Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программы воспитания для детей с альтернативным физическим и умственным развитием




СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Программы воспитания для детей с альтернативным физическим и умственным развитием…………………………………………………………5

2. Особенности поликультурного воспитания альтернативных детей..…10

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованных источников………………………………………...…18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Безусловно, в каждом обществе существуют дети с альтернативным, т.е. отличным от основной массы школьников, физическим и умственным развитием. Забота о таких детях является, по справедливому замечанию Г.Д. Дмитриева, «мерилом гуманности общества». Однако, в России, к сожалению, пока не существуют достаточные условия, чтобы дети и взрослые этой категории чувствовали себя полноценными членами общества.[1]

Безусловно, не все дети могут быть включены в основной школьный поток. Специальные программы подразделяются на три вида в зависимости от степени нарушений умственного и физического развития.

Данные программы дают возможность учащимся реализовать свой академический потенциал, предоставляя условия для их развития и социальной адаптации.

Так, исследователи в области поликультурного образования приводят основные отличия программ для детей с альтернативным развитием:

1) индивидуальный подход в обучении в темпе, соответствующем уровню подготовки и способностей каждого учащегося;

2) особое внимание уделяется развитию языковых навыков на протяжении всей программы обучения;

3) преподавателям предоставлены возможности распространять обучающую деятельность за пределами школы;

4) специально обученный персонал прикреплен к каждому району и имеет необходимые материалы, оборудование и ресурсы для обучения детей с различной степенью умственных или физических нарушений в развитии;

5) учебный план делает упор на развитие функциональных навыков в различных ситуациях, включающих школу, дом, сообщество и различные рекреационные и профессиональные ситуации;

6) междисциплинарная классная модель, координирующая услуги, оказываемые учителем, логопедом и другими специалистами, для создания оптимальной образовательной программы для каждого учащегося;

7) активное вовлечение родителей в образовательный процесс;

8) применение специального образовательного оборудования и материалов.

Цель данной работы – изучение поликультурного воспитания в образовательных программах с детьми альтернативного физического и умственного развития, и выявление особенностей этого воспитания.

Объект исследования – поликультурное воспитание.

Предмет исследования - дети с альтернативным физическим и умственным развитием.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

 

ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АЛЬТЕРНАТИВНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ И УМСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ

 

Программа для учащихся с легкой степенью нарушений реализуется в избранных начальных, средних и старших школах административных районов. Родители и учителя работают сообща над выбором подходящей обучающей программы для каждого ученика, встречаясь на собрании. Преподаватели специального образования преподают предметы уровня начальной школы с уклоном на развитие базовых навыков обучения и социального развития.

Учащиеся начального звена обучаются развитию, прежде всего, языковых навыков, математике, социальным и точным наукам. Особое внимание уделяется выявлению индивидуальных целей и интересов каждого ребенка. Ребенок со временем может быть переведен в общий образовательный поток, что определяется преподавателем общего образования в союзе со специалистом по специальной педагогике. Наряду с учебными дисциплинами учащимся предоставляются различные возможности для социального взаимодействия путем проведения внеклассных мероприятий.

В средней и старшей школе обучение этим навыкам дополняется курсами основ безопасности жизнедеятельности, домоводством, а также программой профориентации. В старшей школе особое внимание уделяется обучению профессиональным навыкам, которое осуществляется в специальных профессиональных центрах за пределами школы. Результаты обучения обсуждаются на собрании совместно с родителями. Учащимся предоставляются консультации по выбору профессии. По окончании школы учащийся получает обычный диплом о среднем образовании.

Программы для учащихся со средней или тяжелой степенью нарушений направлены, главным образом, на развитие навыков, необходимых для самостоятельного функционирования. Учителя и родители консолидируют усилия для того, чтобы каждый учащийся достиг максимального уровня независимого существования в реальной обстановке дома, школы и сообщества. Обучение предусматривает ситуации, возникающие в повседневной жизни человека. Учебный план включает навыки домашней жизни, профессиональные навыки, отдых и интеграцию в жизнь сообщества.

Воспитание и образование таких детей должно являться заботой каждого учителя и школьного администратора, а не только специальной или коррекционной педагогики. Для решения данной проблемы необходимо ее осознание всем обществом и каждым индивидом.

В настоящее время мировая наука и практика все больше внимания уделяет проблемам лиц с альтернативным развитием. В современных условиях инклюзивное обучение признано специалистами ведущей перспективной формой обучения детей с альтернативным развитием.[2]

Следует подчеркнуть, что в настоящем исследовании мы рассматриваем проблему обучения альтернативных детей в контексте поликультурного образования, а не коррекционной педагогики. Эти области очень близки в отношении изучаемой проблемы, но они расставляют разные акценты относительно классификации этой категории детей, а, следовательно, каждая область имеет свои конкретные проблемы в обучении и воспитании детей.

Отметим, что в мировой науке и практике выделяют два подхода к определению социальной сущности инвалидности: медицинский и социальный. Согласно первому, в основе понимания инвалидности лежит признание факта наличия у граждан каких-либо ограничений в состоянии здоровья или функциональных ограничений. Такой подход формирует отношение к инвалидам как к больным людям, поэтому при принятии мер по улучшению их положения акцент ставится на мероприятиях медицинской реабилитации.

Социальный подход акцентирует внимание не на дефектах человека, а на тех социальных ограничениях, которые мешают человеку в полной мере реализовать свои возможности. С такой точки зрения инвалидность рассматривается как результат наличия физических, информационных и иных барьеров. Указанная позиция дает возможность рассматривать права инвалида через призму прав человека и совершенствовать нормативное закрепление таких гарантий, которые позволяют обеспечить фактическое равенство инвалидов с людьми, не имеющими инвалидности. Конвенция о правах инвалидов, характеризуя инвалидность как эволюционирующее понятие, рассматривает ее как результат взаимодействия между людьми с нарушением здоровья и барьерами, создаваемыми окружающей средой и обществом[3].

По мнению М. Миноу, понятие «другой» само по себе не присуще человеку. Различия становятся очевидными только при сравнении с тем, кто считается «нормальным». После того, как различия закрепляются правовыми нормами, появляется соответствующая дифференциация в социальных отношениях[4].

На наш взгляд, поликультурное образование тесно связано с вопросами коррекционной педагогики, но между этими областями есть существенное различие в отношении работы с альтернативными детьми. Коррекционная педагогика больше опирается на медицинский подход при характеристике особенностей развития ребенка. В то время как поликультурное образование обращает внимание, в первую очередь, на проблему социализации детей, рассматривая вопросы толерантности и уважения к этим детям со стороны сверстников взрослых. В этом случае главной задачей школы выступает создание таких условий обучения, чтобы у ребенка появилось чувство принадлежности или включенности в коллектив сверстников. Следовательно, должен ставиться акцент на принятии и уважении отличий как неотъемлемых черт личности ребенка, а не препятствий в его обучении.

Следует подчеркнуть, что терминология, используемая для характеристики детей с альтернативным развитием, – это очень проблемный вопрос. Анализ соответствующих источников показал, что нет однозначного определения этой категории детей. Более того, многие термины указывают, в первую очередь, на ущербность ребенка, что может причинять боль и страдания, как самому ребенку, так и его родителям.

В целом термин «неспособность» (англ. «disability») относится к явно выраженным особенностям (физическим или умственным) человека. Он обозначает потерю или снижение функции определенной части тела или органа. Неспособный ребенок, по словам К. Хеллера, не может выполнить определенные задачи (например, ходить, говорить, видеть) таким же способом, как и ребенок с традиционным развитием[5].

Американские исследователи единогласно подчеркивают, что неспособность ребенка не является препятствием для развития его личности при правильной организации обучения, наличии грамотных педагогов-профессионалов и специально организованной среды обучения.

Например, как указывает Д.С. Брунер, ребенок с одной рукой или ногой, который не может вести обычный образ жизни вне школы (играть в определенные игры со сверстниками, имеющими традиционное развитие), не считается неспособным в школе, где создана безбарьерная среда, адаптированная к его физическим особенностям[6].

Следовательно, согласно данному подходу к определению англ. термина disability, можно сделать следующий вывод. Ребенок, который передвигается на коляске, не может посещать школу, где нет безбарьерной среды, поэтому можно утверждать, что этот ребенок обладает «неспособностью» (англ. «child with disability» или «disabled child»). Сторонники поликультурного образования связывают данный термин не с ребенком, а с окружающей средой, называя ее неприспособленной к нуждам ребенка. Поэтому, по мнению ученых-поликультуралистов, данный ребенок обладает лишь нарушением здоровья, но не неспособностью. Он может быть назван «ребенок с физическим нарушением здоровья» (англ. «child with physical impairment»), но не «ребенком с неспособностью» (англ. «disabled child»).

Есть мнение среди ученых, что нарушение может стать причиной неспособности, что в свою очередь приведет к ограничению. Ограничение будет способствовать дальнейшей социальной изоляции ребенка. Чем полнее изоляция, тем менее осведомленным становится общество о потребностях такого ребенка и о барьерах, которые препятствуют его полноценному общению с другими членами общества[7].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующие определения «нарушению», «неспособности» и «ограничению»[8].

Нарушение связано с временной или постоянной утратой какой-либо функции тела (физиологической или психологической); это повреждения, влияющие на умственные (память, сознание) или сенсорные способности, а также на деятельность внутренних и внешних органов.

Неспособность связана с ограничениями в выполнении какой-либо деятельности, являющиеся результатом нарушения.

Ограничение – это результат нарушения или неспособности, который препятствует выполнению какой-либо деятельности, являющейся обычной для данного возраста, пола, социальной и культурной принадлежности.

Сторонники поликультурного образования предлагают использовать вместо термина «disabled» («неспособный») термин «difabled» (сокр. от англ. «differently abled»), т.е. «способный в другом» [9]. Также распространение получили термины «alternative child» («альтернативный ребенок») или «exclusive child» («исключительный ребенок»), которые являются синонимами «difabled child». Содержание данных понятий ученые объясняют следующим образом: если ребенок не может выполнить какое-либо действие традиционным способом, то всегда найдется альтернативный способ его выполнения. Исключительные дети – это дети, которые выполняют ту или иную деятельность иными способами, отличающимися от общепринятых норм (исключающие традиционные нормы)[9].

Ведущими терминами выступают «альтернативный ребенок» («alternative child») или «ребенок, способный в другом» («difabled child»). Данный выбор произошел под влиянием поликультурного образования, которое видит в учащемся, прежде всего, личность, а затем уже его культурные, физические и умственные особенности.

Обратимся к основным проблемам обучения альтернативных детей, которые выявлены в ходе анализа научно-педагогической литературы США.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...