Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по темам курса «аудит»




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

Скоробогатова В.В.

АУДИТ

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика»

профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

заочной формы обучения

Керчь, 2016 г.


УДК 657.6

Составитель: Скоробогатова В.В., канд.экон.наук., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «КГМТУ» __________________________

 

 

Рецензент: Логунова Н.А., д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономика предприятия» ФГБОУ ВО «КГМТУ» _______________________________

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № __15___ от «_01__»___июля____2016 г.

 

Зав. кафедрой _________________________В.В. Скоробогатова

 

 

Методические указания утверждены и рекомендованы к публикации на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № ____ от_______________2016 г.

 

© ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ КУРСА «АУДИТ». 4

ТЕМА 1 СУЩНОСТЬ И ПРЕДМЕТ АУДИТА.. 4

ТЕМА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА В РФ И ЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 6

ТЕМА 3 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА.. 8

ТЕМА 4 ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА.. 10

ТЕМА 5 АУДИТОРСКИЙ РИСК И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО.. 12

КОНТРОЛЯ.. 12

ТЕМА 6 АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ АУДИТОРА………………………………………………………………………………………15

ТЕМА 7 АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДРУГИЕ ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ... 17

ТЕМА 8 АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ, ИХ ОБЪЕКТЫ И ВИДЫ... 20

ТЕМА 9 ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. 22

ЗАДАНИЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ.. 23

ТАБЛИЦА ВЫБОРА ВАРИАНТА ЗАДАНИЙ.. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 118

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Методические указания составлены в соответствии с Типовой программой курса «Аудит» утвержденной и учебным планом направления 38.03.01 «Экономика».

Дисциплина предназначена для получения и закрепления теоретических и практических знаний по организации аудита в РФ. Аудит финансовой и налоговой отчетности и аудиторская деятельность в целом, вызывают все больший интерес и внимание в РФ.

Процесс аудита - это процесс познания истины, которая состоит в тщательном изучении осуществленных операций и представляет собой независимое исследования фактов прошло.

При изучении дисциплины «Аудит» необходимо рассмотреть сущность аудита, исторические аспекты развития и становления аудита в мире и РФ, основные положения ФЗ №402«Об аудиторской деятельности», ФСАД, Международные Стандарты Аудита (МСА)

Аудит имеет дело с объектами различными по составу, сложности, отношению к сферам деятельности и многим другим характеристикам, поэтому необходимо изучить классификацию объектов аудита, рассмотреть сущность предмета и методы аудита, изучить содержание аудиторского процесса и основы планирования аудиторской деятельности, сущность аудиторских доказательств и рабочих документов аудитора,

Студентам необходимо различать уровни ошибок, уметь определять минимальную и максимальную границы ошибки, четко уяснить, в чем же заключается аудиторский риск, его сущность, составные части, как его определить и его максимально допустимый уровень.

В настоящих методических указаниях дан обзор основных тем дисциплины «Аудит», по каждой из которых представлен план изучения, вопросы для самоконтроля. Дисциплина «Аудит» тесно связана с такими дисциплинами учебного плана, как «Бухгалтерский финансовый учет», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Контроль и ревизия» и другими.

Контрольная работа включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предусматривает ответы на вопросы по основным темам курса и выполнение тестов. Практическая часть предусматривает выполнение практического задания по технике и методике проведения аудита.

Ответы следует давать правильно и четко. При выполнении работы нужно переписать вопрос полностью, а затем отразить ответ на него. Каждый студент должен дать ответы на 6 вопросов, выполнить 1 тест и 1 вариант практического задания Контрольную работу необходимо предоставить за 7 дней до начала сессии

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ КУРСА «АУДИТ»

 

ТЕМА 1 СУЩНОСТЬ И ПРЕДМЕТ АУДИТА

 

1.1 Аудит в системе хозяйственного контроля

1.2 Сущность и задачи аудита

1.3 Предмет, объекты и субъекты аудиторской деятельности

1.4 Возникновение и развитие аудита в мире и РФ

 

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересую­щей их финансовой отчетности.

Аудиторская деятельность в РФ представляет собой предпринимательскую деятельность, которая включает в себя орга­низационное и методическое обеспечение аудита, практическое вы­полнение аудиторских проверок (аудит) и предоставление прочих аудиторских услуг.

Аудит - проверка данных бухгалтерского учета и показателей финансовой отчетности субъектов хозяйствования с целью выска­зывания независимого мнения аудитора о ее достоверности во всех существенных аспектах и соответствии требованиям законов РФ, положений (стандартов) бухгалтерского учета или других правил (внутренних положений субъекта хозяйствования) согласно с требованиями пользователей.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов ею всех существенных аспектах и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:

- общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчет­ность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);

- обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных в ней сумм);

- законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежа­щей компании);

- оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны);

- классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);

- разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадол­го до даты составления баланса или непосредственно после него к тому периоду, в котором были проведены);

- аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);

- раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчет­ность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним).

Задачи аудита определяются его целью. На современном этапе развития экономики в РФ основной задачей аудита является сбор достоверной исходной информации о финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и формиро­вание на этой основе выводов о его реальном финансовом состоя­нии.

К предмету аудита следует относить процессы и явления, ото­браженные документально и связанные с хозяйственной деятельно­стью предприятий, при этом границы аудиторского исследования определяются его целью..

Объектами аудита являются осуществляемые хозяйственные процессы, которые в совокупности составляют хозяйственную дея­тельность проверяемого субъекта. Объекты аудита довольно много­гранны, поэтому дать их исчерпывающий перечень невозможно. Совокупным объектом аудита можно назвать документально зафик­сированную информацию о наличии и движении средств предпри­ятия и источников их формирования.

Субъектами аудита выступают физические лица и их организа­ции (аудиторские фирмы), деятельность которых направлена на осуществление независимого контроля и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих утверждений установленным критериям: предос­тавление результатов проверки заинтересованным пользователям.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные обстоятельства, которые подтверждают не­обходимость аудита.

2. Охарактеризуйте три подхода необходимости аудита, выделяе­мые в практике аудита наиболее развитых стран.

3. Что является предметом аудиторской деятельности?

4. Раскройте понятие объекта аудита.

5. Назовите основные виды объектов аудита.

6. Дайте характеристику развития аудита в мире и в РФ.

7. Назовите основные этапы развития аудита в мире.

8. Какие первые упоминания об аудите вы знаете?

9. Где и кем был выдан первый законодательный акт, который ре­гулировал деятельность аудиторов?

10. Как финансовые кризисы влияли на развитие аудита?

11. В каком году были приняты законы об обязательном независи­мом аудите во Франции и США?

12. Каким образом формировался аудит как самостоятельная сфера профессиональной практической деятельности?

13. Как называлась первая аудиторская организация в РФ?

14. К какому периоду относится возникновение целостной системы аудита в РФ?

 

Литература:[6, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 22, 32]

 

 

Тема 2 Организация аудита в РФ и ее информационное обеспечение

 

2.1 Деятельность международной федерации бухгалтеров по стандартизации аудита. МСА

2.2 Управление аудиторской деятельностью в РФ

2.3 Виды аудита

2.4 Профессиональная этика аудиторов

2.5 Информационное обеспечение аудиторской деятельности

 

В состав Международной федерации бухгалтеров (МФБ) в каче­стве полноправных, ассоциированных и аффилированных членов входят 163 профессиональные бухгалтерские организации из 120 стран.

Согласно Конституции IFAC основная цель Международной федерации бухгалтеров - развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизированных стандартов с целью предоставления вы­сококачественных профессиональных услуг.

Главный орган управления IFAC - Совет, включающий по од­ному представителю от каждой организации - члена Федерации. Ответственность за разработку политики IFAC, осуществление кон­троля деятельности ее советов и комитетов несет Правление, в ко­торое входят президент и 21 представитель из 18 стран. Перечень советов и комитетов

IFAC а также их основные функции представ­лены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Советы и комитеты Международной федерации бухгалтеров

Наименование Основные функции
   
Консультативный совет по согласо­ваниям (САР) САР наблюдает и контролирует действие и применение членами IFAC программы по со­гласованиям, а также дает рекомендации Правлению IFAC по процессу приема новых членов
Комитет по делам развивающихся стран Усилия Комитета направлены на развитие бухгалтерской профессии во всем мире путем представления интересов развивающихся стран (изыскания источников ресурсов для развития и обеспечения поддержки со сторо­ны профессиональных объединений и органи­заций)
Совет по между­народным стан­дартам образова­ния профессио­нальных бухгал­теров Совет разрабатывает правила, проводит исследования, содействует обмену информацией для обеспечения адекватной подготовки профессиональных бухгалтеров. Особое ме­сто в деятельности Совета занимает содействие развивающимся странам в области бухгалтерского образования
Продолжение таблицы 2.1
Наименование Основные функции
   
Совет по между­народным стан­дартам профес­сиональной этики бухгалтеров Совет разрабатывает правила профессио­нальной этики бухгалтеров. Совет организует дискуссии по ряду вопросов этики, чтобы правила отвечали ожиданиям бухгалтеров, предпринимателей, финансовых институтов и всех, кто связан с бухгалтерской профессией
Совет по между­народным стан­дартам аудита и гарантии досто­верности IААSВ IААSВ стремится усилить единообразие ау­диторской практики и сопутствующих услуг по всему миру путем разработки стандартов и положений по вопросам проведения аудита, выполнения прочих заданий, обеспечиваю­щих уверенность, оказание сопутствующих услуг, а также содействия их признанию во всем мире
Комитет по на­значениям Комитет разрабатывает рекомендации по со­ставу советов и комитетов IFAC, а также спе­циальных комиссий, создаваемых для реше­ния определенных вопросов
Комитет по во­просам малого и среднего бизнеса Комитет представляет интересы профессио­нальных бухгалтеров организаций малого и среднего бизнеса, а также профессиональных бухгалтеров, оказывающих услуги малым и средним предприятиям перед IFAC и другими международными организациями
Совет по между­народным стан­дартам финансо­вой отчетности государственного сектора (IPSASB) Сфера деятельности IPSASB - бухгалтерский учет, аудит, финансовая отчетность нацио­нальных, региональных и местных прави­тельств, правительственных органов. Совет разрабатывает правила, поддерживает обра­зовательные и исследовательские программы, содействует обмену информацией между бух­галтерами, которые работают в государствен­ном секторе или связаны с ним
Комитет профес­сиональных бух­галтеров в бизне­се (РАIВ) Комитет (РАIВ) разрабатывает правила, спон­сирует исследовательские программы, содей­ствует обмену информацией между странами для развития и поддержки профессионалов в финансовом и управленческом учете. Коми­тет работает над тем, чтобы их услуги были востребованы, чтобы о них знали и адекватно воспринимали во всем мире
Межнациональ­ный комитет ау­диторов (ТАС) ТАС - это исполнительный комитет Форума компаний. Членство в Форуме открыто для всех компаний, которые занимаются или хо­тят заниматься международным аудитом. Члены Форума соблюдают стандарты качест­ва Форума и сами являются предметом рас­смотрения при анализе соответствия этим стандартам. ТАС и его подкомитеты отвечают за наблюдение за процессом анализа соответ­ствия стандартам, а также возглавляют разра­ботку правил, касающихся международной аудиторской практики, которая не осуществ­ляется IFAC

 

Процесс регулирования аудиторской деятельности в разных странах имеет определенные особенности. В частности, в данное время можно выделить два подхода к созданию нормативно-правовой базы регулирования аудиторской деятельности:

- государственная законодательная инициатива и государст­венное регулирование;

- законодательная инициатива общественных профессиональ­ных организаций и регулирование совместно с государст­вом.

Вопросы, связанные с работой и профессиональной защитой ау­диторов, регулируют ФЗ №307 ОТ 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности".

Международные стандарты аудита (ISA) 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности» устанав­ливает обязанность аудитора выполнять аудиторские задания в со­ответствии с Международными стандартами аудита и руководство­ваться Кодексом этики профессиональных бухгалтеров (далее - Ко­декс), разработанным IF АС. Кодекс включает часть А, посвящен­ную общим положениям и фундаментальным принципам профес­сиональной бухгалтерской этики и применяемую всеми профессио­нальными, бухгалтерами, и части В и С, предназначенные для публично практикующих профессиональных бухгалтеров и профессио­нальных бухгалтеров в бизнесе соответственно, содержащие допол­нительные раскрытия этических вопросов для этих категорий.

В соответствии с Кодексом основной целью бухгалтерской про­фессии является деятельность специалистов на самом высоком про­фессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Для достиже­ния этой цели аудитор (публично практикующий профессиональ­ный бухгалтер) обязан придерживаться следующих фундаменталь­ных этических принципов: честности, объективности, профессио­нальной компетентности и должной тщательности, конфиденциаль­ности, профессионального поведения (доброжелательности).

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные направления деятельности Международной федерации бухгалтеров

2. Назовите советы и комитеты Международной федерации бухгалтеров. В чем заключаются их функции?

3. Каков статус международных стандартов, регулирующих прове­дение аудита, выполнение других заданий, обеспечивающих уве­ренность, и оказание сопутствующих услуг, в нашей стране?

4. Какую структуру имеет международный стандарт, выпущенный IAASB? Что такое Перспективы государственного сектора?

5. Какие подходы к созданию нормативно-правовой базы регули­рования аудиторской деятельности Вы знаете?

6. Кем решаются вопросы, связанные с работой и профессиональ­ной защитой аудиторов?

7. Кто может быть аудитором? На основании чего?

8. Какие Вам известны квалификационные атестат на терри­тории РФ?

9. Что представляет собой Реестр аудиторских фирм и аудиторов, какая информация в нем отражается?

10. Какова цель деятельности аудиторских фирм и профессии ауди­тора?

11. Назовите условия создания аудиторской фирмы.

12. Охарактеризуйте принцип профессиональной компетентности и должной тщательности.

Литература: [1, 4, 6, 7,8, 9, 10, 13, 14, 21, 22, 28, 32]

 

 

Тема 3 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА

 

3.1 Методы аудиторской проверки

3.2 Методические способы организации аудиторских проверок

3.3 Аналитические процедуры в аудите

 

Аудиторская проверка - это сложный и продолжительный про­цесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверок, не снижая при этом их качества и не уве­личивая аудиторский предпринимательский риск. Решение данной проблемы возможно лишь при условии формирования четкой мето­дики аудита.

Методика аудита должна полностью соответствовать сущности и особенностям аудита.

Методика аудита - это порядок и последовательность приме­нения методов аудита, которые дают возможность проверить фи­нансовую отчетность предприятия системно и в наиболее целесооб­разной последовательности.

Методика аудита должна обеспечить объективность, позволяю­щую осуществить глубокое изучение и анализ данных финансовой отчетности с целью установления ее достоверности.

Методика аудита дает возможность:

· определить реальное, качественное и количественное со­стояние объектов, которые отражаются в финансовой отчет­ности и исследуются аудитором в ходе ее проверки;

· выявить отклонения от базового или нормативного состоя­ния и оценить эти отклонения по критериям целесообразно­сти и законности.

Методика аудита включает в себя следующие элементы:

- методы аудиторской проверки (общенаучные, специальные, собственные методы);

- методические способы организации аудиторской проверки (сплошная, выборочная, аналитическая и комбинированная проверки);

- аналитические процедуры.

Методика аудита базируется на использовании аудитором в ходе проверки следующих методов и методических приемов:

- общенаучные методы, которые характеризуют философскую основу познания и используются в исследованиях разных наук;

- специальные методы - заимствованы из других наук и ис­пользуются аудиторами при изучении фактов хозяйственной деятельности;

- собственные методы - методические приемы и способы хо­зяйственного контроля.

Метод (от гр. methodos - исследование) - это совокупность приемов и способов исследования, определяющих подход к иссле­дуемым объектам.

Аудитор может также применять специальные методы, заимствованные из других наук, среди которых широкое распространение получили:

- социологический метод - с его помощью путем опроса, анке­тирования, наблюдения и пр. изучают практическое поведение людей с целью определения эффективности хозяйствования;

- структурно-функциональный метод - предусматривает ис­следование структуры любого явления и последующее уста­новление закономерностей функционирования данной струк­туры;

- статистический метод - позволяет аудитору определить структуру активов и пассивов субъекта хозяйствования (про­вести горизонтальный и вертикальный анализ баланса) и способствует построению выборки, а также применяется при по­строении таблиц, графиков, диаграмм и т.п. Наиболее интенсивно в процессе аудита финансовой отчетности применяются собственные методы.

Составной частью методики аудита являются аудиторские про­цедуры. Аналитические процедуры - это соответствующий порядок и последовательность действий аудитора с целью получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.

Выполнение аналитических процедур в ходе аудита означает проведение анализа соотношений и закономерностей, основанных на финансовой и нефинансовой информации о деятельности органи­зации. В рамках этого анализа аудитор изучает причины противоре­чия информации о выявленных соотношениях и закономерностях другой информации, существенных отклонений фактических пока­зателей от прогнозируемых величин. Руководство по выполнению аналитических процедур представлено в Международных стандар­тах аудита (ISA) 520 «Аналитические процедуры».

Для рациональной организации аудиторской проверки жела­тельно выделить компоненты работ, которые подлежат аудиту. Та­кие компоненты выделяют в соответствии с Планом счетов бухгал­терского учета, т.е. девяти классов и забалансовых счетов. В от­дельные разделы можно выделить учредительные и общие докумен­ты: учетную политику, бухгалтерскую отчетность, а также жела­тельно выделить «Расчеты по оплате труда». При аудиторской проверке необходимо:

выделить наиболее важные разделы бухгалтерского учета в зависимости от вида предприятия, цели проверки и основ­ных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетно­стью;

обязательно проверить все разделы бухгалтерского учета на данном предприятии, так как большинство ошибок и не за­конных действий удается обнаружить при первом ознаком­лении с предоставленными для проверки документами.

Любое подозрение относительно возможных неточностей или не­соответствия записей в информации, рассматриваемой аудитором, принуждает последнего расширить процедуры исследования, чтобы рассеять свои сомнения или подтвердить подозрение. Неточности или несоответствие информации могут возникать в результате противоза­конных действий со стороны должностных лиц.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение методики аудита.

2. Что представляют собой способы аудита? На какие группы они подразделяются?

3. Назовите методы аудиторской проверки?

4. Что подразумевают под методом аудита?.

5. Назовите документальные методические приемы проведения ау­диторской проверки.

6. Назовите органолептические методические приемы аудиторской проверки.

7. Назовите методы организации аудиторской проверки.

8. Кто проводит экспертизы?

9. Назовите основные методы аналитических процедур.

10.Что включает в себя формальная проверка?

11.Как проводятся встречные проверки?

12.Охарактеризуйте выборочную проверку.

13.Что представляет собой комбинированная проверка?

14.Что учитывает аудитор, решая вопрос об уместности проведения аналитических процедур в отношении конкретных предпосы­лок?

15.Как аудитор определяет допустимое отклонение фактических показателей от ожидаемых?

16.Какие вопросы должна охватывать методика в разных раздел аудита?

17.Что понимают под описанием альтернативных учетных решений в аудите финансовой отчетности?

18.Что представляет собой классификатор возможных нарушений?

19.Какие методы сбора аудиторских доказательств применяются в ходе аудита?

20.Приведите пример ошибки обоснованности отчетности.

21.С чем связаны ошибки в периодизации финансовой отчетности?.

22.Раскройте классификацию отклонений в финансовой отчетности.

23.Какова вероятность выявления отклонений в отчетности контролером?

24.Дайте определение мошенничества.

25.Какие условия и события увеличивают риск мошенничества и ошибки клиента?

Литература: [5, 6, 8, 9, 10, 15, 18, 20, 23, 28, 31, 32, 29]

 

 

ТЕМА 4 ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА

 

4.1 Сущность планирования и его необходимость в аудите

4.2 Стадии аудиторского процесса

4.3 Согласование условий проведения аудита

4.4 Этапы планирования

4.5 Общая стратегия аудита

 

Организация аудита - это установленный аудиторской фирмой порядок и технология выполнения договорной работы субъектами аудита при согласовании усилий и способов выполнения с целью обеспечения максимальной эффективности использования аудитор­ского труда при выполнении условий договора. Совокупность организационных, методических и технических процедур составляет аудиторский процесс. Аудиторский процесс состоит из начальной, исследовательской и завершающей стадий.

Аудит - это предпринимательская деятельность, которая осуще­ствляется на основании договора. Договор аудиторские услуги может заключаться по инициативе клиента или в результате пред­ложения своих услуг аудиторской фирмой (аудитором). Клиентами могут быть как физические, так и юридические лица, которые функционируют на территории РФ и нуждаются в аудиторских услугах.

Аудит и другие услуги аудиторских фирм могут предоставлять­ся любому хозяйствующему субъекту независимо от его организа­ционно-правовой формы и формы собственности, включая учреж­дения и их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения). Взаимоотношения между субъектами хозяйствования и аудитор­ской фирмой начинаются с обращения и преддоговорной переписки, т.е. одна сторона обращается с просьбой предоставить ей определены услуги, а другая - выражает согласие в предоставлении таких услуг или дает отказ. В РФ преддоговорная переписка не нашла широкого при­менения.

В западной практике преддоговорная переписка является тради­ционной, что закреплено ISA 210 "Условия аудиторских заданий". Этот стандарт применяется при согласовании условий проведения аудита с клиентом и в случае, когда руководство клиента обращает­ся с просьбой к аудитору изменить условия задания на условия, предполагающие более низкий уровень уверенности в достоверно­сти финансовой отчетности, чем разумная уверенность, которая требуется для выражения мнения в аудиторском заключении.

Договор на проведение аудиторской проверки является офици­альным документом, который регламентирует взаимоотношения клиент - аудитор, и в общих чертах не отличается от обычных дого­воров, которые используются в предпринимательской деятельности.

Содержание договора составляют условия договора, определен­ные соглашением его сторон, изменения или прекращения обязательств, как согласованные сторонами, так и те, что принимаются ими как обязательные условия договора согласно с законодательст­вом. Договор по общему правилу излагается в форме единого доку­мента, подписанного сторонами и заверенного печатями.

Законом РФ "Об аудиторской деятельности" определено права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов), специальные тре­бования к аудиторам и ответственным сторонам.

Планирование в аудите следует рассматривать как планирование аудиторской деятельности и планирование конкретной аудиторской проверки.

Планирование аудиторской проверки - это система мероприя­тий, направленных на эффективное и' своевременное проведение аудита.

Аудитор обязан планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Согласно ISA 300 «Планирование ау­дита финансовой отчетности» процесс планирования аудиторской проверки включает разработку и документальное оформление об­щей стратегии (общего плана) аудита и программы аудита в целях снижения аудиторского риска до приемлемого уровня.

При планировании аудитор должен предусмотреть процедуры управления и надзора за проведением аудита, а также осуществле­ние обзорной проверки результатов работы членов аудиторской ко­манды в соответствии с ISA 220 «Контроль качества работы в ауди­те исторической финансовой информации». Чём выше оценен риск существенных искажений, тем больше усилий должно быть затра­чено на эти процедуры.

Аудитор вправе обсуждать различные аспекты планирования с руководством клиента и лицами, наделенными руководящими пол­номочиями. Такое обсуждение может проводиться в рамках обяза­тельного информирования или быть инициативным, но в любом случае цель обсуждения - повышение эффективности аудита. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разра­ботку общей стратегии аудита и программы аудита.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой аудиторский процесс?

2. Какие стадии включает в себя аудиторский процесс?

3. Каков порядок согласования условий аудиторских заданий, ус­тановленный ISA 210 «Условия аудиторских заданий»?

4. Как влияет на процедуры выбора заказчика продолжительность отношений между аудитором и клиентом?

5. Как на процедуру выбора клиента влияет общее состояние эко­номики?

6. Какие положения желательно уточнить аудитору в письме-ответе при согласии на проведение аудита?

7. В каких случаях, прежде чем дать согласие на проведение ауди­та, аудитор проводит изучение клиента?

8. Назовите обязательные реквизиты договора на проведение ау­дита?

9. Какие обязанности аудитора определяются в договоре?

10. Какие обязанности заказчика определяются в договоре?

11. Как в договоре определяется ответственность сторон?

12. Какую информацию следует включать в программу аудита?

13. Что должен принимать во внимание аудитор при определении объема аудита?

14. В какой степени аудитор должен достичь понимания деятельно­сти клиента и среды, в которой она осуществляется?

15. Охарактеризуйте ISA 315 «Понимание деятельности организации и оценка риска существенных искажений».

16. Как осуществляется оценка внутреннего контроля предприятий-клиентов?

17. Что является целью планирования аудиторской проверки?

18. Назовите основные задачи планирования.

19. Назовите и характеризируйте основные этапы планирования.

20. Что включает в себя предварительное планирование аудита?

21. Раскройте структуру общей стратегии проведения аудита.

22. Какая информация должна быть отражена в общей стратегии проведения аудита?

23. Что представляет собой программа аудита?

24. Назовите типы подготовки программ аудита.

25. Какой из типов подготовки программы вы считаете наиболее эффективным для использования?

 

Литература: [6, 7, 8, 9, 12, 14, 23, 29, 32, 31]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...