Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика учебной деятельности.

Вопрос 23. Учебная деятельность

Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности. Характеристика учебной деятельности. Особенности, средства, способы, продукт и результат учебной деятельности.

 

Учебная деятельность как специфический вид деятельности.

Основы теории учения были заложены Я.А. Коменским, Дж. Локком, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервегом.

Среди отечественных ученых огромную роль сыграли работы К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского. Основными разработчиками теории учебной деятельности являются Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.К. Маркова и др.

В концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова УД – это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими теоретических знаний посредством диалогов (или полилогов), дискуссий, и связанных с ними умений и навыков в различных сферах общественного сознания (наука, искусство, нравственность, религия, право).

Авторы концепции разработали представление об эталонной УД как познавательной, построенной по теоретическому типу. Её реализация достигается через формирование у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации УД.

Учебная деятельность является специфическим видом деятельности, так как направлена на самого обучающегося как ее субъекта, т.е. на его совершенствование, развитие, формирование как личности в ходе осознанного, целенаправленного присвоения им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно-полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Учебный предмет, в рамках которого разворачивается УД, не просто содержит систему знаний, но особым образом (через построение предметного содержания) организует познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразований. Субъектная активность ученика (ее направленность, характер проявления) задается способом организации познавательной деятельности как бы извне. Основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. Организация обучения, построенного по теоретическому типу, по мнению В.В. Давыдова и его последователей, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение авторы назвали развивающим (Давыдов В.В., 1996).

За эталон развития принимаются показатели, характеризующие теоретическое мышление: рефлексивность, целеполагание, планирование, умение действовать во внутреннем плане, умение обмениваться продуктами познания.

Структура учебной деятельности.

УД направлена на решение учебной задачи, характеризуется своими особыми потребностями и мотивами, своей особой структурой, в которой важнейшее место отводится специфическим учебным задачам и действиям.

Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. В современной психологии структура УД имеет пятикомпонентный состав:

1. учебная мотивация;

2. учебные задачи в определенных ситуациях и различной форме заданий;

3. учебные действия;

4. контроль, переходящий в самоконтроль;

Оценка, переходящая в самооценку.

Согласно Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, учебная деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, т.е. теми мотивами, которые лежат в плоскости самой учебной деятельности, ее содержания и выполнения.

В мотивах УД конкретизируется потребность. Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области. Внутренние мотивы содержат потребности, цели и ценности, личностные смыслы, связанные с самой учебной деятельностью. Внешняя мотивация связана с системой поощрений и наказаний.

Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками учебной задачи и самостоятельная ее постановка тесно связаны с мотивацией учения, со становлением ребенка как субъекта деятельности. Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от учащихся в явном виде проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения или фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения.

Учебные действия. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение общих отношений, ведущих принципов, закономерностей, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от моделей к объекту и обратно и т.д.

Выделяют ориентировочные, исполнительные и оценочные учебные действия.

Ориентировочные – направлены на анализ условий ситуации, соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи.

Исполнительные – связаны с активным преобразованием изучаемого объекта (объекта предметной области знаний: физического, математического и т.п.).

Ученик в полной мере овладевает учебным действием, только при условии полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия, под контролем учителя. По мере отработки тех или иных операций, прохождения этапов усвоения учебного действия, процесс выполнения действия свертывается и выполняется как целостное действие.

Не менее важное значение, по мнению В.В. Давыдова, имеет выполнение самим учеником действий контроля и оценки, направленные на контроль и оценку собственной деятельности. Осуществляемый на ранних этапах внешний контроль и оценка учителя постепенно сменяется самоконтролем и самооценкой по результатам выполнения заданий на основе сопоставления с образцом, и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительской части действия. На втором этапе действия контроля и оценки осуществляются самостоятельно по ходу работы. На третьем этапе самоконтроль и самооценка выступают основой для прогнозирования хода и предполагаемого результата деятельности.

 

Характеристика учебной деятельности.

Учебную деятельность, как специфический вид деятельности человека, не отождествляют с процессами научения и усвоения, которые включения в любые другие виды деятельности (игра, труд, общение и т.п.). Деятельность обучающихся направлена на усвоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного применения в разнообразных (жизненных) ситуациях.

Более емко особенности УД отражены в ее сущностных характеристиках:

1. УД специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач.

2. Содержание УД составляют научные понятия и обобщенные способы действий, направленные на решение соответствующих учебных задач.

3. Обобщенные способы действий предваряют решение учебных задач.

4. УД ведет к изменениям в самом субъекте деятельности.

5. Изменение психических свойств и поведения субъекта происходит в зависимости от результатов своих собственных действий (встает проблема активности субъекта УД).

24.4. Особенности, средства, способы, продукт и результат учебной деятельности.

Предмет УД – усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Средства и способы УД. Систематическое осуществление УД способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. – обобщенные теоретические знания и способы учебных действий. Поэтому основными средствами УД выступают:

1. Интеллектуальные действия (согласно С.Л. Рубинштейну – мыслительные операции): анализ, синтез, классификация, обобщение и др.

2. Знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт обучающихся.

3. Фоновые знания, благодаря включению в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт обучающихся.

Способы УД наиболее полно представлены в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Твлызиной и могут носить разнообразный характер от репродуктивного до проблемно-творческого.

Продуктом УД является структурированное и актуализированное знание, лежащее в основе умений решать различные задачи науки и практики. Также продуктом являются внутренние новообразования психики в деятельностном, мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт УД входит составной частью в индивидуальный опыт учащихся.

Результатом УД является поведение субъекта – это испытываемая им потребность (на основе интереса, позитивных эмоций, увлеченности, чувства значимости, успеха и т.п.) продолжать эту деятельность, либо желание уклониться от нее (вынужденная активность на основе ожидания наказания, отказ, уклонение от выполнения учебных действий, подмена собственных действий чужими и т.п.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...