Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.1. Определение посадки судна




4. 1. Определение посадки судна

 

Определение посадки судна может быть выполнено по диаграмме осадок носом и кормой (диаграмме дифферентов), если она включена в «Информацию», или по грузовой шкале и гидростатическим кривым.

В диаграмму входят со своими значениями дедвейта Δ DW, момента дедвейта относительно миделя МхDW и плотности забортной воды ρ. Осадки носом и кормой и дифферент по диаграмме определяют следующим способом:

ü по нижней шкале откладывают значение дедвейта Δ DW с учетом плотности морской воды и проводят вертикаль;

ü на вертикальной шкале откладывают значение момента дедвейта относительно миделя М х DW и ставят точку;

ü по этой точке, интерполируя между кривыми постоянных значений осадок, определяют осадки носом, кормой и дифферент:

dн, м;  dк, м;  Df, м.

Чтобы избежать ошибок, выбор осадок производят с одновременным контролем по дифференту. Например, если через искомую точку проходит линия дифферента на корму, то меньшая из осадок – dн, большая – dк.

По значениям осадок dн и dк вычисляют среднюю осадку:

d = 0, 5(dн + dк), м

и дифферент

Df = dн – dк, м.

 

Сравниваем полученное значение дифферента с его значением, снятым с диаграммы. При правильной оценке осадок носом и кормой значения дифферентов должны совпасть.

Результат определения посадки сводится в таблицу.

Таблица 6

 

Определение посадок по диаграмме осадок носом и кормой

 

Наименование величин Обозначение и формулы Значение величин
Дедвейт, т Δ DW (из табл. 5)
Момент дедвейта по длине, т/м МХDW (из табл. 5)
Плотность забортной воды, т/м3 ρ (из данных о рейсе) 1, 020
Осадка носом, м dН (по диаграмме) 8, 15
Осадка кормой, м dК (по диаграмме) 8, 55
Осадка средняя, м dСР = (dН + dК)/2 8, 35
Дифферент, м Df = dН – dК -0, 40

 

При отсутствии на судне диаграммы осадок носом и кормой расчет посадки выполняется по грузовой шкале и гидростатическим кривым.

Определение посадки с использованием грузовой шкалы (Cargo Scale) и представляемых в виде графика или таблицы гидростатических кривых или кривых элементов теоретического чертежа (Hydrostatic Curves) может быть выполнено по образцу табл. 7.

Выполненный расчет должен удостоверить, что средняя осадка не превышает допускаемую грузовой маркой или ограниченную условиями порта и плавания.

Таблица 7

Расчёты посадки по грузовой шкале и гидростатическим кривым

или таблицам

Наименование величин Обозначение и формулы Значение величин
Водоизмещение, т Δ (из табл. 5)
Абсцисса ЦТ судна, м хg (из табл. 5) -1, 11
Водоизмещение объёмное, м3 Ñ = Δ / ρ
Осадка судна, м d* 8, 35
Момент, дифферентующий, тм/см М1см* 225, 8
Абсцисса ЦВ судна, м хс* -1, 12
Абсцисса ЦТ площади ватерлинии, м хf * -4, 15
Аппликата поперечного метацентра, м zm * 8, 88
Коэффициент общей полноты δ * 0, 662
Дифферент судна, м Df = Δ (хg–хс)/100 М 1см -0, 38
Осадка носом, м dн= d+(L/2–хf)∙ Df/L 8, 16
Осадка кормой, м dк= dн – Df 8, 54

   Примечание: значения обозначенные * определяются по гидростатическим кривым, таблице.

 

Осадка носом должна быть такой, чтобы не возникали значительные заливаемость судна и слеминг (рекомендуется dН не менее 2, 5% длины судна, т. е. dН 0, 025 L).

Осадка кормой dК  должна обеспечить наименьшие потери скорости на волнении и предотвратить перегрузки двигателя из-за оголения гребного винта.

Дифферент судна должен обеспечить ему наилучшие ходовые качества. По результатам расчета посадки делаются соответствующие выводы.

 

4. 2. Расчет параметров начальной остойчивости

 

Придание судну при загрузке оптимальной остойчивости является обязательным условием безопасного плавания.

Остойчивость судна в значительной степени определяет его поведение на волнении. При малой остойчивости судно становится валким, возникают большие амплитуды качки. Создается опасность опрокидывания даже при небольших внешних кренящих силах.

Опасность представляет и чрезмерная остойчивость, приводящая к резкой порывистой качке, грозящей обрывом креплений, смещению грузов и так же, как в первом случае, к опрокидыванию. Кроме того, суда с коротким периодом бортовой качки имеют большую вероятность попасть в условия резонанса с волнами, при котором значительно возрастают амплитуды качки.

Мерой начальной остойчивости является начальная метацентрическая высота h. Она определяется по зависимости:

h = zmzg ,

гдеzm аппликата поперечного метацентра, м;

zg аппликата центра тяжести судна, м.

 

Для выполнения расчетов и контроля остойчивости судна необходимо определить поправку на влияние свободной поверхности жидких грузов (запасов) к метацентрической высоте. Учет поправки может быть выполнен способом учета влияния свободных поверхностей по одной расчетной комбинации. Если балласт принимается, перемещается или удаляется в течение рейса, поправки для балластных цистерн также должны быть включены в расчет.

Расчетная комбинация цистерн должна включать одиночные цистерны или сочетания цистерн для каждого вида жидкости (включая таковые для водяного балласта), которые в соответствии с условиями эксплуатации могут одновременно иметь свободные поверхности. При определении поправки на свободные поверхности в расчет должны приниматься цистерны, имеющие самый большой поправочный момент при 50% наполнении. Поправочные моменты δ mh выбираются из таблицы данных по судовым цистернам, приводимой в «Информации», и оформляются по форме табл. 8.

 

Таблица 8

Поправка на влияние свободной поверхности жидких грузов

Наименование цистерн Поправочные моменты δ mh, тм
Бункер (моторное топливо)
Междудонные цистерны № 4 ПБ и ЛБ
Цистерны пресной воды ПБ и ЛБ
Сумма:

 

Расчет параметров начальной остойчивости может быть выполнен по образцу табл. 9.

 

Таблица 9

Расчет параметров начальной остойчивости

 

Наименование величин Обозначение и формулы Значение величин
Водоизмещение массовое, т Δ (из табл. 5)
Аппликата центра тяжести судна, м zg (из табл. 5) 6, 82
Аппликата поперечного метацентра, м zm (из табл. 7) 8, 88
Неисправленная метацентрическая высота, м ho = zm – zg 2, 06
Поправка к метацентрической  высоте, м δ h = ∑ δ mh / Δ 0, 13
Исправленная метацентрическая высота, м h = ho– δ h 1, 93

Остойчивость судна при перевозке зерна насыпью или смещающихся навалочных грузов должна также проверяться по допускаемому кренящему моменту от смещения груза или критическому возвышению центра тяжести судна в соответствии с материалами, представленными в Информации об остойчивости судна при перевозке зерна. Результаты проверки представляются отдельной таблицей.

Необходимо сделать выводы из результатов проверки начальной остойчивости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...