Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм)




 

Неофрейдизм — обширное направление в зарубежной психологии, возникшее в 30-х гг. Его появлению способствовал новый не невротический тип больных, которые жаловались на неудачи, беспокойство, чувство одиночества, разочарования, неприспособленности, чем на специфически невротические симптомы. Это были прежде всего представители деловых кругов. Все они испытали влияние депрессии 30-х годов (после кризиса 1929 года). Эти трудности отразились в судьбе каждого человека. Поэтому для анализа причин заболевания было недостаточно ограничиться миром «Я» и семьи и возник неофрейдизм как социально ориентированная форма психоанализа. Три направления неофрейдизма:

 

I. СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (К.Хорни; Э.Фромм; Г. Салливан)

Хотя представители данного направления чувствовали себя обязанными Фрейду, но, признавая значение опыта раннего детства и соглашаясь с концепцией динамики тревоги и защитных механизмов, все они отошли от теории Фрейда. А именно, эти теоретики отвергли идею о том, что поведение человека можно объяснить в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Они признали, что Фрейду не удалось раскрыть влияние факторов окружающей среды на развитие личности и психопатологические проявления.

 

Карен Хорни (1885-1952)

Хорни следовала основополагающим принципам теории Фрейда, но считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации (заменяла биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно-социологический подход). Способствовало этому то, что она сравнивала свою практику в Европе и США, знакомилась с этнографией Б.Малиновского, анализировала влияние соперничества, свойственного капиталистическому обществу, на образование тревоги.

Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности, сам конфликт между которыми приводят к подавлению одно из них (тем самым, Сверх-Я как подавляющая сила отрицается). Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, то у него усиливается базальная враждебность, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности в опасном мире – основа невроза.

Среди главных трудов Хорни – Невротическая личность нашего времени (1937), Новые пути в психоанализе (1939), Самоанализ (1942), Наши внутренние конфликты (1945), главная - Неврозы и развитие личности (1950) – там углубила теорию, конфликт между реальным и идеальным.

 

Гарри Стэк Салливан (1892-1949)

Автор концепции межличностной психиатрии (другая форма социализированного анализа). Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. Личность определяется как «относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь». Человек всегда член «социального поля». Ребенок вступает в межличностные отношения с момента рождения под влиянием потребностей — органических, потребности в нежности, стремления освободиться от беспокойства, возникающего от недоброжелательного отношения. В ходе этих отношений складывается персонификация, то есть образ человека (себя и других). Персонификации, сложившиеся в детстве, в последующем определяют все отношения человека к другим людям. Задача воспитания сводится к социальной адаптации человека. Все психические процессы, все приобретенные привычки:и формы поведения являются способами трансформации энергии и называются «динамизмами»

 

Эрих Фромм (1900-1980)

Как представитель «радикально-гуманистического» направления в психоанализе, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру. Особо автор выделяет продуктивный характер – независимый, честный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Этот человек способен продуктивно мыслить, действовать и любить. Сила индивидуальной продуктивной любви дает человека возможность горячо любить все на Земле. Фромм пишет работы, посвященных исследованию основных религиозных концепций – иудаизма, христианства, дзэн-буддизма.

Исходным тезисом является положение об особенностях человеческого существования, качественно отличного от существования животных: «…Человеческое существование и человеческая свобода неразделимы с самого начала. Свобода здесь понимается не в позитивном смысле - «свобода для», а в негативном – «свобода от» (первичных связей с природой). Но поскольку человек все же остается связанным с нею, «свобода от» приводит к возрастанию чувства одиночества. Возникают импульсы- потребности, направленные на преодоление этих тяжелых переживаний. Фромм выделяет позитивный путь избавления от одиночества и негативный. К первому относится продуктивная деятельность человека и любовь. Негативный путь Фромм называет механизмом бегства, к которому относится: 1) авторитаризм (тенденция соединить самого себя с кем-то или с чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я»); 2) деструктивность (человека преодолевает чувство неполноценности, уничтожая и покоряя других); 3) подчинение- конформность (человек избавляется от чувство одиночества, так как он становится таким же,как и все другие, объединяется с ними).

В своей книге «Бегство от свободы» описывает основные тенденции капитализма и влияние его на общества, анализирует последствия фашизма. Как пишет автор в капиталистическом обществе человек перестает быть личность, а превращается в товар, которым манипулирую. Это еще более усиливает чувство одиночества и отчуждения.

«Человек … может адаптироваться к культуре, проникнутой всеобщим недоверием и враждебностью, но он реагирует на такую адаптацию ослаблением своих сил и бесплодностью. Человек может адаптироваться к культурным условиям, требующим подавления сексуальных влечений, но при такой адаптации, как показал Фрейд, у него развиваются невротические симптомы. Человек может адаптироваться почти к любой культурной системе, но в той мере, в какой эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения, принуждающие его, в конце концов, к изменению этих условий, так как он не может изменить свою природу»

Основные работы: «Бегство от свободы» 1941, «Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть», «Искусство любить»

 

 

II. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (А. Фрейд; Д.Раппапорт; Э.Эриксон)

Представители данного направления выступают против того, что психоанализ должен ограничиваться только бессознательным. В центре внимания – исследование проблемы «Эго», и сознательных механизмов личности.

 

Анна Фрейд (1895-1982)

«Психология Эго» как автономного независимого от «Оно» образования, главная функция которого - адаптация к внешнему миру.

Она систематизировала и уточнила теорию функционирования Эго, особенно его защитных механизмов, а также инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии, нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь, и разработала методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям. В 1947 Анна Фрейд основала в Лондоне Хэмпстедскую клинику – крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр.

Работы: Введение в психоанализ для педагогов(1926), Эго и механизмы защиты(1936), Психоаналитическое лечение детей(1946), Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (1965), По ту сторону главных интересов ребенка (1973)

 

Эрик Эриксон (1902-1994)

Любой психологический феном может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов.

1)акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека;

2)упор на «нормальном», или «здоровом», а не на патологическом;

3)особое значение, придаваемое им достижению чувства идентичности;

4)попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности.

 

Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам:

· Сдвиг акцента на Эго (Эго - основа функционирования человека; эго автономная структура личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация, параллельно с этим идет развитие Ид и инстинктов)

· Взаимоотношения с родителями и культурным контекстом (если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется Эго у ребенка, а также влияние сверстников и социального окружения)

· Теория эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (8 стадий развития личности: от младенчества до зрелости и старости)

· Взгляд на природу психосексуальных конфликтов (целью Фрейда было раскрытие сущности влияния на человека неосознаваемой психической жизни, Эриксон наоборот видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера)

Каждый личный и социальный кризис представляет собой вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий.

 

III. СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. Лакан; О. Кернберг)

Жан Лакан (1901-1981): изучение проявлений бессознательного в различных языковых реалиях. Бессознательное структурировано как язык, оно подобно структурно упорядоченной пульсации на уровне, где ещё слиты психология и физиология. Рациональное истолкование бессознательного, его дебиологизация.

 

Американский психоаналитик Хайнц Кохут: Селф-психология (символические проявления самости), эмпатическое общение с клиентами.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...