Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 1. Лексика научного текста. Группы глаголов, употребляемые при реферировании.




Приложение 1.

Лексика научного текста

Связочные элементы в повествовании:

 

· Рассмотрим основные положения реферируемых изданий…

· Остановимся на основных теоретических понятиях темы…

· Подтвердим сказанное примерами…

· Предметом нашего рассмотрения является…

· Актуальность этого вопроса очевидна….

· У исследователей, занимающихся данной темой, нет единства точек зрения по….

· Остановимся сначала на

· Проанализируем ситуацию, сложившуюся в…

· Следует подчеркнуть, что…

· Это утверждение предполагает, что…

· При этом … должно (может) рассматриваться как …

· Из приведенного анализа… следует…

· Вслед за (фамилия автора) под (термин) будем понимать…

· Логика рассуждения приводит к следующему…

· Как известно…

· Следует отметить, что многие исследователи обращались к проблеме…

· Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …

· Резюмируя сказанное…

· Подведем итоги…

 

При переходе от перечисления основных вопросов статьи к их анализу можно использовать следующие речевые обороты:

В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной... ) статье (работе... ) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый... ) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает... ) ряд (несколько... ) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных... ) вопросов (проблем... )

 

При изложении используйте сочетания, выражающие точку зрения:

· Одним из самых существенных (важных, актуальных... ) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...

· Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...

· Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...

· Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу можно оформлять следующими формулами:

· В заключение можно сказать, что...

· На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...

· Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...

 

Группы глаголов, употребляемые при реферировании.

 

1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается на…, говорит о (чем).

Группа слов, используемых для перечисления: во-первых, во-вторых, и т. д., далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т. д.

 

2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала:

Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что.

Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет (признаки, черты, свойства)...

 

3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:

(Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).

 

4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т. п.:

Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.

 

5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т. д. ):

Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит... что с чем; противопоставляет... что чему.

 

6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:

Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается... к чему.

Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание... на чем.

 

7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:

Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует... что. Можно сделать вывод...

 

8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей СМИ полемического, критического характера могут передавать как позитивное отношение автора, так и негативное:

Одобрять, защищать, отстаивать... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать... что, кому; убеждать... в чем, кого.

Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу), отвергать, опровергать; не соглашаться... с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать.

 

 


[1] Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. Другой конец палочки был закругленный, который разглаживал воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом значении слово заимствовано всеми европейскими языками Научная дисциплина – стилистика - изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

[2] Каждый раз, когда человек пишет текст или устно общается с другими людьми, он выбирает тот стиль речи, который наиболее актуален для данной ситуации. Всего существует пять стилей (с разновидностями), и от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех диалога с собеседником и читателем. Для читателя стиль изложения имеет даже большее значение, чем для собеседника, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о говорящем, такая как мимика, жесты, взгляд и т. д. Стили литературного языка обслуживают определенные сферы человеческой деятельности, являются социально обусловленными. Они взаимодействуют друг с другом и выступают как формы существования языка.

[3] Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г. К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 54 – 57).

[4] справка: http: //funkcion-stile. narod. ru/index.files/page0002. htm

[5] К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие общеупотребительными. В отличие от терминов, профессионализмы функционируют преимущественно в устной речи, не имея строго научного характера. Например, в речи полиграфистов используются профессионализм «хвост» – нижнее наружное поле страницы, а также нижний край книги.

Профессионализмы, в отличие от их общеупотребительных эквивалентов, служат для разграничения близких понятий, используемых в определенном виде деятельности людей. Благодаря этому профессиональная лексика незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах, предназначенных для подготовленного читателя. Однако информативная ценность узкопрофессиональных наименований утрачивается, если с ними сталкивается неспециалист. Поэтому профессионализмы уместны в многотиражных отраслевых газетах и не оправданы в изданиях, ориентированных на широкие читательские круги (Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2002).

[6] Словарь сочетаемости Денисов П. Н., Морковкин В. В. Словарь сочетаемости слов русского языка / Ин-т русского языка им. А. С. Пушкина; Под ред. Г. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – 2-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1983. – 688с. http: //vassilenkoanatole. narod. ru/slovar-sochet_slov. pdf

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...