Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.




С целью контроля знаний предусмотрены самостоятельные работы по основным разделам курса. Промежуточная аттестация состоит в контроле посещаемости, промежуточном тестировании и выполнения текущих домашних заданий. Приведены контрольные вопросы и тест для проведения итоговой аттестации.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Постановка задачи исследования операций.

2. Примеры модулей исследования операций.

3. Критерий эффективности в детерминированных и вероятностных задачах.

4. Векторный критерий эффективности и способы его преобразования в скалярный.

5. Определение и примеры антагонистических игр.

6. Понятие седловой точки и условия ее существования в антагонистической игре.

7. Матричные игры. Основная теорема теории матричных игр.

8. Основные методы решения матричных игр.

9. Байесовский подход к решению статистических игр.

10. Минимаксный подход к решению статистических игр.

11. Статистические игры с экспериментом, их особенности.

12. Биматричные игры. Теорема о существовании ситуации равновесия в биматричной игре.

13. Примеры экономических и политических ситуаций, моделируемых с помощью биматричных игр.

14. Иерархические системы. Наибольший гарантированный результат Центра.

15. Методы управления иерархическими системами.

16. Задачи о потоках в сетях, их особенности.

17. Методы нахождения максимальных потоков.

18. Основные понятия теории массового обслуживания.

19. Методы исследования марковских систем массового обслуживания.

20. Основные законы распределения в теории надежности.

21. Статистическое моделирование случайных величин.

22. Основные принципы и этапы имитационного моделирования.

 

Тест для итоговой аттестации

1. Антагонистическая игра может быть задана:

а) множеством стратегий первого и второго игрока.

б) множеством стратегий обоих игроков и функцией выигрыша второго игрока.

2. Цена игры всегда равна верхней цене игры, если обе цены существуют:

а) да.

б) нет.

в) вопрос некорректен.

3. Максимум по x минимума по y и минимум по y максимума по x функции выигрыша первого игрока:

а) всегда равны друг другу.

б) всегда отличаются друг от друга.

в) могут быть и равны, и не равны.

4. Может ли в какой-то антагонистической игре сумма значений функции выигрыша обоих игроков положительна?

а) да.

б) нет.

в) ответ неоднозначен.

5. Пусть в антагонистической игре X =(1;2)- множество стратегий 1-го игрока, Y =(5;8)- множество стратегий 2-го игрока. Является ли пара (1;9) седловой точкой в этой игре:

а) всегда.

б) иногда.

в) никогда.

6. Если известно, что функция выигрыша 1-го игрока всегда больше 1, то значения этой функции в седловой точке могут принимать значения:

а) любые.

б) только положительные.

в) только не более числа 1.

7. Если в антагонистической игре на отрезке [0;1]*[0;1] функция выигрыша 1-го игрока F(x,y) равна C (x-y)2, то при отрицательном значении числа C:

а) седловых точек нет никогда.

б) седловые точки есть всегда.

в) седловые точки могут существовать, и не существовать.

8. Антагонистическая игра может быть задана:

а) множеством стратегий игроков и ценой игры.

б) множеством стратегий обоих игроков и функцией выигрыша первого игрока.

в) обязательно каким-то иным способом.

9. Верхняя цена игры больше верхней цены игры, если оба показателя существуют.

а) да.

б) не всегда.

в) никогда.

10. Смешанная стратегия - это:

а) число.

б) вектор.

в) матрица.

11.Пусть в антагонистической игре X=(1;2)- множество стратегий 1-го игрока, Y=(2;8)- множество стратегий 2-го игрока. Является ли пара (1;2) седловой точкой в этой игре:

а) всегда.

б) иногда.

в) никогда.

12. Седловая точка – это:

1) стратегия одного из игроков.

2) упорядоченная пара, в которой первая составляющая - стратегия первого игрока, вторая - стратегия второго игрока.

3) что-то иное.

13. Функция выигрыша первого игрока зависит:

а) от одной переменной.

б) от двух переменных.

в) от трех переменных.

14. Матричная игра – это частный случай антагонистической игры, при котором обязательно выполняется одно из требований:

а) один из игроков имеет бесконечное число стратегий.

б) оба игрока имеют бесконечно много стратегий.

в) сумма функций выигрыша игроков постоянна.

15. Пусть матричная игра задана матрицей, в которой все элементы одинаковы.

Цена игры существвует:

а) да.

б) нет.

в) нет однозначного ответа.

16. Оптимальная смешанная стратегия для матричной игры состоит из положительных чисел.

а) да.

б) нет.

в) нет однозначного ответа.

17. Цена игры существует для матричных игр в чистых стратегиях всегда.

а) да.

б) нет.

18. Чистая стратегия является частным случаем смешанной:

а) да.

б) нет.

в) не всегда.

19. Если в матрице все столбцы одинаковы и имеют вид (4 3 2 1), то какая стратегия оптимальна для 2-го игрока?

а) первая.

б) вторая.

в) любая из четырех.

20. Какое максимальное число седловых точек может быть в игре размерности 2*3 (матрица может содержать любые числа)

а) 2.

б) 3.

в) 5.

г) иное число.

21. В матричной игре размерности 2*2 имеется 5 седловых точек:

а) всегда.

б) иногда.

в) никогда.

22. Пусть в матричной игре одна из смешанных стратегий 1-го игрока имеет вид (0.5, 0.5), а одна из смешанных стратегий 2-го игрока имеет вид (0.5, 0.3, 0.1,0.1). Какова размерность этой матрицы?

а) 2*4.

б) 4*2.

в) другая размерность.

23. Принцип доминирования позволяет удалять из матрицы за один шаг:

а) целиком столбцы.

б) отдельные числа.

в) подматрицы меньших размеров.

24. В графическом методе решения игр 2*m непосредственно из графика можно найти:

а) оптимальную стратегию 1-го игрока.

б) оптимальную стратегию 2-го игрока.

в) и то, и другое.

25. График нижней огибающей для графического метода решения игр 2*m может быть:

а) гиперболой.

б) прямой.

в) параболой.

26. Чем можно задать матричную игру:

а) одной матрицей.

б) седловой точкой.

в) ценой игры.

27. Биматричная игра может быть определена:

а) двумя матрицами одинаковой размерности.

б) двумя произвольными матрицами.

в) одной матрицей.

28. В биматричной игре размерности 2*4 ситуаций равновесия бывает:

а) не более 2.

б) не более 6.

в) не более 8.

г) нет однозначного ответа.

29. Если в матрицах A и В в биматричной игре все элементы одинаковы, то ситуации равновесия есть:

а) всегда.

б) иногда.

в) никогда.

30. Седловая точка – это частный случай ситуации равновесия:

а) да.

б) нет.

в) вопрос некорректен

31. В биматричной игре элемент bij представляет собой:

а) выигрыш 2-го игрока при использовании им i-й стратегии, а 2-м – j-й стратегии.

б) оптимальную стратегию 1-го игрока при использовании противником i-й или j-й стратегии.

в) выигрыш 2-го игрока при использовании им j-й стратегии, а 1-м – i-й стратегии.

32. В биматричной игре элемент aij соответствует ситуации равновесия. Возможны следующие ситуации:

а) этот элемент строго больше всех в столбце.

б) этот элемент меньше всех в столбце.

в) в столбце есть элементы и больше, и меньше, чем этот элемент.

33. Биматричная игра может быть определена:

а) стратегиями игроков.

б) стратегиями игроков и функцией выигрыша 1-го игрока.

в) чем-то иным.

34. В биматричной игре размерности 2*N может быть ситуаций равновесия:

а) не более 2+N.

б) не более N.

в) не более 2*N.

35. Бывает ли в биматричной игре размерности 3*3 ровно 7 ситуации равновесия?

а) всегда.

б) иногда.

в) никогда.

36. Матричная игра – это частный случай биматричной, при котором всегда справедливо:

а) матрица А равна матрице В, взятой с обратным знаком.

б) матрица A не совпадает с матрицей В.

в) Произведение матриц А и В -единичная матрица..

37. В биматричной игре элемент bij представляет собой:

а) выигрыш 2-го игрока при использовании им j-й стратегии, а 1-м – i-й стратегии,

б) оптимальную стратегию 2-го игрока при использовании противником i-й или j-й стратегии/

в) что-то иное.

38. В биматричной игре элемент bij соответствует ситуации равновесия. Возможны следующие ситуации:

а) в столбце есть элементы, равные этому элементу.

б) этот элемент меньше некоторых в строке.

в) этот элемент меньше всех в строке.

 

Задачи для самостоятельного решения.

 

1. Дана задача принятия решения. В таблице - прибыль города при различных вариантах проведения праздника (тыс. руб.).

Погода Праздник на открытом воздухе Праздник в театре
Солнечно (60 %)    
Дождь (40 %)    

 

Установить, где следует проводить праздник по критериям Лапласа, Вальда и математического ожидания? Каким будет в критерии Гурвица, если предпочтение отдано театру?

Ответ: в театре, в театре, на открытом воздухе, .

2. Найти в антагонистической игре седловую точку, если она есть.

.

Ответ: седловой точки нет.

Ответ: (0,1).

3. Матрица А в матричной игре имеет вид .

Установить, при каких x и y в матрице есть седловые точки.

Ответ: при

4. Матрица А в матричной игре имеет вид .

Установить, при каких x в матрице есть седловые точки.

Ответ: при любых значениях х седловых точек нет.

5. Задача о зимней эксплуатации лесовозной дороги.

Предположим, что при заготовке леса зимой есть выбор - делать или не делать предварительную расчистку дороги. При этом известны предполагаемые высоты снежного покрова и матрица доходов при применении той или иной стратегии. Заготовитель – игрок 1, природа – игрок 2.

1 \ 2 20 мм 40 мм 60 мм 100 мм
Не делать       -1
Делать        

Найти цену игры.

Ответ: v= 2.5.

6. Найти с помощью графического метода, предварительно вычеркнув доминируемый столбец или строку, решение матричной игры с
матрицей A = .

Ответ:

7. Найти оптимальные стратегии игроков в игре с
матрицей .

Ответ: (1/3,2/3,0); (1/5,3/5,1/5).

8. Матрица А в биматричной игре имеет вид .

Установить, какой должна быть матрица B, чтобы игра имела чистые ситуации равновесия.

Ответ: должно выполняться хотя бы одно из трех условий:

a) максимум в первой строке; б) во второй строке есть элементы, не меньшие, чем ; в) в третьей строке есть элементы, не меньшие, чем .

9. Найти смешанные ситуации равновесия в игре с матрицами

A = , B = .

Ответ: (2/5,3/5); (2/3,1/3).

 

Рекомендации к самостоятельной работе студентов.

 

Наименование основных тем или разделов Самостоятельная работа студентов
1. Предмет и модели исследования операций /б) 3/, гл.1, п. 2
2.Многокритериальные задачи /б) 10/, ч.1, п. 5-6.
3. Антагонистические игры /б) 1/, гл.2, п. 5
4. Матричные игры и методы их решения /а) 2/, п. 5
5. Теория статистических решений /б) 1/, гл.3, п. 1-2
6. Биматричные игры /б) 10/, ч. 3, п.16
7. Принятие решений в иерархических системах /б) 8/,гл. 2, п. 10
8. Задачи сетевого планирования /б) 4/, гл. 1, п.3
9. Основные понятия теории массового обслуживания и теории надежности. /б) 5/, гл. 1, п. 1.1, 1.2, 1.3.
10. Введение в статистическое моделирование /б) 7/, гл.1, п.1-2

 

Задания для промежуточной аттестации.

№ варианта Величины, входящие в расчеты № варианта Величины, входящие в расчеты
s t u v s t u v
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

I. Подсчитать и найти седловые точки (если они есть) для игр со следующими матрицами:

1) ;

2) ;

3) .

Предположим, что элемент неизвестен. Как в зависимости от значения этого элемента меняется множество седловых точек?

II. Пусть Г =(X, Y, F) - антагонистическая игра, где X=Y= [- u,v ],

Найти

и седловые точки (если они есть).

III. Найти чистые ситуации равновесия в биматричной игре с матрицами

Предположим, что элементы неизвестны. Как в зависимости от значений этих элементов меняется множество ситуаций равновесия?

IV. Решить графическим методом матричную игру с матрицей A

.

Выполнить поиск решения той же игры методом Брауна-Робинсон (5 итераций), предположив, что на первом шаге каждый игрок выбирает стратегию 1. На каждом шаге найти

 

К основным учебно-методическим средствам обеспечения самостоятельной работы студентов относятся ресурсы научной библиотеки СГУ, электронные методические материалы, указанные в п.7.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...