Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы сокращения бюджетного дефицита и пути его финансирования

 

Для устранения отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.

При разработке Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3% к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации. При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.

В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.

Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;

дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;

расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;

развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти.

оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменение в политике бюджетного финансирования отраслей экономики в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;

в целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п. Это позволит профинансировать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;

обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;

совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Здесь весьма своевременным является переход к планированию расходов учреждений непроизводственной сферы по научно обоснованным финансовым нормативам, скорректированным с учетом возможностей бюджета - нормативам бюджетной обеспеченности. При этом определенная часть расходов в непроизводственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных услуг населению;

корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;

реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников;

составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;

развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;

принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет. [2, с.262].

Обнаружение дефицита бюджета еще на стадии его составления заставляет изыскивать источники для его покрытия. Сокращение расходов и увеличение доходов (за счет балансирующих статей) - это самые элементарные действия, которые в таких случаях можно предпринять. Но если и после этого дефицит продолжает сохраняться, то включается так называемый механизм дефицитного финансирования бюджета. Один из его вариантов - это "жизнь в долг", что оформляется соответствующими долговыми расписками государства (ценными бумагами).

В Беларуси в 1993-1994 годах основным источником покрытия дефицита были внешние займы (таким способом покрывалось 60-97% дефицита). В дальнейшем использовались внутренние источники. В 1996 году дефицит бюджета на 84,5% был покрыт эмиссионными кредитами Национального банка. В 1997 году в источниках покрытия дефицита до 50% возросла доля государственных ценных бумаг (к их выпуску правительство приступило с 1994 года). В критическом 1999 году 72% дефицита (включая погашение внешней задолженности) было покрыто эмиссионными кредитами Национального банка (кстати, тогда же уровень инфляции в стране вновь достиг рекордной отметки). Остальная часть дефицита была профинансирована выпуском ГКО. Для финансирования дефицита в 2002 году вновь удалось привлечь внешние кредиты (примерно 35% от объема дефицита).

В то же время правительство постоянно недоиспользует возможность получать доходы от приватизации даже в запланированных объемах. Следует подчеркнуть, что в бюджетной политике Беларуси реализуется так называемая пассивная форма дефицита, которая связана с потребительскими расходами. Большая часть бюджетных средств направляется на содержание социально - культурной сферы, а также на поддержку многочисленных нерентабельных государственных предприятий.

Одним из методов привлечения доходов является государственный заем. К нему правительство прибегает тогда, когда темпы роста государственных расходов стабильно опережают темпы роста налоговых поступлений. Бюджетный дефицит покрывается за счет выручки от реализации долговых расписок государства.

Государственный заем есть одна из разновидностей кредитных отношений между государством и физическими (юридическими) лицами.

Здесь государство выступает как крупный заемщик денежных средств. Определяются предельные сроки и условия погашения долговых обязательств государства. Обеспечением займа выступает все имущество, находящееся в собственности государства.

Государственные займы выполняют важную фискальную роль. Их долгосрочный характер позволяет использовать заимствованные средства для реализации крупных инвестиционных проектов. Тогда есть возможность приурочить погашение долговых обязательств государства к срокам ввода в строй нового предприятия и получения прибыли.

В тех случаях, когда заем государства используется на непроизводительные цели, источником погашения долга выступают только налоговые поступления или доходы от выпуска очередных займов.

В качестве технического средства государственного займа используются ценные бумаги (электронные, бумажные).

Согласно Закона "О бюджете" Республики Беларусь предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2007 год был установлен в сумме 1 400 000 000,0 тыс. рублей. Финансирование дефицита было принято осуществлять из следующих источников (тыс. руб.):

 

Общее финансирование                                        1 400 000 000,0

Внутреннее финансирование                                             408 275 690,0

Источники, получаемые от

Национального банка Республики Беларусь                          890,0

Кредиты Национального банка Республики Беларусь

на финансирование дефицита республиканского бюджета             890,0

погашение основного долга по долгосрочным кредитам      890,0

Источники, получаемые от банков, иных юридических

и физических лиц                                                   500 000 000,0

привлечение средств                                             1 600 000 000,0

погашение основного долга                                  1 100 000 000,0

Прочие источники внутреннего финансирования    11 692 600,0

получение средств                                                          6 451 400,0

в том числе поступления непогашенной

задолженности за энергоносители, образовавшейся

по состоянию на 1 февраля 1996 года                           6 451 400,0

погашение основного долга                                    18 144 000,0

в том числе погашение задолженности

юридическим лицам по заблокированным счетам

во Внешэкономбанке СССР

по состоянию на 1 января 1992 года                             18 144 000,0

Источники от операций с принадлежащим

государству имуществом                                          105 323 700,0

Поступления от реализации принадлежащего

государству имущества (в том числе акций)                 4 070 700,0

Увеличение доли государства в уставных фондах

(в том числе приобретение акций)                            109 394 400,0

Изменение остатков средств бюджета                           25 292 880,0

Внешнее финансирование                                         991 724 310,0

Кредиты международных финансовых организаций            13 487 040,0

использование кредитов                                                 19 433 520,0

погашение основного долга                                           32 920 560,0

Кредиты правительств иностранных государств    241 071 120,0

использование кредитов                                          159 248 160,0

погашение основного долга                                     400 319 280,0

Прочие источники внешнего финансирования             1 246 282 470,0

получение средств                                                 1 246 282 470,0

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...