Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор самостоятельно изучаемой темы в соответствии с программой дисциплины и темой диссертационного исследования.




Анализ научных дискуссий (защиты диссертаций, конференции, проблемные группы, аспирантские семинары, СМИ).

Создание портфолио.

Типовые задания для самостоятельной работы:

 

Риторический портрет выдающейся научной личности.

Подготовка к участию в ролевой игре (дискуссии на актуальную научную тему).

Создание картотеки примеров эффективных приемов аргументации, используемых в научной дискуссии.

Разработка и презентация риторического материала для ассистентской и доцентской практики.

Критический анализ литературы, посвященной научной коммуникации.

Подбор материала в связи с темой исследования.

Разработка и презентация материала по научному стилю для ассистентской и доцентской практики.

Создание алгоритма редакторской работы на материалом собственного исследования.

Сбор и обработка текстов научных статей в аспекте типов текста и представления субтекстов.

 

Аттестация:

а) Текущая аттестация осуществляется по результатам интерактивной деятельности в ходе освоения курса.

б) Итоговая аттестация осуществляется в форме развернутого риторического анализа научных дискуссий (по выбору аспиранта), выборочного аннотирования прочитанной литературы, а также в форме представления портфолио, включающего списки прочитанной литературы, рефераты, образцы субтекстов, образцы индивидуальных стилей научного изложения, периферийные научные тексты.

 

Рекомендуемая литература:

а) основная литература

1.

Азимов А. Язык науки. — СПб., 2002.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. — М., 2007.

Граудина Л. К. и др. Русская риторика. — М., 2001.

Иванов Л.Ю. Текст научной дискуссии: дейксис и оценка – М., 2003.

Михальская А. К. Основы риторики. — М., 2001.

Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. — М., 2012.

Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора. — М., 2009.

Стернин И. А. Практическая риторика. — М., 2003 (и др. изд.).

Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — М., 2006.

2.

Котюрова М.П. Стилистика научной речи. М., 2010.

Комарова А.И. Функциональная стилистика: научная речь. Язык для специальных целей (LSP). М., 2004.

Котюрова М.П. Научный дискурс – текстовые категории – авторская индивидуальность // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения. СПб, 2001.

Котюрова М.П. Баженова Е.А. Культура научной речи: Текст и его редактирование. Пермь, 2008.

Котюрова М.П., Тихомирова Л.С., Соловьева Н.В. Идиостилистика научной речи. Пермь, 2011.

Крижановская Е.М. Коммуникативно-прагматическая структура научного текста. Пермь, 2000.

Никитина С.Е. Семантический анализ языка науки: на материале лингвистики. М. 2010.

Соловьева Н.В. Толерантность в научной дискуссии: лингвостилистический аспект. АКД, Екатеринбург, 2008.

Чиговская Я.А. Категории ретроспекции и проспекции в русских научных текстах. АКД, Пермь, 2001.

 

б) дополнительная литература

1.

Бубер М. Я и Ты; Диалог // Два образа веры. М., 1995.

Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. — М., 2009.

Лихачев Д. С. Без доказательств. — СПб., 1996.

Лотман Ю. М. Риторика — механизм смыслопорождения // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. — М., 1996. С. 46-73.

Кожина М.Н. О диалогичности письменной научной речи. – Пермь, 1986.

Максимов А. Как разговорить собеседника, или Ремесло общения. — М., 2004.

Минеева С. А. Полемика — диспут — дискуссия. — М., 1990.

Об искусстве полемики. — М., 1992.

Павлова К.Г. Спор, дискуссия. Полемика. — М., 1991.

Реснянская Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. — М., 2001.

Славгородская Л.В. Научный диалог (лингвистические проблемы). – Л., 1986.

Старостин Б.А. Эволюция форм дискуссии в истории естествознания/ / Вопросы филос. 1978, № 8.

Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. М.П. Котюрова. Вып. 10. – Пермь, 2006.

Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. — Л., 1980.

Соловьева, Н.В. Коммуникативные стратегии и тактики в научной дискуссии // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз.сб. науч. тр. / Отв. ред. М.П. Котюрова. Вып. 11. – Пермь, 2007. С. 156-174.

Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. – Л., 1980.

Соловьева Н.В. Научная дискуссия. – Пермь, 2010.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. — СПб., 1992.

Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. — М., 1996.

Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. — М., 1993.

Цветкова Т.М. «Он» и «я» (Дискуссионные вопросы, полемическая речь, (небес)спорные решения) // // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2007.

Ярошевский М.Г. Дискуссия как форма научного общения // Вопросы филос. 1978, №3.

2.

Баженова Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности. Пермь, 2001.

Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение. М., 2008.

Данилевская Н.В. К вопросу о плотности знания в научном тексте // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2006.

Данилевская Н.В. О специфической роли оценки в научном тексте. // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2011.

Данилевская Н.В. Роль оценки в механизме развертывания научного текста. Пермь, 2005.

Комарова З.И. Фразеологизмы в научной речи: обоснование типологии // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2011.

Котюрова М.П. Дискурсивно-стилистическое рассмотрение стереотипности речи (На материале текстов научных статей) // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2011.

Котюрова М.П. Категоричность/некатегоричность как свойство индивидуального стиля речи ученого // Текст: узоры ковра: сб. статей научно-методич. семинара «Textus». Вып. 4, ч. 2. СПб- Ставрополь, 1999.

Котюрова М.П. Репрезентация эпистемического кода в научном тексте // Коммуникация в поликодовом пространстве: языковые, культурологические и диалектические аспекты. Санкт-Петербург, 2011.

Лейчик В.М. Творчество в терминологической деятельности // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2011.

Очерки истории научного стиля русского литературного языка XVIII-XX вв. – Пермь, 1998.

Цветкова Т.М. Информационно-содержательный потенциал номинаций способов получения нового научного знания. // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2007.

Чернявская В.Е. Факторы проявления толерантности/ интолерантности в научном дискурсе // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации: коллект. моногр. Екатеринбург, 2004.

 

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

http://ruscorpora.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

г) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.biblioclub.ru/

http://www.knigafund.ru

Федеральные государственные образовательные стандарты http://mon.gov.ru/dok/fgos/

Электронный библиографический каталог http://www.union.ru

Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны http://lib.herzen.spb.ru, http://www.ebiblioteka.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru

 

г) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://russian-world.info/stilistika-russkogo-yazyka/

http://filologia.su/stilistika/

www.glossary.ru

www.moikompas.ru

www.ariadna.ru

www.erlang.com.ru/euskara

www.jazykoznanie.ru

 

Авторы-составители рабочей программы курса: И.А. Мартьянова., д.ф.н., проф.;

Сергеева Е.В. ., д.ф.н., проф.

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры протокол № 5 от 02.12.2011

 

Заведующая кафедрой русского языка

Черняк В.Д.

 

Приложение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...