Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексикограф.работа в18в.Изд.сл. «Сл.Ак.Рос.».




С петровскими реформами в русский язык приходит

множество иностранных слов, что стимулирует

возникновение многочисленных словарей иноязычной

лексики, многие из которых остались в рукописи.

Первым был Лексикон вокабулам новым по алфавиту,

составленный в начале века. В 1771 появился

этимологический словарь Ф.Гельтергофа Русский

Целлариус. Почти одновременно (в 1773) увидел свет

первый русский словарь синонимов Опыт российского

сословника Д.И.Фонвизина, содержавший 32

синонимических ряда.В Санкт-Петербургской Академии

наук под руководством М.В.Ломоносова были начаты

подготовительные работы по созданию толкового словаря

русского языка, а в 1783 была учреждена Российская

Академия, в лоне которой развернулся национальный

лексикографический проект, во многом аналогичный

словарному проекту Французской Академии.

Результатом его стал Словарь Академии Российской,

вышедший в 6 частях в 1789-1794. Этот первый

толковый словарь русского языка содержал 43 257

слов, и его выход стал важнейшей вехой в российской

лексикографической традиции.

 

А.С. Пушкин – основоположник совр рус лит языка.

Образование нац лит языка — это процесс длит и

постепенный. Он слагается из трех основных

истор этапов, опираясь на три обществен предпосылки:

а) сплочение территорий с населением, говорящим на

одном языке (для России это осуществилось уже к

XVII в.); б) устранение препятствий в развитии языка

(в данном отношении много было сделано в течение

XVIII в.: реформы Петра I; стилистическая система

Ломоносова; создание “нового слога” Карамзиным);

в) закрепление языка в литературе. Последнее

окончательно завершается в первые десятилетия XIX в.

в творчестве русских писателей-реалистов, среди которых

должны быть названы И. А. Крылов, А. С. Грибоедов и

в первую очередь А. С. Пушкин.Главная историч.заслуга

Пушкина и состоит в том, что им завершена

закрепление рус народно-разговорного языка в лит-ре.

1) А. С. Пушкин был выразителем наиболее передового

мировоззрения соврему эпохи. 2) П был одним из

самых культурных и разносторонне образованных русских

людей начала XIX в., получив воспитание в самом

прогрессивном учебном заведении того времени,

Царскосельском лицее, 3) П создавал непревзойденные

образцы поэзии во всех родах и видах словесного

искусства, и все жанры лит-ры он смело обогатил, вводя

в них разг язык народа. В этом отношении Пушкин

превосходит как Крылова, совершившего аналогичный

подвиг лишь в жанре басни, так и Грибоедова, закрепившего

разг речь в жанре комедии.

4) П охватил своим гением все сферы жизни рус народа,

все его обществ слои — от крестьянства до высшего света,

от деревенской избы до царского дворца. Самые

различ страны и народы предстают перед нами в его

поэтич творчестве. 5) П стал основоположником реалистич

худ направления, кот в его творчестве получает

преобладание примерно с середины 20-х годов. И по

мере того как Пуш закрепляет реалистич метод отражения

дейст-ти в своих пр-ниях, усиливается и народно-

разговорная стихия в его языке. Т о, “Пушкин — гениальный

поэт русской нации”, что и позволило ему завершить процесс

закрепления рус нац языка в литературе. В языке пушкинских

пр-ний мы имеем возможность наблюдать традицион

элементы рус лит языка, полученные им в наследие

от прошлых периодов развития: церковнославянизмы

(лексические, грамматические и фонетические);

мифологизмы: имена античных божеств, обращение к Музе,

слова лира, пою и т. п.; риторич приемы высокого слога и пр.

в начале своего поэтич творчества, Пушкин еще не

ограничивал употребление традицион реч элементов

какими-либо стилистич задачами, используя их лишь как

прямую дань наследию прошлого.

 

 

Значение деятельности Пушкина.

Гл. заслуга Пушкина - завершил закрепление русск.

народно-разг. языка в лит-ре.В языке его произ-ий-

традиционные эл-ты РЛЯ,полученные им наследие от

прошлых периодов развития: церковнославянизмы,

мифологизмы,риторические приемы высокого слога.

Позднее традиционные речевые эл-ты продолжают

сохраняться в языке пр-ий, однако их употр-ие строго

стилистически обосновано. Исп-ие церковнославнизмов

и архаизмов м.б. определено след.стил.задачами:

придание пр-ию торж-сти;создание ист.колорита эпохи;

выражение сатиры и иронии. Также употр.лексику и

фразеологию,заимств.из языков народов Европы.

Отказывается от метода прямого копирования Европ.

фразеологии(в отлич.от Карамзина),в сфере отвлеченных

понятий образцом для русск.признавал франц.С 1стороны-

против загромождения русск.яз.иностранн.словами,с др.

стороны-в его пр-иях немало отд.слов или целых

выражений и фраз без перевода и изображенных иностр

шрифтом на франц, англ, нем, ит и лат.Но у всех этих

слов и выражений-незаменимая смысловая и стилистическая

ф-ция. Стремился к сближению РЛЯ с западноевроп главным

образом в общем строе выражения мыслей, в характере

связи между понятиямиС сер.20х гг.,со времени прибывания

в Михайловском,в его пр-иях расширяется сфера народного

просторечия.С этой поры-часто призывы к сближению язык

лит.пр-ий с разг-ным рус. простого народа. Делает РР

основой нац.РЛЯ.В его пр-иях преобладает глагольная стихия.

Пушкин отвергает внешнее, поверхностное понимание

народности. Для него народность языка – это образ мыслей

и чувствований, традиций и обычаев, которые образуют

смысловую структуру языка. Пушкин выдвигает идею

национального смыслового контекста. Народность у П. –

это категория историческая. Всякое явление должно

изображаться в своем историческом контексте. Виноградов

отмечает сходство языка Пушкина с языком «Слова о полку

Игореве».Пушкин негативно оценивает формы франц.

влияния на РЯ. Однообразность и окаменелость франц. яз.

он противопоставляет живому, простому и искреннему

русскому языку. Пушкиным отвергалась национальная

узость языка, однообразность стиля. Концепция народности

у Пушкина – широкая. В пушкинский язык были включены и

славянизмы, и европеизмы – всё это было соподчинено принципу

соразмерности.И в прозе,и в стихах.Стер различия м/у 3 стилями,

установил многообразие стилей в пределах нац.ЛЯ->каждый

пишущий на РЛЯ смог развивать инд-творч.стиль в пределах

единой лит.нормы.

 

 

Лермонтов.

Ближайший последователь Пушкина. Развивает его идеи.

Создает новые жанры лирики - эмоциональной: «Демон».

Создает новый стиль:1.эмоционально напряженный, но и

публицистический; 2.Стиль ораторской речи.3.Стиль нейтральной

и фольклорной поэтической речи.Новый синтаксис поэтической

речи. Манера - использовать широко период.Нейтральный стиль,

а тема высокая («Родина» - стиль напряженный, чуть-чуть

возвышенный).Ряд стихотворений с использованием народно-

разговорного языка («Бородино»).Создает новый жанр поэтической

речи - фольклорную лирику: «Песня про купца Калашникова».

Идет дальше Пушкина по использованию народных элементов во

всем: в синтаксисе, лексике, структуре текста.В отличие от Пушкина,

отказывается от классицизмов.Стиль максимально сближен с разг-ой

народной речью.В выборе языковых категорий отходит от Пушкина:

использует больше прилаг, но не карамзинского типа, а пушкинского (синтетические). Широко использует эпитеты. Использует некоторые

карамзинские перифразы, но с иным значением.«Герой нашего

времени».Широкое варьирование народно-разг-ого языкаИспользует

средства стилизации (да-с, нет-с). Создается впечатление

подлинности рассказа.«Журнал Печорина» - наоборот, лит-ый:

язык рефлексирующего ч-ка.Утверждал пушкинский стиль, но не

повторяя его, а творчески развивая: расширил границы лексики и

синтаксиса. Гоголь. Новый период в стиле РЛЯ. Утверждает новый

реалистический метод. Увеличил кол-во слов (новые лексемы и

выражения), как Белинский и Лермонтов.Создает новый юмор-кий стиль

РЛ.Шире использует все разнообразие средств лексики: не только

русскую, но и украинскую лексику. Масса номенклатурных единиц,

понятий народной культуры (этнографизмы). Шире, чем Пушкин,

использует диалектизмы и просторечные слова - для выражения юмора

и сатиры.Г. соединил в языке народную культуру и элитарную

культуру.Широко использовал вариантные формы слов: очень

много уменьшительно-ласкательных. Средства сентим-ого стиля

(н-р, использование перифраз) - лишь выражение сатиры

(речь уездных дам); перифразы для Г. - пустословие, многословие.

Использовал отглагольные сущ-ые: раньше употреблялись для

возвышения стиля или в канцелярской речи, а Г. употребляет

их для пародирования стиля.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...