Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОДЗ. Область Допустимых Значений.




Это те значения икса, которые могут быть в принципе. Скажем, в уравнении:

мы не знаем пока, чему равен икс. Мы пока уравнение не решили. Но уже твёрдо знаем, что икс не может равняться нулю ни при каких обстоятельствах! На ноль делить нельзя! На любое другое число – целое, дробное, отрицательное – пожалуйста, а на ноль – ни в коем разе! Иначе исходное выражение становится бессмыслицей. Это означает, что ОДЗ в этом примере: х – любое, кроме нуля. Уловили?

Как записывать ОДЗ, как вообще с этим работать?

Очень просто. Всегда рядом с примером пишите ОДЗ. Под этими известными буквами, глядя на исходное уравнение, записываем значения х, которые разрешены для исходного примера. Или можно наоборот: найти запретные значения х, при которых исходный пример теряет всякий смысл, и исключить их из ОДЗ.

Я специально акцентирую внимание на словах исходный пример. Это важно. Преобразование может изменить ОДЗ и, соответственно, ответ.

Далее мы спокойно решаем уравнение, находим корни. И проверяем их на соответствие ОДЗ. Те решения или корни, которые не входят в ОДЗ – безжалостно выбрасываются.

А как искать это самое ОДЗ? Тоже просто. Внимательно осматриваем пример и ищем опасные места. Места, в которых возможны запретные действия. Таких запретных действий в математике очень мало. Но и их не все помнят… Нельзя делить на ноль. Это актуально в этой теме. Есть ещё запреты в корнях чётной степени и в логарифмических уравнениях – это мы рассмотрим в соответствующих темах. Всё. Когда мы нашли опасные места, вычисляем иксы, которые приведут к бессмыслице. И исключаем их из ОДЗ.

Важно! Для нахождения ОДЗ мы не решаем пример! Мы решаем кусочки примера для нахождения запретных иксов. Это сложно выглядит в разъяснениях, но практически – очень легко. До удивления. Смотрите сами. Возьмём предыдущий пример:

Сразу замечаем, что в примере есть операция деления на х – 2. Вот и пишем:

ОДЗ.

Вот и всё. Соломки подстелили. Теперь мы можем умножать всё уравнение на (х – 2). Это по-прежнему будет не совсем тождественное преобразование, но все вредные последствия от нарушения тождественности мы исключим по ОДЗ.

А как же первые два уравнения? Там что, нет ОДЗ? Есть конечно. Есть деление на неизвестное – есть ОДЗ. В примере:

ОДЗ

А в примере:

ОДЗ

Я специально в этих примерах ничего не сказал про ОДЗ. Чтобы вас не спугнуть… В этих двух примерах ОДЗ никак не сказалось на ответах. Такое бывает. Но в заданиях ЕГЭ ОДЗ, как правило, влияет на ответ! ОДЗ писать надо. Не для проверяющих, для себя. ОДЗ не пишут, если очевидно, что икс – любое число. Как, например, в линейных уравнениях.

Мы с ОДЗ дружить будем. Во всех темах, где потребуется, будем ОДЗ вспоминать. Чтобы не попасть в засаду.

Практические советы:

1. Перед решением внимательно исследуем пример. Ищем опасные места, определяем ОДЗ.

2. Определяем множитель, который позволит полностью избавиться от дробей. Умножаем на него уравнение.

3. Решаем получившееся уравнение, находим корни. Проверяем их на соответствие ОДЗ. Те корни, что не входят в ОДЗ, из ответа исключаем.

А сейчас, вооружившись глубокими познаниями и практическими советами, решаем примеры.

 

 

 

 

Посказка: в каждом уравнении только одно решение. Один корень. Ответы в традиционном беспорядке:

0, 21, 12, 3, 2.

Что, у вас иксов поболее будет? Бывает. Про ОДЗ не забыли, часом? Кое-какие корни выкидывать надо...

Ну вот, основы дробных уравнений освоили. Это оч-ч-чень нам пригодится в теме про задачи!

Но до того мы другие задачи научимся решать. На проценты. Те ещё грабли, между прочим!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...