Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления философии эпохи Возрождения.

ТЕМА 2.3. «ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ».

Предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения. Её основные направления и характерные черты.

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVIIвв., приходится на последние столетия средневекового феодализма, когда средневековье в его экономических, социальных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй ещё не утвердился.

Раньше других стран на путь буржуазного развития встала Италия, и в её духовной жизни ранее, чем в других европейских странах в наиболее развитой и законченной форме утвердилось мироощущение возрождения. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд других стран Европы: Францию, Германию и др.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Культура в эпоху Возрождения пережила настоящий революционный переворот, результатом которого стало освобождение от диктата религии. В это время появляются светское искусство, светская философия и наука в современном и привычном для нас виде.

Античность была провозглашена идеалом эпохи Возрождения. Возрождение античности и дало название всей эпохе, ведь Ренессанс и переводится как возрождение.

Эпоха Ренессанса в целом была ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в самом себе – в своей душе, теле, телесности (культ красоты – Боттичелли, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело). Разносторонность развития и дарования особенно почитались в эту эпоху.

Затем веяния Ренессанса распространились на философию.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в этот период, которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремлённость к человеку.

Мыслители Ренессанса во всём стремились подражать античным философам. Поэтому, главным предметом философии Возрождения стал человек, а результатом философствования – создание нового идеала личности.

Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения: - кризис феодализма, зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств
 
- развитие ремесла и торговли;
- усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
- укрепление, централизация европейских государств, создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы;
- появление первых парламентов;
- кризис Церкви и схоластической философии;
- повышение уровня образованности в Европе в целом;
- глубокие социальные конфликты (движение Реформации, революции в Нидерландах, Англии);
- великие географические открытия (Колумб, Васко да Гама, Магеллан);
- научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии и др.)

 

Основные направления философии эпохи Возрождения.

Гуманистическое (XIV-XVвв.) Данте Алигьери Франческо Петрарка Мишель де Монтень - в центр внимания ставили человека, воспевали его достоинство, величие и могущество, иронизировали над догматами Церкви; разграничивали знание и веру
Неоплотоническое (сер. XV-XVIвв.) Николай Кузанский Пико делла Мирандола - развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма;
Натурфилософское (XVI- нач.XVIIвв.) Джордано Бруно Галилео Галилей - пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
Реформационное (XVI-XVIIвв.) Мартин Лютер Эразм Ротердамский - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
Политическое (XV-XVIвв.) Николо Макиавелли - изучал проблемы управления государством, поведение правителей;
Социалистическо-утопическое (XV-XVIIвв.) Томас Мор Томмазо Кампанелла - искали идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

 

Характерные черты философии эпохи Возрождения: - антисхоластический характер – вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а её содержанию. Отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики;
- пантеизм – главный принцип мировоззрения. Пантеизм (от греч. pan всё и theos – бог) – философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа». Иерархическое представление о мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал. Природа одухотворена.
- антропоцентризм (от греч. antropos – человек) (Данте Алигьери – «Божественная комедия»; Петрарка – «Книга песен»). Не Бог, а человек теперь помещён в центр космического бытия. Человек – не просто природное существо, он господин над всей природой, творец. Задача философии – не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства;
- гуманизм (от лат. humanitas – человечность) – центральное для возрождения культурное явление. Гуманизм подчёркивает, что конечной целью философии должен являться человек как венец творения;
- эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрождения. Сонеты Ф.Петрарки, новеллы Дж.Боккаччо, драматургия У.Шекспира, романы М.Сервантеса, скульптуры Микеланджело, полотна Леонардо да Винчи – всё это классические образцы небывалого подъёма искусства;
- свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышления. Бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он решал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы;
- принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной и т.д.);

 

Т.о., в эпоху Возрождения формально остаётся в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек. И хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и её принципы изучались в большинстве университетов, вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а её содержанию. А это означает, что происходит существенная трансформация господствующих в культуре ориентаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...