Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методический комплекс. По дисциплине. Гсэ. В. 1. 2 литературная критика и рецензирование. Для студентов II курса очной формы обучения




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Тверской государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра филологических основ издательского дела и

литературного творчества

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

_________________М. Л. Логунов

Протокол №1 13. 09. 2012  г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

ГСЭ. В. 1. 2 ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

для студентов II курса очной формы обучения

специальность 030901. 65 ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И РЕДАКТИРОВАНИЕ

 

Обсуждено на заседании кафедры                       Составитель:

филологических основ издательского        Д. ф. н., проф. В. А. Редькин            дела и литературного творчества                               _______________ _

                                              

 «3» сентября 2012 г. Протокол №1

 

Зав. кафедрой

________________ В. А. Редькин

 

 

Тверь, 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Учебная программа по курсу «Литературная критика и рецензирование» для студентов специальности «Издательское дело и редактирование» составлена с учетом требований к знаниям студентов, изучающих этот курс, и включает развернутые планы лекций, коллоквиумов, материалы для самостоятельного изучения. Курс предполагает расширенную общегуманитарную подготовку, которая необходима для профессиональной деятельности книговедов. Среди требований: к студентам хорошее знание текстов литературной критики, обязательных для чтения, фактов творческой биографии их авторов; умение оценивать и сопоставлять разные историко-литературные концепции, вести профессиональный литературоведческий анализ художественного произведения, который включает историко-литературный, структурно-поэтический, текстологический, типологический, общеконцептуальный, сравнительный подходы. Студент должен уметь самостоятельно оценить произведение и написать рецензию. Студенту необходимо свободно ориентироваться в современном историко-литературном процессе, в контексте литературного развития предшествующих эпох, знать типы литературной критики, уметь оценивать наиболее проблематичные аспекты современной эстетической мысли. В список обязательного для студентов материала включаются вопросы о литературно-художественных журналах, дискуссиях, о состоянии критики и в целом литературоведения на том или ином этапах. Без знания этих вопросов и тщательной работы над освоением рекомендуемых литературно-критических литературоведческих источников студент не сможет оценить уровень, степень объективности и качества имеющихся оценок творческих индивидуальностей писателей, их произведений. Особое внимание оказывается вопросам мировоззренческим, онтологическим, аксиологическим, эстетическим, проблеме своеобразия национальной культуры и национального характера.

Программа нацеливает на выявление внутренних, имманентных закономерностей развития литературы как особой художественной, динамически развивающейся жанрово-стилевой системы, активно влияющей на другие области общественной жизни и отражающей духовные и социальные явления. Программа ориентирована на укрупненную периодизацию русской литературы и ставит задачей выявить закономерности современного литературного процесса. Несмотря на жесткий политический диктат, характерный для ХХ века, в русской литературной критике сохранялись различные концепции мира и человека, проявлялись разные эстетические идеалы, а значит, существовала и множественность творческих методов освоения действительности. Критерием отбора текстов в программе является их социальная и эстетическая значимость. В программе учтен опыт разработки и систематизации материала программ по «Истории русской литературной критики», созданных на соответствующих кафедрах МГУ, ЛГУ, МГОУ и др.

Критика представляет собой своеобразное художественное явление, играет исключительно важную роль в развитии русской литературы. В исследовании русской литературной критики современная наука придерживается принципа историзма, что обязывает изучать общественно-эстетические критерии ее в тот или иной период в тесной связи с историко-литературным процессом. Становление русской классической критики начинается в 18 веке. В середине Х1Х века она достигает наивысшего расцвета, превратившись в «создание действительности» (Белинский) и решая актуальные литературно-художественные и общественно-политические задачи. Лучшие достижения русской классической мысли не утратили своего значения до сих пор. Единство классической традиции и идейно-эстетического новаторства составляет сущность русской критики.

Современное самосознание литературно-художественной критики существует в двух аспектах: теоретическом и практическом. В связи с этим задачи курса литературной критики и рецензирования состоят в том, чтобы:

1. Охарактеризовать ее становление и развитие в связи с историко-литературным процессом;

2. Показать ее вклад в литературно-художественный процесс, социально-философскую мысль и национальное самосознание;

3. Изучить теоретические основы критики, её типологию,  жанры и стилевые особенности;

4. Овладеть практическими навыками литературного критика и рецензента.

На основе изучения лучших образцов русской критики необходимо развивать у студентов навыки аналитического мышления, без которого невозможно глубокое постижение художественного произведения в единстве его формы и содержания, познавательных и эстетических свойств.

Задачи, поставленные в курсе «Литературная критика и рецензирование», обусловили принцип его построения. Наиболее существенными моментами этого курса являются следующие:

1. Критика как специфическая область, синтезирующая в себе эстетику, философию, литературоведение, социологию и т. д. Взаимоотношения ее с писателем и читателем.

2. Связь и взаимовлияние критики с историко-литературным процессом, её периодизация.

3. Различные направления в русской критике.

Цель курса - выявить своеобразие национального художественного опыта, определить место критики в русской и  мировой культуре. В основе программы курса - соединение историко-типологического и проблемного принципов изучения. В лекциях не ставится задача осветить все вопросы развития русской критики, которые обязаны знать студенты. Систему лекций, где будут раскрываться наиболее важные вопросы, недостаточно освещенные в учебных пособиях и монографиях, дополняет система самостоятельной работы и практических занятий. Студентам необходимо своевременно прочитать предлагаемые программой художественные тексты и критическую литературу, применить свои знания на практике.

 Только при условии тщательной, ответственной работы по изучению историко-литературного курса студент сможет выработать свою точку зрения или согласится с той или иной из существующих, что совершенно необходимо для формирования самостоятельно мыслящей личности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...