Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономическая сущность бюджетной системы страны и ее структура. Доходы и расходы бюджета и их классификация




БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

В соответствии с бюджетным кодексом РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

-федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

-бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

-местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения обязательств, отнесенных к предметам ведения РФ.

Соответственно бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для исполнения обязательств, отнесенных к предмету ведения субъекта РФ.

Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения обязательств, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование полномочий соответствующего уровня власти. Вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих бюджетов.

Бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет - этосвод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты используются для:

- свода статистических показателей;

- анализа бюджетной системы при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов, а также для представления финансовых трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований.

 

Бюджетное воздействие на социально-экономическое развитие страны предопределено его структурой, наличием доходной и расходной части. Под доходами бюджета понимают денежные средства, поступающие в безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ для формирования бюджетного фонда.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления.

Изъятие части созданной стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей предприятий и населения для удовлетворения своих потребностей.

Бюджетные расходы, напротив, увеличивают эти возможности, а в отдельных случаях полностью удовлетворяют некоторые из них.

Обе формы бюджетного воздействия взаимосвязаны как между собой, так и с экономикой в целом. Это проявляется в следующем:

- объем расходов бюджета, в конечном счете, ограничен размерами поступающих

бюджетных доходов, которые в свою очередь зависят от количественных показателей развития экономики;

-одну и туже сумму можно изъять в бюджет и использовать с разным результатом:

либо способствуя развитию производства и социальной сферы, либо задерживая темпы их развития.

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах единой бюджетной классификации.

Бюджетная классификация – это законодательно установленная по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности.

Бюджетная классификация включает:

- Классификацию доходов бюджетов РФ,

- Классификацию расходов бюджетов РФ,

- Классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджетов РФ,

- Классификацию операций публично-правовых образований.

Классификация доходов бюджета – это группировка доходов по источникам и способам получения. В состав доходов бюджетов согласно БК РФ включаются следующие группы:

-налоговые доходы,

-неналоговые доходы,

-безвозмездные поступления.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

К группе неналоговых доходов относятся следующие подгруппы:

1) Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

-арендная плата,

-проценты по остаткам на бюджетных счетах в банках,

-проценты по бюджетным кредитам,

-дивиденды по акциям, принадлежащим государственным и муниципальными органам власти,

-средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, под залог и в доверительное управление,

-часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

2) Таможенные пошлины и таможенные сборы;

3) Платежи за пользование природными ресурсами;

4) Доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

5) Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

6) Административные платежи и сборы;

7) Штрафы, санкции, возмещение ущерба.

8) Прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные поступления включают:

-безвозмездные поступления о нерезидентов;

- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы;

- безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

- безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

- безвозмездные поступления от наднациональных организаций.

Формирование доходов бюджетов бюджетной системы осуществляется в соответствии с кодами бюджетной классификации.

Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов;

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

С 01.01.08г. новой редакцией БК РФ вводится понятие нефтегазовых доходов.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на газ природный;

-вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. (Стабилизационный фонд упразднен с 01.01.08г.).

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта (ВВП), указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

-нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

-доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Классификация расходов бюджетов РФ - едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ разделами классификации расходов являются:

1.Общегосударственные вопросы;

2. Национальная оборона;

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4. Национальная экономика;

5. ЖКХ;

6. Охрана окружающей среды;

7. Образование;

8. Культура, кинематография, средства массовой информации;

9. Здравоохранение, физическая культура и спорт;

10. Социальная политика;

11. Межбюджетные трансферты.

Код классификации расходов бюджетов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.

Вторым уровнем классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направление расходования бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета - это третий уровень классификации расходов бюджетов РФ и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств ФБ в пределах подразделов функциональной классификации.

На четвертом уровне классификации детализируются направления финансирования расходов бюджета по видам расходов.

Перечень главных распорядителей по федеральному бюджету утверждается федеральным законом. Перечень главных распорядителей средств региональных бюджетов и местных бюджетов утверждается соответственно органами исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления.

Расходование бюджетных средств осуществляется в форме бюджетных ассигнований. К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

-оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

-социальное обеспечение населения;

-предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

-предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

-предоставление межбюджетных трансфертов;

-предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

-обслуживание государственного (муниципального) долга.

В составе расходов бюджетов всех уровней могут создаваться резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций), размер которых не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

В составе федерального бюджета предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента РФ используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...