Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система социометрических статусов членов группы




Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике / М. Битянова. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.: ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»)

Методика социометрии, позволяющая изучать эмоциональные связи в группе людей, давно стала классическим инструментом профессионального психолога. В настоящей работе приведена ее адаптация для изучения отношений в классе, подробно описаны процедуры проведения и обработки результатов, дан алгоритм анализа полученных данных.

Введение

Однажды коллеги из Тольятти (кстати, постоянные читатели «Школьного психолога») попросили меня провести семинар для психологов образования на тему, которая кажется мне самой интересной и важной. Я предложила четырехчасовой семинар по социометрии. Коллеги согласились, хотя за их неизменным уважением явно сквозило недоумение. Социометрия? Это в которой два вопроса и надо рисовать картинки? Ее еще применяют для выявления лидеров. О чем здесь можно говорить в течение четырех часов? В процессе работы недоумение в глазах исчезло и возникло понимание того, что, работая с социометрией, имеешь дело с методом, а не с психологической астролябией. И что этот метод могуч и глубок, если используется осмысленно и по назначению. Возможности его значительны, но ограниченны, простота обманчива, а сложность обработки, предлагаемая многими пособиями, надуманна. Грамотное применение социометрии предполагает и социально-психологическую компетентность, и методическую тщательность, и значительный практический опыт. Последнее — дело наживное. Что же касается первых двух пунктов, то именно о них и пойдет речь в нашей разработке.

Прежде всего приведем целиком текст предлагаемой методики.

Социометрический тест

Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.

Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!

Фамилия и имя

Класс

Дата тестирования

1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.

1.

2.

3.

4.

5..

II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

1.

2.

3.

4.

5.

III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.

1.

2.

3.

4.

5.

IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.

1.

2.

3.

4.

5.

V. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером — фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.

1.

2.

3.

4.

5.

Итак, перед вами комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важные диагностические процедуры: классическую социометрию (1 -и, 2-й вопросы), аутосоциометрию (3-й, 4-й вопросы) и референтометрию (5-й вопрос). Если охарактеризовать суть этих процедур коротко, то первая изучает структуру эмоциональных отношений в группе, вторая — адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, третья выявляет референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе. Каждая из этих процедур самостоятельна с точки зрения обработки и представления данных, объединение которых происходит на этапе качественного анализа результатов. Поэтому мы обсудим методические и содержательные аспекты каждой методики в отдельности, а затем дадим общую схему их социально-психологического анализа.

«Классическая» социометрия: Происхождение и возможности теста

Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в практической психологии человека Дж. Морено. Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии—антипатии людей,' он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе.

Надо сказать, что метод, созданный в свое время Морено в рамках определенной теоретической концепции и «на потребу» практики того времени, постепенно как бы отпочковался и от создавшей его теории, и от самой породившей его практики. Какие последствия в результате мы имеем? Потеря теоретических ориентиров привела к чрезвычайно широкому толкованию возможностей социометрии, превращению ее в ту самую социально-психологическую астролябию, о которой уже шла речь выше. С помощью этого метода пытаются исследовать лидерские процессы, пути и способы передачи информации в группе, отношение к руководителю и многое другое. Самое распространенное использование социометрии — для изучения лидерства и выявления лидеров. Однако социометрия не исследует лидерские процессы и не выявляет лидеров. И по замыслу, и по своему методическому содержанию она не приспособлена изучать процессы психологического влияния (чем и является по своей сути лидерство).

Социометрия создана своим творцом для изучения структуры эмоциональных межличностных предпочтений, и какое изощренное применение ни нашел бы для нее конкретный психолог, она будет измерять только это. Но! Если провести ее грамотно и творчески, она сделает свое дело блестяще.

Это то, что касается изначальной теоретической ориентации теста и его реальных возможностей. Другое замечание — в отношении его практического применения. Для многих сегодняшних школьных психологов утверждение о том, что социометрия — удобный дня практического использования метод, звучит как издевательство. Увы, действительно, после того как вся тягостная обработка закончена: социоматрица, социограммы положительных и отрицательных связей, личные социограммы, социометрические индексы, — очень часто появляется ощущение, что полученная информация не стоит вложенного в нее труда. А между тем метод был создан крупным практиком, ценившим личное и рабочее время и понимавшим реальное место психодиагностики в системе профессиональной деятельности. Метод изначально был прост, информативен и имел непосредственный коррекционный смысл. Однако в дальнейшем он стал обрастать различными исследовательскими изысками. Особенно много их было придумано именно в отечественной социальной психологии и педагогике, где теория и исследование всегда ценились чрезвычайно высоко. А практики... что ж, пусть приспосабливают свою деятельность к тому, что для них создано.

Разрабатывая собственный практически ориентированный вариант проведения, обработки и анализа данных социометрии, мы исходили из двух основных принципов: быть тактичными к методу и не злоупотреблять его возможностями, быть проще и думать о главном. Результаты представлены вашему вниманию.

Тест позволяет анализировать особенности социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы. Каждый человек в группе имеет эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус — позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчет числа положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данного человека всеми членами его группы. Если теперь мы представим все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы. Она достаточно устойчива, очень важна для развития группы в целом, многое определяет в индивидуальных судьбах. Ее изучение, формирование и коррекция — важное дело психолога. Особенно важно психологу знать о четырех параметрах социометрической структуры группы.

Система социометрических статусов членов группы

Статус человека в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны.

Прежде всего в групповой статусной иерархии выделяются три категории: популярные, средние и непопулярные члены группы. Они отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием.

Популярные члены группы имеют значительное число положительных выборов и малое — отвержений, то есть это эмоционально привлекательные лица. Среди них можно выделить собственно высокостатусных и социометрических «звезд». «Звезду» с некоторой долей поэтичности (увы, мало присущей науке) можно определить как «душу» группы, ее эмоциональный центр. Она выявляется в двух случаях: когда есть человек, набравший больше всех положительных выборов (не менее половины от максимально возможного их числа), или когда есть человек, получивший больше всех выборов от других популярных членов малой группы.

Непопулярные члены группы чрезвычайно неоднородны. Среди них могут быть члены группы со статусами пренебрегаемых, отверженных и изолированных. У пренебрегаемых есть положительные выборы, но их мало, значительно больше они получили отвержений, так что эмоционально они мало привлекательны. Отверженные, или «изгои», не имеют положительных выборов, у них лишь разное количество отвержений, что и определяет условную величину их социальной отверженности. Роднит всех отверженных то, что их воспринимают весьма экспрессивно, но, увы, отрицательно. Отверженность в данном случае—прежде всего эмоциональный феномен, определенное неприятие человека, его качеств, свойств и привычек. В группу изолированных попадают те люди, которые для группы как бы не существуют: у них отсутствуют как выборы, так и отвержения. Их нет в эмоциональном реестре группы ни на уровне чувств, ни на уровне отношений.

Вопрос о том, какие статусные категории и в каком соотношении присутствуют в группе, — это вопрос номер один для любого практика, проводящего социометрию. Совокупность статусов характеризует процессы, происходящие в группе в целом, но особенно важно ее изучение для понимания проблем поведения отдельных членов. Ответ на этот вопрос мы получаем уже на первых шагах обработки данных, при заполнении социоматрицы, но об этом чуть ниже.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...