Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция формирования информационной культуры      специалиста – акмеолога чтения




  Современные концепции формирования информационной культуры личности исходят, прежде всего, из того положения, что обладание такой культурой предусматривает наличие у человека информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Понятие информационной культуры специалиста – акмеолога чтения:

· понимание закономерностей информационных процессов;

· умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи;

· умение оценивать достоверность, полноту, объективность и другие характеристики поступающей информации;

· умение представлять информацию в различных видах, обрабатывать её посредством подходящих информационных (в том числе, компьютерных) технологий;

· умение применять полученную информацию для принятия решений;

· Этичное поведение при использовании информации.

Акмеолог чтения - это эксперт, консультант, преподаватель, библиограф, менеджер (организатор и координатор) как создатель информационно-психологических и педагогической инфраструктуры читательского развития личности. Такой специалист способен помочь растущему человеку сформировать через чтение базовые компетенции образования (языковедческую, культуроведческую, коммуникативную), чтобы стать конкурентоспособным и успешным в жизни. Библиотекарь – акмеолог чтения – это высококвалифицированный профессионал, владеющий поли- и междисциплинарным знанием. Он всегда будет нужен, даже тогда, когда решается вопрос с подготовкой кадров учителей и воспитателей ДОУ в базовом педагогическом образовании.

Библиотекарь как акмеолог чтения должен знать психофизиологические, психологические и социальные законы развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности в интеграции всех составляющих применительно к читательскому развитию.

Основные составляющие его профессиограммы:

· знать информационные ресурсы по чтению и уметь моделировать их для решения конкретных задач поддержки и развития чтения;

· изучать коммуникативно-культурологическую среду и её воздействие на читателя для выработки оптимальной стратегии читательского развития разных субъектов образовательного процесса;

· диагностировать уровень читательского развития на разных онтогенетических этапах с помощью системы методов;

· выявлять и учитывать «скачки» для корректировки достижения количественно-качественных показателей в читательском развитии на уровне «акме»;

· создать «акме» среду для читательского развития;

· знать основные теории, концепции, технологии и методики читательского развития;

· уметь выбирать наиболее подходящие технологии и методики воспитания и обучения чтению в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей субъектов читательской деятельности;

· осуществлять консультационную деятельность для библиотекарей, воспитателей, родителей, учеников и учителей;

· проводить внеклассные мероприятия, связанные с культурой чтения: презентации в форме праздников чтения; организовывать межчитательское общение в формах читательских турниров, рингов, викторин, дискуссий, литературных дебютов(чтение литературных героев, чеховские и тургеневские женщины как читатели и т.п.)

· владеть всем арсеналом читательского развития, ориентированного на формирование речевой, филологической, психологической, культурологической культуры;

· уметь реализовать логику обучения «от мотивации к рефлексии», включая и развивая аксиологическую, креативную, когнитивную, эстетическую, эмоционально-чувственную, образную и рефлексивную сферы личности;

· формировать концепцию «Я – читатель» в гармонии составляющих (должен, хочу, реально могу, делаю и получаю высокопродуктивный результат) на основе принципа единства трех сфер читательского развития (сознания, деятельности, общения) и принципов единства познания и самопознания, созидания и самосозидания (познай и создай сам);

· обучать школьников переводить результаты работы с разными текстами в другие интеллектуально-информационные продукты учебной деятельности, формируя умения переходить от текста в себя в смысл для себя и к тексту от себя;

· направлять читательское развитие на основе принципа восхождения от одной акме-ступени к другой, способствуя непрерывному росту культуры чтения, превращая ученика – субъекта деятельности в носителя высокой культуры чтения, способного самостоятельно решать любые образовательные задачи (учиться, самостоятельно добывая знания и применяя их в различных целях).

Программа подготовки библиотекарей – акмеологов чтения должна включать в себя следующие темы:

· Социология чтения.

· Психофизиология и психология чтения.

· Педагогика чтения.

· История изучения читателя и чтения.  

· Информационные ресурсы по чтению.

· Инновационные технологии чтения.

· Чтение и русский язык (изучение русского языка через чтение, в процессе чтения).

· Основы педагогического мастерства акмеолога чтения. \

· Консалтинг для родителей.

Проблема читательского развития личности относится к числу тех, которые встроены в стратегию жизни человека и являются её неотъемлемой частью. Современные специалисты по чтению должны осознавать сильные и слабые стороны реализации проектов, способных обеспечить прорыв, просчитывать их возможности и риски. Возможно, очень скоро мы встанет на другой уровень восприятия информации, более серьезной, и даже необъяснимой, как мы будем осваивать новую не зная старой?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из выше сказанного можно сделать вывод, что человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающей целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.

С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые, тем самым, обогащая содержание информационной культуры.                Выяснили что, большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

 Определили что, информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Она может выполнять следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Удостоверились что, владение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.  Эта проблема может быть частично решена на общегосударственном уровне – путем разработки информационного законодательства, информационной политики, внедрение информационного образования. Но основное её разрешение должно все-таки осуществляться на уровне отдельной личности. Проектная деятельность библиотекаря – акмеолога чтения. Развитие проблемных читателей (имеющих психофизиологические и психические проблемы, а также с асоциальным поведением).  Внеклассные методы читательского развития. Способны решить проблему читательского развития личности которая встроена в стратегию жизни человека и являются её неотъемлемой частью. Современные специалисты по чтению смогут осознать сильные и слабые стороны реализации проектов, способных обеспечить прорыв, в формировании культуры освоения и потребления информации.

 

    

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антонова, И.М. Информационная культура личности как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований [Текст] / И.М. Антонова, Ю.С. Зубов // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: тез. докл. междунар. науч.конфер.- Краснодар-Новороссийск 14-15 сент. 1995г. – Краснодар,1995.- С.6-8

2. Дворкина, М.Я Библиотечное обслуживание: Теоретический аспект [Текст] / М.Я. Дворкина.- МГИК.-М.,1993.- С.39

3. Доронина, И.Н. Формирование информационной культуры профессионала библиотечно-информационной деятельности [Текст] / И.Н. Доронина // науч. и техн. Библиотеки.- 2009.- №9.- С. 73-78

4. Дулатова, А.Н. Информационная культура личности [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Дулатова, Н.Б. Зиновьева.- Краснодар:КГУКИ,2005.- 208 с.

5. Курсовая работа: требования к выполнению, оформлению и защите: методические рекомендации для студентов информационно-библиотечного факультета специальности 052700 – «Библиотечно-информационная деятельность» [Текст] /КГУКИ; Сост. Е.В. Лынник; науч. ред. Л.Д. Щирикова.- Краснодар,2007.- 26 с.

6. Лопатина, Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Лопатина.- М.: МГУКИ,2002.- 81 с.

8. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции [Текст]: / А.И. Сухина М.: Политиздат, 1991. - 287 с.

9. Робертс, Р.Л. Подкастинг для информационной грамотности [Текст] / Р.Л. Робертс // науч. и техн. Библиотеки.- 2009.- №6.- С. 59-68

10. Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики [Текст] / Э.П. Семенюк // НТИ. - Сер.1.- 1994.- № 1.- С. 2-7.

11. Столяров, Ю.Н. Документальный ресурс [Текст]: учеб. пособие для студ. выс. учеб. зав. / Ю.Н. Столяров.- М.: Либерея, 2001.- 152 с.

12. Сухина, В.Ф. Человек в мире информатики [Текст] / В.Ф. Сухина  М.: Радио и связь. - 1992 – С.111

13. Суханов, А.П. Информация и прогресс [Текст] / А.П. Суханов.- Новосибирск: Наука,1988.- 193 с.

14. Хоруджий, В.П. Создание и использование современных мультимедийных средств для повышения информационной культуры пользователей [Текст] / В.П. Хоруджий // науч. и техн. библиотеки.- 2008.- №9.- С. 59-62

15. Шрейдер, А.Ю. информатизация и культура [Текст] / А.Ю. Шрейдер // науч. –тех. Информация.- Сер.2.- 1991.- №8.- С.1-9

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...