Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности




Александров А. А.

А46 Психогенетика: Учебное пособие. —СПб.: Питер, 2008. —192 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 978-5-94723-662-0

Психогенетика — это наука, изучающая роль наследственности и среды в формиро­вании психических и психофизиологических свойств человека. Психогенетика находится на стыке биологии и психологии, и в последнее время наблюдается значительный рост интереса к ней. Курс «Психогенетика» входит в Государственный образовательный стан­дарт для психологических специальностей. Предлагаемое учебное пособие ставит целью ознакомление с основами психогенетики в максимально доступной и сжатой форме.

ББК 88.2я7 УДК 159.922(075)


Оглавление

Предисловие................................................................................................................. 5

Глава 1. Введение в генетику человека. Основные генетические

понятия, закономерности наследования....................................................... 6

Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория

наследственности............................................................................................. 7

Законы наследования........................................................................................... 10

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом........................................... 19

Цитоплазматическая наследственность............................................................. 23

Закон Харди—Вайнберга.................................................................................... 23

Контрольные вопросы........................................................................................ 27

Глава 2. Определение психогенетики................................................................. 28

Глава 3. Основные методы, применяемые в психогенетике человека 32

Наследуемость..................................................................................................... 32

Близнецовый метод............................................................................................41

Метод приемных детей....................................................................................... 49

Семейный (генеалогический) анализ.................................................................. 51

Контрольные вопросы........................................................................................ 52.

Глава 4. Генетический анализ поведения животных..................................... 53

Сходство геномов................................................................................................ 53

Сходство поведения............................................................................................ 54

Генетика поведения животных: насекомые....................................................... 55

Генетика поведения животных: млекопитающие.............................................. 56

Исследования патологических форм поведения............................................... 66

Контрольные вопросы......................................................................................... 68

Глава 5. Генетика психических расстройств. Хромосомные

аберрации и поведение человека.................................................................. 69

Олигофрения....................................................................................................... 70

Аутизм.................................................................................................................. 80

Болезнь Альцгеймера.......................................................................................... 84

Маниакально-депрессивные психозы................................................................ 86

Шизофрения..................................................................................................... 95

Контрольные вопросы....................................................................................... 104

Глава 6. Психогенетика аномального и девиантного поведения... 106

Преступность..................................................................................................... 106

Алкоголизм........................................................................................................ 109


4 Оглавление

Другие вредные привычки................................................................................ 114

Гомосексуальность........................................................................................... 114

Контрольные вопросы....................................................................................... 115

Глава 7. Психогенетика сенсорных способностей, двигательных

функций,темперамента................................................................................. 116

Психогенетика сенсорных способностей......................................................... 116

Двигательные функции..................................................................................... 124

Психогенетика темперамента........................................................................... 130

Контрольные вопросы...................................................................................... 131

Глава 8. Генетика психофизиологических и физиологических

показателей..................................................................................................... 133

Электроэнцефалограмма................................................................................... 133

Вызванные потенциалы мозга человека.......................................................... 138

Контрольные вопросы...................................................................................... 145

Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта............................... 146

Общий, или генеральный, фактор (g) когнитивных способностей 146 Другая точка зрения на интеллект — интеллект как сумма

отдельных способностей............................................................................. 147

Различия в коэффициенте интеллекта между группами людей.... 149

Наследуемость IQ............................................................................................. 151

Изменения наследуемости коэффициента интеллекта с возрастом 152

Воздействия среды и коэффициент интеллекта............................................... 153

К психогенетике одаренности (гениальности)................................................. 158

Эмергенез........................................................................................................... 165

Импрессинг........................................................................................................ 166

Средовые воздействия и одаренность.............................................................. 169

Контрольные вопросы....................................................................................... 172

Глоссарий............................................................................................................... 174

Список цитированной литературы.................................................................. 183

Список рекомендованной литературы............................................................ 188

Предметный указатель........................................................................................ 189


Предисловие

От чего зависит поведение человека? Чем определяются свойства его психики? Что лежит в основе наблюдаемых различий между людьми?

Для психолога очень важно знать, каким образом сказываются на формировании свойств личности генетические факторы, т. е. гены, полученные человеком от родителей, и как влияют на эти свойства различные воздействия среды; каким образом взаимодействуют ге­нетические и средовые компоненты при развитии психики?

На эти вопросы пытается дать ответ психогенетика — наука, изуча-ющая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека. В последнее время на­блюдается значительный рост интереса к этой науке, развивающейся на стыке биологии и психологии. Курс «Психогенетика» входит в Государственный образовательный стандарт для психологических специальностей (специальность «Психология», направление «Пси­хология»). Выпущен первый учебник по психогенетике на русском языке под редакцией И. В. Равич-Щербо.

В силу своей «пограничности» курс психогенетики представляет определенные трудности для студентов-психологов, поскольку тре­бует знаний, прежде всего из области генетики, физиологии, а также других биологических дисциплин.

Предлагаемое учебное пособие ставит целью ознакомление с осно­вами психогенетики в максимально доступной и сжатой форме.


Наследственность и изменчивость 7


 

Глава 1

ВВЕДЕНИЕ В ГЕНЕТИКУ ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВНЫЕГЕНЕТИЧЕСКИЕПОНЯТИЯ, ЗАКОНОМЕРНОС ТИ НАСЛЕД ОВАНИЯ

Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности

В данной главе будут в краткой форме изложены основы генетики, без которых невозможно говорить о закономерностях наследования признаков человека вообще и свойств психики в частности. Генети­ка — это наука о наследственности и изменчивости организмов, по­этому для начала важно определить эти понятия.

• Наследственность — это важнейшая особенность живых организмов, заключающаяся в способности передавать свои свойства и функции от родителей к потомкам. Эта передача осуществляется с помощью генов.

Ген — это единица хранения, передачи и реализации наследствен­ной информации. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирована структура опре­деленного полипептида (белка). Это, казалось бы, достаточно про­стое положение известно многим со школы. Сейчас ясно, что многие участки ДНК не кодируют белки, а, вероятно, выполняют регули­рующие функции. Во всяком случае, в структуре генома человека только около 2% ДНК представляют последовательности, на основе которых идет синтез информационной РНК (процесс транскрипции), которая затем определяет последовательность аминокислот при син­тезе белков (процесс трансляции). В настоящее время полагают, что в геноме человека имеется около 30 тыс. генов.

Гены расположены на хромосомах, которые находятся в ядрах кле­ток и представляют собой гигантские молекулы ДНК. Хромосомная теория наследственности была сформулирована в 1902 г. Сэттоном и Бовери. Согласно этой теории, хромосомы являются носителями генетической информации, определяющей наследственные свойства


Рис. 1.1________________

Хромосомный набор человека. Внизу— половые хромосомы мужчины и женщины (XY и XX)

 

 

организма. У человека в каждой клетке имеется 46 хромосом, разде­ленных на 23 пары (рис. 1.1). Хромосомы, образующие пару, называ­ются гомологичными хромосомами.

Половые клетки (гаметы) образуются с помощью особого типа деления, которое называется мейоз. В результате мейоза в каждой половой клетке остается только по одной гомологичной хромосоме из каждой пары, т. е. 23 хромосомы. Такой одинарный набор хромосом называется гаплоидным. При оплодотворении, когда сливаются муж­ская и женская половые клетки и образуется зигота, двойной набор, который называется диплоидным, восстанавливается. В зиготе и у организма, который из нее развивается, одна хромосома из каждой пары получена от отцовского организма, другая — от материнского.

Генотип — это совокупность генов, полученных организмом от его ро­дителей.

Другое явление, которое изучает генетика, — это изменчивость. Под изменчивостью понимают способность организмов приобретать новые признаки — различия в пределах вида. Выделяют две формы изменчивости: наследственную и модификационную (ненаследст­венную).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...