Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документальное оформление операций по учету инвестиций в основной капитал

 

Известно, что одним из условий принципа обоснованности принятия хозяйственной операции к учету и ее достоверности является документальная подтвержденность данной операции. Операция принимается к учету, при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов (накладных, счет-фактур, кассовых чеков, документов внутреннего складского учета и т. д.). Однако по отношению к инвестиционной деятельности это не является достаточным обоснованием для отражения в учете операций долгосрочных вложений. Необходимо наличие документов более общего порядка. Такими правоустанавливающими документами являются договора, приказы руководителя предприятия, акты обследования основных средств, заключение комиссий и т. д. Номенклатура такой документации зависит от многих условий: источников долгосрочных инвестиций, способа проведения капитальных вложений и их вида и т. д.

НИПИстатинформ Госкомстата Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №835 «О первичных учетных документах» разработал Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденный Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года №100. В Альбом также включены межотраслевые формы №КС-6, №КС-11, №КС-14, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 года №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

Ниже, приведен перечень форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.

КС-2 Акт о приемке выполненных работ

КС-3 Справка о стоимости выполненных работ и затрат

КС-6 Общий журнал работ

КС 6а Журнал учета выполненных работ

КС-8 Акт о сдаче в эксплуатацию временного (не титульного) сооружения

КС-9 Акт о разборке временных (не титульных) сооружений

КС-10 Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений

КС-11 Акт приемки законченного строительством объекта

КС-14 Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией

КС-17 Акт о приостановлении строительства

КС-18 Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству

При оформлении хозяйственных операций организации обязаны применять унифицированные формы первичной документации (статья 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон №129-ФЗ)).

Взаимоотношения между заказчиками и подрядчиками оформляются Актом о приемке выполненных работ по форме №КС-2 и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме №КС-3.

Форма №КС-2 «Акт о.приемке выполненных работ» применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.

Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма №КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат». Она составляется на объем выполненных в отчетном периоде строительных работ на основании акта о приемке выполненных работ (форма №КС-2) и подписывается заказчиком (генподрядчиком) и подрядчиком (субподрядчиком).

Для определения количества выполненных строительно-монтажных работ на каждом объекте ведется журнал учета выполненных работ (форма №КС-6а), который применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом, на основании которого составляется акт приемки выполненных работ (форма №КС-2).

Журнал учета выполненных работ ведет исполнитель работ по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.

Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Выполненные работы и затраты отражаются в справке исходя из договорной стоимости.

Акт о приемке выполненных работ составляется после завершения этапа работ, когда подрядчик (субподрядчик) выполнил строительно-монтажные работы, а заказчик (генподрядчик) не имеет к ним претензий. На основании акта (формы №КС-2) данные из этого документа подрядчик переносит в справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3). Заказчик на основании справки (форма №КС-3) расплачивается с ним. Акт подписывают представители подрядчика, ответственного за сдачу объекта, и заказчика, принявшего объект. Акт о приемке выполненных работ составляется в двух или трех экземплярах: 1-й подрядчику, 2-й заказчику, 3-й инвестору (по требованию).

Постановление № 7 Госкомстата РФ не содержит специальной формы первичного документа для оформления операции по постановке на учет земельного участка. Следовательно, организации вправе воспользоваться формой № ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)". Вместе с тем для организаций агропромышленного комплекса Приказом Минсельхоза РФ № 750 утверждена специализированная форма № 401-АПК "Акт на оприходование земельных угодий". В акте отражаются следующие сведения: количество, вид угодий, качество земель, балансовая стоимость принимаемого на учет объекта.

Указывается расположение земельного участка, его местное название; номер и дата распоряжения принимающей стороны, на основании которого произведено оприходование объекта.

При передаче земельного участка к документу прилагается ксерокопия экспликации и план границ участка, дается ссылка на них в акте. Акт составляет комиссия в двух экземплярах для принимающей и передающей стороны. Учитывая тот факт, что земля является специфическим объектом основных средств, принятие к бухгалтерскому учету приобретенного в собственность земельного участка, по нашему мнению, всем организациям, а не только сельскохозяйственного профиля, можно отражать с использованием формы № 401-АПК, а не "Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)" по форме № ОС-1. В принципе, такую возможность предоставляет организациям п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, согласно которому операции по движению, в том числе поступление основных средств, оформляются первичными учетными документами, содержащими все обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом от 21. 11. 96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 21 января 2003 г. № 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

 Отметим, что в форме № ОС-1 отсутствуют разделы для внесения вышеперечисленных сведений. В то же время по участку земли не могут заполняться такие показатели, как организация-изготовитель, способ и норма начисления амортизации, срок полезного использования, остаточная стоимость и др. Следовательно, организация может либо отразить их в разделе "Другие характеристики" листа 2, либо воспользоваться для оформления операции по принятию к учету земельного участка формой № 401 АПК. Каким документом оформить операцию, решать предприятию.

Письмо МФ РФ от 05.04.05 № 03-03-01-04/1/158, не прояснило ситуацию с использованием той или иной унифицированной формы. В нем, в частности, указано: "Принятие земельных участков к бухгалтерскому учету в состав объектов основных средств осуществляется на основании утвержденного в установленном порядке акта о приемке-передаче объекта основных средств и документов, подтверждающих их государственную регистрацию в Едином государственном реестре прав, с присвоением кадастрового номера органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Для принятия к бухгалтерскому учету земельных угодий, земельных долей, включая во временное пользование, предусмотрены специализированные формы первичной учетной документации для организаций агропромышленного комплекса № 401 АПК, № 402 АПК, № 403 АПК, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 мая 2003 г. № 750".

Учитывая тот факт, что земля является специфическим объектом основных средств, принятие к бухгалтерскому учету приобретенного в собственность земельного участка, всем организациям, а не только сельскохозяйственного профиля, можно отражать с использованием формы № 401-АПК, а не "Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)" по форме № ОС-1. В принципе, такую возможность предоставляет организациям п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, согласно которому операции по движению, в том числе поступление основных средств, оформляются первичными учетными документами, содержащими все обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом от 21. 11. 96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 21 января 2003 г. № 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

В соответствии с пунктом 5.2.4 «Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (утв. Письмом Минфина РФ от 30.12.93 № 160) ввод в эксплуатацию нематериальных активов по мере их создания или поступления на предприятие и окончания работ по доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, отражается на основании акта приемки.

Акт приемки-передачи объекта нематериальных активов в эксплуатацию может быть составлен аналогично акту приемки-передачи основных средств форма ОС-1. В составлении акта должны принимать участие технические специалисты. Акт должен содержать подробное описание объекта, первоначальную стоимость, шифр норм амортизационных отчислений, норму амортизации, срок службы, подразделение в котором будет использоваться объект и другие необходимые данные.

Одним из признаков нематериальных активов является наличие соответствующим образом оформленных документов, подтверждающих исключительное право организации на результаты интеллектуальной деятельности, то есть патента, свидетельства, других охранных документов, договора уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.

К акту приемки-передачи должны прилагаться все относящиеся к объекту нематериальных активов первичные документы:

• подтверждающие права предприятия на этот объект;

• описывающие его технико-экономические особенности и порядок их использования;

• подтверждающие затраты, входящие в инвентарную стоимость объекта (затраты по приобретению, затраты на работы по доведению нематериальных активов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях и др.).

На основании акта приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов и другой документации в бухгалтерии на каждый объект заполняется карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71 а. Карточку заполняют в одном экземпляре.

Для учета движения поголовья животных в сельскохозяйственных комплексах применяется "Учетный лист движения животных и расхода кормов" (ф. N СП-48), в котором движение животных и кормов отражается за день по участку (бригаде). У четный лист состоит из трех разделов. В первом "Поступление животных" отражается поступление на участок животных по половозрастным группам (количество голов, масса, сумма) и по каналам поступления. Во втором разделе "Выбытие животных" отражаются аналогичные данные по каналам выбытия. В третьем разделе "Переведено животных внутри участка" отражается внутреннее перемещение животных внутри участка по отдельным секциям. В конце документа приводятся данные о движении кормов по их наименованиям и учетным группам животных: остаток на начало дня, поступление, расход, остаток на конец дня. В бухгалтерии комплекса учет движения животных по каждому участку (возрастной группе, бригаде) ведется в накопительной ведомости учета движения животных. Записи в этой ведомости производятся ежедневно на основании учетных листов движения животных и расхода кормов. На основании записей в накопительной ведомости учета движения животных в конце месяца составляется отчет о движении скота и птицы на ферме (ф. N СП-51). Во всех случаях перевода телят, поросят, ягнят, жеребят, птицы, кроликов, зверей и других животных и птицы из одной учетной возрастной группы в другую (включая и перевод животных в основное стадо), а также отсадки молодняка зверей и кроликов составляется "Акт на перевод животных" (ф. N СП-47).

Акт применяется во всех случаях оформления перевода животных и птицы из одной половозрастной группы в другую, отсадки зверей и кроликов, включая и перевод животных в основное стадо. Документ является универсальным, т.е. используется по всем видам и учетным группам животных.

Акт составляет зоотехник, заведующий фермой или бригадир непосредственно в день перевода животных из одной группы в другую.

В документе указывается, из какой группы в какую переводятся животные, их инвентарные номера, пол, класс, масть и другие особенности, время рождения, количество голов (если переводится группа животных), балансовая стоимость, за кем закреплены принятые животные и подписи работников, их принявших.

Оформленные акты, утвержденные руководителем организации или подразделения и подписанные заведующим фермой, зоотехником и работниками, принявшими животных на дальнейшее обслуживание, используются для записей в Книге учета движения животных и птицы (ф. 304-АПК). В конце месяца акты вместе с отчетом о движении скота и птицы на ферме (форма N СП-51) сдаются в бухгалтерию и используются для отражения движения животных в регистрах бухгалтерского учета и для начисления оплаты работникам, в чью группу они были переданы. На основании первичных учетных документов на поступление, перевод и выбытие животных производятся ежедневно записи в "Книгу учета движения животных и птицы" (ф. N 304-АПК), а в конце месяца составляется "Отчет о движении скота и птицы на ферме" (ф. N СП-51), в которых отражается наличие и движение скота и птицы на ферме за отчетный период. Отчет о движении скота и птицы на ферме применяется для обобщения данных, отражающих наличие и движение животных и птицы на ферме за отчетный период.

Отчет составляется ежемесячно на ферме заведующим фермой или зоотехником в двух экземплярах по видам и половозрастным группам животных с данными об остатках, приходе и расходе по всем основным каналам движения, по поступлению и расходу животных. Основанием для составления отчета являются итоговые данные о записях за месяц в Книге учета движения животных и птицы. Также используется "Акт на выбраковку животного из основного стада" (406-АПК), приведенный в приложении.

Написание этого раздела ознакомило с документальным оформлением операций по учету инвестиций в основной капитал.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...