Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Область применения простой трехчастной формы

ПРОСТАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА

 

Определение, строение

и основные виды простой трехчастной формы

Простой трехчастной формой называется форма, в которой первая часть представляет собой период, вторая – музыкально-тематическое развитие материала первой части, либо период на новом музыкальном материале, а третья часть – реприза первой части, то есть ее повторение точное или с какими либо изменениями.

Простая трехчастная форма подразделяется на два основных типа:

1) простая трехчастная форма с развивающей средней частью;

2) простая трехчастная форма с контрастной средней частью.

Простая трехчастная форма может быть выражена в виде следующей схемы:

A b а

 

4.2 Первая часть простой трехчастной формы

Первая часть простой трехчастной формы, практически, ничем не отличается от строения первой части простой двухчастной формы. Это может быть: период повторного строения, период неповторного строения, период из трех предложений, период единого строения.

По тональному развитию первая часть простой трехчастной формы может быть: однотональной, модулирующей в тональность III ступени, модулирующей в тональность V ступени.

4.3 Простая трехчастная форма с развивающей серединой(или с развивающей средней частью).

Средняя часть такой формы построена на развитии музыкального материала первого периода и по масштабам может: соответствовать первой части, превосходить первую часть, быть меньше первой части.

Развитие, как правило, основано на вычленении мелодико-ритмического элемента или нескольких элементов первоначальной темы.

Секвенционное развитие;

Имитационное (каноническое) развитие;

Развитию середины способствует смена тональности, что требует определенного тонального развития при возвращении к основной тональности в репризе.

Иной тип тонального развития связан со звучание темы на доминантовом органном пункте.

Середины развивающего типа, как правило, образуют ряд построений, а не структуру периода, для которого характерна экспозиционность изложения.

4.4 Простая трехчастная форма с контрастной серединой

(или с контрастной средней частью).

Средняя часть в таком типе формы построена на новом тематическом материале.

Контрастные середины представляют собой структуру периода.

Средняя часть контрастирующего типа в простой трехчастной форме встречается значительно реже, чем середина развивающего типа.

Иногда встречаются средние части, в которых присутствует как развитие, так и контраст. Середина Scerzo из 3 части сонаты для ф-но № 2 Бетховена начинается как развивающая, а затем звучит новая тема, появление которой подчеркнуто сменой фактуры, а песенно-лирический характер контрастирует предыдущей скерцозности.

Средние части (развивающего и контрастного типа) завершаются доминантовым предыктом, который может быть выражен: одним аккордом доминантовой гармонии; несколькими аккордами доминантовой гармонии; мелодическим построением, обыгрывающим доминантовую гармонию.

Таким образом, доминантовый предыкт может быть кратким или достаточно развернутым построением.

4.5 Реприза простой трехчастной формы и ее типы:

Точная реприза, расширенная реприза, сокращенная реприза, варьированная реприза, динамизарованная реприза. Динамизация может достигаться различными средствами художественной выразительности: добавлением к основной теме звучания контрапункта в мелодии; сменой динамики на более громкую в отличие от первой части; кардинальным изменением структуры – Соната для ф-но № 1, III ч. (Menuetto).

Соната для ф-но № 4, III ч. (Allegro). Здесь трансформация музыкального образа в репризе связана в первую очередь со звучанием второго предложения в одноименном миноре (ми-бемоль минор).

Повторение частей в простой трехчастной форме

В простой трехчастной форме возможно точное или варьированное по­вторение частей. Чаще всего повторяется первая часть, а затем вторая и третья части вместе, что можно выразить следующей схемой:

||: а:||: b а:||

Однако иногда знаки репризы не выставляются, а повторение выписывается, что приводит к неверному определению структуры. Так в трио из 3-й части сонаты для ф-но № 3 Бетховена первая часть дана со знаками репризы, а повторение второй и третьей частей выписаны в связи с тональным переходом к следующей части более крупной формы. Схематично подобную форму можно выразить так:

||: а:|| b а b a1

Иногда встречаются формы, в которых все повторения выписаны, то есть, не использованы знаки репризы, хотя изменения чрезвычайно незначительные и затрагивают всего несколько звуков – см. пример 9 – Середина вальса № 11 Ф. Шопена (Meno mosso).

Такая форма схематично выглядит так:

А a b а b а

 

Если же первый период не повторяется, а повторяются только вторая и третья части, то образуется следующая форма

а ||: b а:||

А b а b а

Такую форму принято называть по фактическому количеству частей – простаятрех-пятичастная форма. Повторение в такой форме может быть точным или варьированным (Ф. Шопен. Мазурка № 6, Середина (ля мажор)).

Особенности строения простой трехчастной формы

 

 

Простая трехчастная форма может иметь вступление, как правило, это распространяется на вокально-инструментальные произведения, в которых звучит фортепианное вступление.

Также простая трехчастная форма может иметь дополнение или коду.

Некоторые простые репризные формы можно рассматривать как двухчастные, так и трехчастные. Примером может служить первая часть Largo appassionato из сонаты № 2 Бетховена, написанная в простой репризной форме. Здесь начальное построение представляет собой квадратный, однотональный период повторного строения. Четырехтактная середина контрастного типа переходит в семитактную репризу, которая по масштабам больше предложения, но меньше периода.

 

Область применения простой трехчастной формы

 

Область применения простой трехчастной формы обширна. Она может быть как формой самостоятельного сочинения, так и части более крупного сочинения (сложной трехчастной формы, темы вариаций, рефрена рондо и т. д.).

Как форма самостоятельного сочинения простая трехчастная форма наблюдается во многих романсах, танцах, пьесах для различных инструментов.

 

Произведения для анализа на уроке:

Бетховен. Соната для ф-но № 1, III ч. (Menuetto). С развивающей серединой, которая по масштабам соответствует 1-й части.Доминантовый предыкт выражен мелодическим построением, обыгрывающим доминантовую гармонию. Динамизарованная реприза: Динамизация достигается различными средствами художественной выразительности: к основной теме добавляется звучание контрапункта в мелодии, динамика сменяется на форте в отличие от первой части (пиано), кардинально изменяется структура, если в первой части период из трех предложений, то реприза – период единого строения, звучащий на одном дыхании.

Бетховен. Соната для ф-но № 1, III ч. (Menuetto), трио. С развивающей серединой, которая по масштабам превосходит 1-ю часть. Доминантовый предыкт выражен несколькими аккордами доминантовой гармонии. Сокращенная реприза.

Бетховен. Соната для ф-но № 2, III ч. (Scerzo). С развивающей серединой, которая по масштабам превосходит 1-ю часть. Начинается как развивающая, а затем звучит новая тема, появление которой подчеркнуто сменой фактуры, а песенно-лирический характер контрастирует предыдущей скерцозности. Восьмитакт репризы точно повторяет первую часть, однако, после несовершенного каданса следует четырехтактное дополнение, утверждающее первоначальную тональность ля мажор звучанием основных функций (T – S – D) и совершенной каденцией. Кода.

Бетховен. Соната для ф-но № 2, III ч. (Scerzo), трио. С развивающей серединой, которая по масштабам соответствует 1-й части. Варьированная реприза: по масштабам реприза точно соответствует первой части (восемь тактов), а изменения связаны с мелодическим, гармоническим, тональным и фактурным развитием.

Бетховен. Соната для ф-но № 3, III ч. (Scerzo), трио. С контрастной серединой (период повторного строения, разомкнутый). Первая часть дана со знаками репризы, а повторение второй и третьей частей выписаны в связи с тональным переходом к следующей части более крупной формы.

Бетховен. Соната для ф-п № 4, III ч. (Allegro). С развивающей серединой.Расширенная и динамизированная реприза. Здесь трансформация музыкального образа в репризе связана в первую очередь со звучанием второго предложения в одноименном миноре (ми-бемоль минор).

Бетховен. Соната для ф-но № 6, II ч. (Allegretto). С контрастной серединой. Реприза расширенная, варьированная. Кода.

Бетховен. Соната для ф-но № 7, III ч. (Menuetto). С развивающей серединой, которая по масштабам меньше 1-й части.

Бетховен. Соната для ф-но № 9, II ч. (Allegretto). С контрастной серединой в форме периода повторного строения. Доминантовый предыкт выражен одним аккордом доминантовой гармонии.

Бетховен. Соната для ф-но № 11, III ч. (Menuetto). С контрастной серединой в форме периода повторного строения. Доминантовый предыкт выражен одним аккордом доминантовой гармонии. Кода.

Бетховен. Соната для ф-но № 13, II ч. С развивающей серединой, которая по масштабам меньше 1-й части.

Бетховен. Соната для ф-но № 20, II ч. (рефрен). С развивающей серединой, которая по масштабам меньше 1-й части.

Ф. Шопен. Вальс № 11, середина (Meno mosso). С контрастной серединой в форме периода неповторного строения. Все повторения частей выписаны, то есть, не использованы знаки репризы, хотя изменения чрезвычайно незначительные и затрагивают всего несколько звуков.

Ф. Шопен. Мазурка № 6, Середина (ля мажор). Первый период не повторяется, а повторяются только вторая и третья части. Простая трех-пятичастная форма.

 

Бетховен. Соната для ф-но № 2, II ч. (Largo appassionato). Некоторые простые репризные формы можно рассматривать как двухчастные, так и трехчастные. Примером может служить первая часть Largo appassionato из сонаты № 2 Бетховена, написанная в простой репризной форме. Здесь начальное построение представляет собой квадратный, однотональный период повторного строения. Четырехтактная середина контрастного типа переходит в семитактную репризу, которая по масштабам больше предложения, но меньше периода.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...