Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Щтрафные санкции (вплоть до изъятия выделенного земельного участка) устанавливают за потерю почвенного плодородия, развитие эрозии, нарушение земельного и природоохранного законодательства.




Вопрос №30 Экономические законы и их влияние на землеустройство

Экономические законы подразделяются на общие, специфические и особенные. К общим законам относятся: закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности труда, закон пропорциональности.

Каждому общественному строю присуща своя система специфических законов, действующих в реальной жизни не изолированно друг от друга, а в определенной системе. Например, в капиталистическом обществе действуют законы производства прибавочной стоимости, конкуренции, капиталистического накопления, средней нормы прибыли.

Особенные законы могут быть присущи различным способам производства. К ним относятся закон стоимости, действующий в условиях товарного производства, законы экономического роста и др.

Процесс использования, экономических законов в теории и на практике сводится к следующим основным стадиям: познание закона (его открытие, формулировка, установление взаимосвязи с другими законами); определение форм проявления закона; изучение механизма действия закона; определение форм использования закона.

Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляются исходя из общественно необходимых затрат труда. При обмене товаропроизводители, индивидуальные затраты которых меньше общественно необходимых, выигрывают, а те, у которых эти затраты выше, проигрывают. Это приводит к дифференциации товаропроизводителей, вынуждает их снижать затраты и следить за тем, чтобы они не превышали общественно необходимые.

Формой проявления закона является определенная экономическая категория. Так, применительно к закону стоимости основной экономической категорией является цена, представляющая собой денежное выражение стоимости товара. Регулируя цены или отпуская их, государство, используя механизм закона стоимости, может стимулировать или ограничивать производство различных видов товаров, а также перераспределять ресурсы между различными сферами производства.

Поскольку землеустройство является составной частью общественного способа производства, оно находится под воздействием закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это означает, что содержание, формы и методы землеустройства должны соответствовать этому уровню. В частности, оно приводит в соответствие организацию з/в и з/п (территории) с земельными отношениями, уровнем развития научно-технического прогресса, системами ведения сельского хозяйства, сложившимся типом расселения.

Рост народонаселения, развитие научно-технического прогресса, конкуренция товаропроизводителей (особенно в условиях рыночной экономики) стимулируют рост производительности труда и эффективности производства в целом. Следовательно, землеустройство должно создавать организационно-территориальные условия, способствующие такому росту.

Любая форма земельного устройства или организации территории влияет на эффективность хозяйственной деятельности. Например, за счет правильного размещения хозяйственных и производственных центров, населенных пунктов, летних лагерей, дорог, скотопрогонов можно значительно сократить время и затраты на транспортировку грузов, переезды людей к месту работы и обратно, перегоны скота на пастбища, ликвидировать встречные переезды, улучшить организацию производства. При рациональных размерах производственных подразделений, севооборотов, правильной конфигурации полей и рабочих участков улучшается организация труда, экономится время на холостые переезды, повороты и заезды машинно-тракторных агрегатов, повышается производительность схозяйственной техники, сокращаются сроки полевых работ и т. д.

Закон пропорциональности требует, чтобы составные части любой многофункциональной экономической системы находились в определенных сбалансированных пропорциях, соотношениях. Практика показывает, что сельскохозяйственные предприятия неоптимальных размеров имеют невысокую эффективность чаще распадаются или реорганизуются. Важно также сбалансировать все ресурсы хозяйства и прежде всего согласовать его специализацию с качеством и количеством земель, наличием основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов. В частности, должны быть сбалансированы зеленый конвейер, структура посевных площадей, производство и потребление кормов, производство и реализация продукции, что требует серьезного экономического обоснования проектов землеустройства.

В условиях рыночного хозяйства при жесткой конкуренции производителей значение землеустройства повышается. За счет лучшего использования производительных и территориальных свойств земли, прекращения процессов эрозии почв, ликвидации потерь продукции при распашке меж, ненужных дорог и клиньев можно заметно увеличить производство имеющей спрос продукции. Благодаря сокращению транспортных, эксплуатационных и амортизационных расходов, общепроизводственных и общехозяйственных затрат снижаются издержки производства, что делает хозяйство более конкурентоспособным. Как правило, землеустроенное предприятие имеет больше возможностей для удержания своих позиций на рынке.

 

Вопрос №25 экономический механизм регулирования земельных отношений и значение землеустройства

Госудаоство, осуществляя земельную политику, всегда использует определенный механизм воздействия, состоящий из правовой и экономической частей. Правовой механизм включает нормы и правила, определяемые прежде всего земельным законодательством и обязательные для исполнения. Выполнение их контролируется органами государственной власти, землеустроительной службой, судебными инстанциями.

Экономический механизм основан на мерах материального воздействия на землевладельцев и землепользователей, направленных на реализацию определенной земельной политики, приоритетных направлений использования земли, укрепление господствующих форм земельной собственности. К основным элементам этого механизма относятся: установление дифференцированных земельных платежей; экономическое стимулирование рационального землевладения и землепользования и применение экономических санкций за бесхозяйственное отношение к земле, снижение почвенного плодородия; экономическая защита от изъятия земель сельскохозяйственного назначения для иных нужд (промышленности, транспорта и т. д.); кредитно-финансовая и инвестиционная политика государства.

Система землеустройства (включая определенные органы и службы, землеустроительные действия, документацию) является главным инструментом реализации экономического механизма. Так, в ходе землеустройства с использованием материалов кадастра, мониторинга и экономической оценки земель устанавливаются площади и границы землевладений и землепользовании, качественные характеристики земель, служащие информационной базой данных для начисления земельного налога и установления арендной платы. Кроме того, при землеустройстве определяются особые условия и режим использования земель, сервитуты (обрёменения), дается характеристика исходного состояния плодородия земель, намечаются мероприятия по мелиорации, рекультивации, защите почв от эрозии.

В целях экономического стимулирования рационального использования земель владельцы и пользователи на определенное время могут освобождаться от платы за землю, получать льготы по уплате земельного налога. Государство или местные органы власти могут выделять бюджетные ассигнования для восстановления или рекультивации земель, денежные компенсации при временной их консервации, устанавливать повышенные цены на экологически чистую продукцию, поощрять владельцев за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда.

Щтрафные санкции (вплоть до изъятия выделенного земельного участка) устанавливают за потерю почвенного плодородия, развитие эрозии, нарушение земельного и природоохранного законодательства.

В процессе землеустройства осуществляется экономическая защита, земель, сельскохозяйственного назначения. Так, например, изъятие и отвод земель для несельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений, упорядочение их землепользования проводят только на основе проекта межхозяйственного землеустройства. В нем определяют состав и ценность изымаемых земель, разрабатывают мероприятия по устранению отрицательных последствий отвода на развитие производства, расселение, организацию территории, охрану земель и природной среды, рассчитывают и обосновывают размеры убытков, возмещаемых землевладельцам и землепользователям, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и способы их возмещения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...