Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для губ и щек. Для языка




Для губ и щек

? Начинают тренировать губы, удерживая ими кусочки су­
харя или конфеты. Упражнение делают под счет и следят,
чтобы губы не вытягивались в трубочку. Для тренировки мышц
щек рекомендуется удерживать во рту вязкую жидкость (ки­
сель или густой сок).

? Надувать обе щеки одновременно.

? Надувать щеки попеременно («катать» воздух из одной
щеки в другую).

? Втягивать щеки в ротовую полость между зубами.

? Выполнять сосательные движения.

? Растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в
стороны, вверх и вниз, обнажая зубы, затем их расслабить.

? Сделать «хоботок», удерживая его 5—10 с.

? Попеременно произносить [и] — [у], [и] — [о] (сначала
беззвучно, затем с голосом).

? Поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы.

? Имитировать полоскание зубов (надуть губы).

? Надуть верхнюю, затем нижнюю губу.

? Производить фыркающие движения губ (фырканье ло­
шади).

Для языка

Начинают учить ребенка выполнять упражнения для язы­ка, используя непроизвольные движения: дотянуться до носа, до подбородка, облизывать намазанные сладким губы, погла­живать щеки языком изнутри, упираться языком поперемен­но в слизистую оболочку щек. Для укрепления кончика язы­ка полезно слизывание капель (меда, варенья) с вогнутой по-


верхности ложки (А. Г. Ипполитова, И. Н. Ермакова). При этом постепенно уменьшать размер ложки от столовой до ложеч­ки для горчицы.

? «Часики» — широко открыть рот, высунуть язык, двигать
его влево — вправо.

? «Качели» — широко открыть рот, высунуть язык, двигать
его попеременно вверх-вниз.

у* «Маляр» — широко открыть рот, гладить языком твердое нёбо по направлению вперед —- назад.

♦ «Иголочка» —- широко открыть рот, высунуть язык впе­
ред, максимально сжать, чтобы заострился кончик языка.

^ ♦ «Лошадка» — цокать языком.

* ♦ «Грибок» — широко открыть рот, присосать язык к твер­дому нёбу, чтобы натянулась подъязычная складка.

? «Гармошка» — широко открыть рот, присосать язык к
твердому нёбу, чтобы натянулась подъязьганая складка, попере­
менно открывать — закрывать рот, удерживая язык у верхне­
го нёба.

? Покусывать язык от кончика, постепенно высовывая его
изо рта.

? «Наказать непослушный язычок» — положить язык между
губами, похлопывая язык губами, произносить: «бя — бя — бя».

? «Почистим зубки» — широко открыть рот, двигать кончи­
ком языка по нижним, затем верхним резцам вправо — влево.

? «Горка» — удерживать кончик языка за нижними рез­
цами, спинка языка выгибается.

'«Катушечка» — кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка сначала выгибается, затем опускается на дно ротовой полости.

? «Пробка» — кончик языка завести под верхнюю губу, с
щелканьем вытолкнуть язык изо рта.

? «Пароход» — кончиком языка дотронуться до середины
верхней губы, произносить звук [е] сначала беззвучно, затем
с голосом.

? «У собачки кость» — обхватив языком карандаш или па­
лочку, удерживать кончик языка сначала у середины верхней
губы, затем у верхних резцов.

? «Кормим птенчика» — птенец-ребенок ждет еду, открыв
рот, кончик языка находится на дне ротовой полости. Удер-


 



JL



живать открытым рот до 5—6 с. Он съел червячка — за­крыть рот.

Особое внимание необходимо уделять развитию умения переключаться с одной артикуляции на другую, что необхо­димо для произнесения групп согласных. Дети с открытой ринолалиеи в большинстве случаев испытывают затруднения в произнесении групп согласных звуков, наиболее контрастных по способу и месту образования, в особенности сочетаний согласных разного местообразования с переднеязычными зву­ками. Поэтому для тренировки переключаемое™ мы предла­гаем использовать звуки одного способа образования, но раз­ного места образования. Для развития умения переключать­ся с одной артикуляционной позы на другую нами были разработаны фонетические таблицы для разных типов нару­шения звукопроизношения. У детей с дефектами звукопро-изношения, типичными для других речевых нарушений, не на­рушено произнесение взрывных звуков, поэтому работу целе­сообразно начинать с отработки доступных произнесению взрывных звуков [п], [т], [к]. Сначала необходимо отработать четкое переключение со звука [п] на [к] и наоборот. После того как ребенок научится быстро и четко произносить соче­тание «пк», «кп», можно начинать отработку произношения сло­гов «пка», «кпа». В такой же последовательности отрабатывает­ся произношение всевозможных сочетаний с этими звуками:

«пка — пко — пку — пкы — пкэ»;

«пта — пто — пту — пты — птэ»;

«тпа — тпо — тпу — тпы — тпэ»;

«тка — тко — тку — ткы — ткэ»;

«кпа — кпо — кпу —■ кпы — кпэ»;

«кта — кто — кту — кты — ктэ».

У детей с дефектами звукопроизношения, специфическими для открытой ринолалии без атипичных компенсаторных ар­тикуляций, нарушено произнесение взрывных губно-губных и переднеязычных звуков. Поэтому тренировочные упраж­нения необходимо начинать проводить при использовании правильно произносимых фрикативных звуков разного ме­стообразования [ф], [х]:

«хфа — хфо — хфу — хфы — хфэ»;

«фха — фхо — фху — фхы — фхэ».


По мере постановки звуков (ориентировочно через месяц после начала занятий) тренировка переключаемое™ прово­дится на базе взрывных звуков разного местообразования.

С детьми, в речи которых преобладают атипичные компен­саторные артикуляции, подобная работа проводится на базе доступных произнесению сонорных носовых звуков [м], [н] и фрикативных звуков [ф], [х] [14]:

«мна — мно — мну — мны — мнэ»;

«нма — нмо — нму — нмы — нмэ».

Взрывные звуки подключаются к работе по мере их постанов­ки (ориентировочно через 3—4 месяца после начала занятий).

Рекомендуемые упражнения по развитию переключаемо-сти с одной артикуляции на другую проводятся ежедневно на индивидуальных занятиях в течение 2—3 мин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...