет многократное применение – не прекращает своего действия после ее исполнения;

· • Имеет государственно-властный характер – положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

· Структура правовой нормы

· В юридической науке выделяют:

· внутреннюю (логическую) составляющую

· внешнюю составляющую

· 29. Понятие и виды форм (источников) права.

· Исто́ чник (фо́ рма) пра́ ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

·    Различают четыре основных вида источников (норм) права:

· Правовой обычай

· Судебный прецедент

· Нормативный правовой акт

· Нормативный договор

·    30. Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды.

· Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

· Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

· Признаки нормативного правового акта:

· 1. Нормативный правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов

· 2. Нормативный правовой акт отличается волевым содержанием. Независимо от органа или организации, принявших акт, во всех случаях он выражает волю государства.

· 3. Нормативный правовой акт содержит нормы права - общеобязательные правила поведения, направленные на регулирование общественных отношений.

· 4. Каждый вид нормативных правовых актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов.

· Такие акты принимаются в четко установленном порядке, имеют письменную форму.

· Нормативные правовые акты имеют временные, пространственные пределы действия.

· Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

· 1. Указы Президента РФ.

· 2. Постановления Правительства РФ.

· 3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.

· 4. Решения и постановления местных органов государственной власти.

· 5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр. ).

· 6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.

· Локальные нормативные акты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...