Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль игры в изучении иностранного языка




Введение

 

Игра представляет собой сложный социо-культурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и методических исследований. Среди них особое место принадлежит вопросу об использовании игры в учебных целях. Об обучающей функции игры известно уже давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игровые формы работы способствуют созданию на уроке благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. Использование игры на уроках иностранного языка также не ново. И, тем не менее, несмотря на очевидную привлекательность обучающих игр, они недостаточно используются на уроках иностранного языка, не стали подлинным средством обучения, частью общей системы. Практика показывает, что игры чаще всего служат развлекательным моментом на уроке, учителя к ним прибегают скорее для того, чтобы снять утомление учащихся, используя их лишь в качестве разрядки. А вместе с тем, игра имеет и большой обучающий потенциал. Это и побуждает нас еще раз заострить внимание на некоторых аспектах данной проблемы.

 


 

Роль игры в изучении иностранного языка

 

Истоки возникновения игры уходят корнями в древность. Например, современные шашки и шахматы, по данным отечественных и зарубежных археологов, имеют 5000-летний возраст, а игральные кости (ромбы, кубики, шарики) около семи тысяч лет. Но что такое игра? С философской точки зрения - «это термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемый обычно унитарно-практической деятельности и характеризуется переживанием удовольствия от самой деятельности». А психология определяет игру как форму деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Сфера игровой деятельности охватывает огромные пространства идеального, материального и духовного мира. Но до ХХ века в литературе не было специального исследования по теории игры. Только в 20-30 годы появились первые работы по данной теме. Но все осложняет я тем, что число видов игр едва обозримо. Так, в наиболее разработанной теоретической классификации игр, предложенной В.Г. Семеновым, выделены 14 оснований, число подвидов игр достигает 314 = 4782969. Но чаще всего игры подразделяются на подвижные, азартные, настольные, компьютерные, обучающие, деловые. Игры существуют в различных формах: индивидуальная, одиночная, парная, групповая, коллективная, массовая. Но любая игра подчиняется универсальным законам диалектики, а именно - фундаментальному развитию - закону единства и борьбы противоположностей. В каждой игре наблюдается единство и борьба людей, действие и противостояние, что является причиной всех изменение и событий в игре, что в свою очередь, приводит и отрицанию старого опыта деятельности и необходимости приобретения нового. Исходя из этого, П.И. Пидкасистый и Ж.Х. Хайдаров выделили следующие закономерности положения всех игр:

· закон свободной коммуникации означает единый и понятный всем игрокам язык, жест, символ и знак игры, единую систему координат исчисления и фиксации результатов игры;

· закон единства цели выражает единое стремление всех игроков к достижению наибольшего конечного результата игры;

· закон постоянного действия выражается в необходимости, последовательности и очередности игровых действий;

· закон материального равенства проявляется в том, что все игроки в исходный момент игры имеют эквивалентные материальные возможности в предметах и средствах игры;

· закон цикличности означает непременный возврат игроков и предметов игры к исходному состоянию после фиксации арбитром полученного результата в момент достижения цели игры;

· закон органической свободы действий проявляется в том, что во всех играх за нарушение правил, условий, механизма игры арбитр обязан применить суровые санкции, дисциплинарные наказания и штрафы к любому игроку, вплоть до прекращения игры и аннулирования результатов;

· закон автооценки действий означает, что достигнутые игроком или командой результаты являются объективной и достоверной оценкой уровня и качества подготовки к игре. Результаты продолжительной игровой деятельности являются количественными и качественными характеристиками личности игрока и уровня развития команды.

Хотелось бы отметить, что игра, как и любой вид деятельности, строится на принципах. И список таких принципов игры широк:

· активность игрока;

· открытость и доступность игры;

· динамичность игры;

· наглядность и виртуальность игры;

· занимательность и эмоциональность, разыгрывание и исполнение ролей;

· индивидуальность игры;

· коллективность игры;

· целеустремленность игрока;

· самодеятельность и самостоятельность в игре;

· состязательность и соревнование;

· результативность и повторяемость игры;

· необходимость и случайность;

· спонтанность игры;

· проблемность;

· обратная связь (информация) игры;

· подчинением правилам.

Эти принципы характерны и для обучающих игр. Но что же отличает обучающие игры от других видов игр?

Прежде всего, обучающая игра характеризуется содержательной основой.

Во-вторых, в обучающих играх игроки достигают заранее намеченный результат, а не практический как, например, в игровой деятельности. Заметим, что именно игровая деятельность является наиболее близкой детям, так как это любимое занятие детей, и она рассматривается многими психологами и педагогами как одна из форм организации детской жизни. В игровой деятельности формируется мотивационная сфера ребенка, сознательное желание учиться. В условиях этой деятельности значительно повышается острота зрения; происходит более глубокое запоминание нового материала, психологическая готовность детей к речевому общению.

Игра имеет много преимуществ, и она должна использоваться на уроках, особенно на уроках иностранного языка.

1.1 Классификация игр

 

Видное место в классификации игр, используемых на уроках иностранного языка, занимают труды М.Ф. Стронина. Он считает, что игры можно подразделить на 2 группы: подготовительные и творческие. Подготовительные игры включают грамматические, лексические, фонетические и орфографические. Они способствуют формированию речевых навыков. Эти игры могут проводится в виде индивидуального или командного соревнования. Подготовительные игры не носят чисто грамматический или лексический характер. Все они между собой связаны. Творческие игры способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений.

Подготовительные игры

Грамматические игры

Говоря о важности различных подготовительных игр, следует сказать, что грамматические игры должны занимать ведущее место, так как овладение грамматическим материалом создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Тренировка в употреблении грамматических структур, требующая многократного повторения утомляет своим однообразием, поэтому грамматические игры делают эту работу интересной и увлекательной.

Данные игры преследуют цели:

· научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

· создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

· развить речевую творческую активность учащихся.

Игры включают наиболее важный грамматический материал - глаголы - be, have, may, can, must; конструкцию - there is / there are; временные глагольные формы группы Indefinite, Continuous, Perfect; сослагательное наклонение; косвенную речь.

Лексические игры

Конечно, эти игры не носят чисто грамматический характер. Грамматические игры вполне могут быть лексическими и наоборот. Лексические игры продолжают строить фундамент речи.

В реальной жизни мы никогда не произносим слова просто так, употребление слова всегда обусловлено мотивом и целью. Поэтому при организации лексических игр учитель должен думать как о мотивации ознакомления, так и о мотивах каждого задания и упражнения при организации тренировки и применении. На начальном этапе учащиеся должны осознать, что слова, которые они будут произносить и изучать, им нужны.

Данные игры преследуют цели:

· тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

· активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

· развивать речевую активность учащихся;

· познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Фонетические игры

Безусловно, важно учить детей использовать различные грамматические формы и лексический материал в своей речи на уроках иностранного языка. Но не менее важно научить детей правильному произношению. Эту задачу необходимо решать на начальном этапе обучения, так как от этого зависит успех дальнейшего обучения иностранному языку. Большую помощь в решении этой задачи оказывают фонетические игры. Они предназначены для корректировки произношения в ходе формирования речевых навыков и умений.

Фонетические игры-упражнения преследуют цели:

· тренировать учащихся в произношении английских звуков;

· научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения;

· разучить стихотворения с целью их воспроизведения по ролям.

Данная серия игр основана на театрализации специально подобранных детских стихотворений. В этих играх особенно велика роль учителя, его собственная свобода движения, фантазия, увлеченность должны заразить учащихся. Он должен первым уметь сыграть ту или иную сценку.

Эти игры можно проводить по командам, определяя, чья команда лучше прочитает стихи и изобразит тот или иной персонаж.

Орфографические игры

Знание иностранного языка не будет полным без знания графической системы языка и умения грамотно писать на неродном языке. В решении этой задачи можно успешно использовать орфографические игры, которые имеют своей целью освоить правописание изученной лексики.

Цель данных игр - упражнение в написании английских слов. Многие игры рассчитаны на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

Творческие игры

Творческие игры способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений.

Аудитивные игры

Данные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:

· научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

· научить учащихся выделять главное в потоке информации;

· научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;

· развить слуховую память учащихся;

· развить слуховую реакцию.

Ряд аудитивных игр целесообразно проводить с помощью магнитофона. При этом неплохо, если запись текста для игры осуществит не сам учитель, а, скажем, его коллега. Это создает дополнительные трудности восприятия речи на слух, но вместе с тем повышает эффективность тренировки. Важно только, чтобы и магнитофонная запись и речь учителя звучали в естественном темпе и предъявлялись однократно. В противном случае эти игры потеряют всякий смысл.

Речевые игры

Данные игры способствуют осуществлению следующих задач:

· научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;

· научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;

· обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Ролевая игра

В большом многообразии обучающих игр особое место занимает ролевая игра. Она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы: расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению, способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центе внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения, актуализируя как вербальные, так и невербальные средства общения. Тем самым ролевая игра способствует реализации общего методического принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей создает условия реального общения. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником, т.е. выполняет коммуникативную функцию. В ролевой игре школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д. Игра дает возможность робким неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

Исходя из вышеизложенного, ролевая игра приобретает особое значение в обучении и может выступать как средство формирования иноязычной диалогической речи школьников.

В структуре ролевой игры выделяют такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник).

Подбор ролей для обучения речи должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, положительные качества личности.

Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реально действительности, и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т.е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различия естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций, которые создаются искусственно. Что касается полноценного состава учебно-речевых ситуаций, то наиболее полное и развернутое описание речевых ситуаций, учитывающее как обстоятельства, так и описания представлено в статье М.В. Ляховицкого и Е.И. Вишневского. Авторы выделяют следующие компоненты ситуации:

) субъект;

) объект - предмет разговора;

) отношение субъекта к предмету разговора;

) условия речевого акта.

По мере развития диалогических умений школьников степени развернутости каждого из компонентов учебно-речевых ситуаций может уменьшаться. Выделяют 3 уровня развернутости учебно-речевых ситуаций:

) самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты учебно-речевой ситуации;

) промежуточный, когда условия речевого акта (обстановка компонентность партнеров в решении задач и некоторые другие) домысливаются самими учащимися;

) минимальный, где указывается только отношение субъекта к предмету разговора. Соответственно выделенным уровнем развернутости учебно-речевых ситуаций применяется и степень самостоятельности в игре.

Итак, учебно-речевая ситуация является конструктивной основой речевой игры. Моделируя общение учебно-речевая ситуация как важнейший компонент в составе ролевой игры ставит учеников в «предлагаемые обстоятельства», выполняя функцию стимула речевой активности, побуждает школьников к общению, т.е. «запускает» механизм ролевой игры.

Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Роевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевой игры и составляют основную, далее не разложенную единицу развитой формы игры. Они включают вербальные действия, использование бутафории.

О.А. Колесникова выдвигает следующие требования к ролевым играм.

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержание, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.

4. Она непременно проводится в доброжелательной форме, творческой атмосфере, вызывает у школьников удовлетворение и радость. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем интенсивнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнить разные роли.

5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном, речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковый материал.

6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру. В ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.

7. Умение учителя установить контакт с ребятами.

По мнению М.В. Кларина ролевая игра состоит из четырех этапов:

I. Ориентация

Учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику игры и правил, обзор общего хода игры.

II. Подготовка к проведению

Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах и т.д. После распределения ролей может проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.. Проведение игры как таковой

Учитель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий, разъясняет неясности и т.д.. Обсуждение игры

Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор - характеристика «событий игры» и их восприятия участниками, возникших по ходу дела трудностей; побуждает также действия детей к анализу проведенной игры. Особое внимание при этом нередко уделяет установлению связи содержания игры в содержанием учебного курса. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры с бор предложений по внесению в нее поправок, изменений.

Роль учителя в процессе подготовки и проведения игры постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем. Таким, образом, активная деятельность учителя сменяется на активную деятельность учащихся. Тем самым повышается роль учителя как организатора, он управляет активной и сознательной деятельностью школьников по усвоению учебного материала.

В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные ошибки. Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Отрицательная оценка деятельности ее участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов, и лишь затем перейти к недостаткам.

 

1.2 Конкурс-Игра

 

В программу таких конкурсов входят игры, хороводы, выполнение действий под рифмовку, спортивные состязания с командами на изучаемом языке и т.д. Например, все участвующие в конкурсе-эстафете делятся на две команды. Ведущий чертит мелом на полу 5-7 (по числу заданий конкурса) параллельных полос для каждой команды. Команды выстраиваются в две шеренги у крайних полос. По сигналу ведущего крайние члены команд поочередно бегут к доске и выполняют различные задания: вставляют пропущенные буквы в словах, составляют слова, используя карточки разрезной азбуки, составляют предложения из написанных на карточках слов, устраняют ошибки в написании слов и предложений, изменяют утвердительные предложения на вопросительные и выполняют другие задания на трансформацию предложений. Выполнив одно задание, каждый ученик быстро возвращается в шеренгу, а его место доски занимает следующий член команды. Эстафетной палочкой служит мел. Если задание выполнено верно, то вся команда продвигает вперед на одну черту. Побеждает команда, быстрее переместившаяся за финишную черту.

Заданиями конкурса могут быть: составление предложений по картинкам, обмен команд вопросами по определенной теме, выполнение домашних заданий и т.д. Желательно, чтобы и задания, и атрибутика воспринимались с юмором. Этого можно достичь за счет использования веселых диафильмов и картинок, шуточных детских песенок, игрушек, кукол, мяча, скакалки, эстафетной палочки, соответствующих декораций, костюмов, оформления помещения и т.д. так, например, после изучения количественных и порядковых числительных проводится конкурс «звездочетов» и «компьютеров». Члены команды «звездочетов», усыпанные звездами, на головах у них колпаки или чалмы средневековых восточных оракулов. Члены команды «компьютеров» - сама современность: на груди у каждого прикреплены картонные изображения различных элементов электронно-счетных машин, в руках макеты мини-компьютеров. Поведение на сцене соответствует выбранной роли: «звездочеты» поднимают руки к небу, советуются, щиплют «бороды»; «компьютеры» - серьезны, сосредоточены, постоянно обращаются за помощью к своим «машинам». Команды обмениваются приветствиями, проводят разминку с использованием стихов и рифмовку, в которых употреблены числительные, и конкурс начинается. Команды рассчитываются по порядку с начала до конца, считают «звезды в небе», прикрепленные к магнитной доске, мосты над Темзой, людей в Гайдпарке, котов на крышах, воробьев на проводах лягушат в пруду и т.д. С помощью специально подготовленных карточек и красочно оформленных таблиц выполняют различные арифметические действия. Когда тема «Счет» исчерпана, проводится конкурс на тему «Цвет». На сцену выходят игроки - веселые краски. На груди у каждого члена команды прикреплены разноцветные круглые или квадратные жетоны или фигурки собак и котов. У каждого члена одной команды эмблемы окрашены в свой цвет. Они представляют друг друга: «Белый кот», «Черная собака», демонстрируют различные игрушки и картинки и просят назвать их цвет, исправить предложения, в которых цвет предмета назван неверно, отгадывают, какой предмет загадали их соперники, задавая им общие вопросы: «Он - красный? Зеленый?». И так далее.

Учитывая то обстоятельство, что конкурс-игра проводится наиболее часто на начальном этапе изучения иностранного языка, когда объем знаний, умений и навыков учащихся невелик, целесообразно организовывать его сразу же после изучения нового материала или его повторения. Так, например, на уроке учащиеся ознакомились с несколькими предлогами изучаемого языка. На занятии кружка проводится конкурс, включающий такие задания как:

) ведущий перемещает на магнитной доске фигурки. Участники должны быстро сказать, где они находятся, употребляя соответствующие предлоги;

) заполнить на карточках пропуска, употребив изученные предлоги;

) подготовить серию юмористических картинок на употребление предлогов и попросить своих соперников прокомментировать их;

) найти на таблицах «сбежавшие» предлоги и вернуть их на свои места и т.д.

Для учащихся 8-9-х классов проводятся конкурсы, в которых широко используются ролевые игры: конкурс на лучшего гида по столице страны изучаемого языка, на лучшего журналиста (кто больше задаст вопросов, кто лучше напишет заметку, кто лучше сможет провести встречу и т.д.), на самого любознательного туриста (беседы с гидом, с жителями страны изучаемого языка, обобщение впечатлений, сравнение со своей страной и т.д.) Популярен на этом этапе такой вид конкурса, как конкурс-защита любимого времени года, любимого вида спорта, выбранной профессии и т.д. Программой конкурса защиты предусмотрены подготовка развернутого сообщения, исполнение песен и стихов, демонстрация фотоматериалов и диафильмов по теме.

 

1.3 Использование компьютеров в обучении иностранному языку

 

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку как средству международного общения. Он уже признана языком профессионального общения в разных сферах деятельности; а появление компьютеров поставило использование английского языка в особое положение по сравнению с другими языками. В настоящее время ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у детей с изучение английского языка. И наша самая главная задача состоит в том, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым.

Работа в дисплейном поле класса позволяет учителям наглядно убедиться в том, что с помощью различных учебных программ можно существенно изменить способы управления учебной деятельностью, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществлять индивидуальность обучения, а все это способствует повышению качества обучения.

Компьютерные игры

1. Делаем покупки

Обучаемые имеют список товаров, которые они хотят купить. Они должны найти соответствующий магазин, войти и купить товары. Если в магазине нет нужных товаров, им нужно сесть в автобус и ехать в супермаркет. Обучаемые должны печатать на экране полные ответы на иностранном языке. В игре используется простой графический дисплей для изображения сети магазинов.

2. Лондонское приключение

Увлекательная игра, в которой используется карта Лондона. Играющий путешествует по Лондону и в конце путешествия должен добраться до аэропорта Хитроу, сделав определенные покупки. Игра рассчитана на обычный урок и стимулирует употребление иностранного языка в разнообразных ситуациях.

3. Поймай слово

На экране проплывает стая рыб - слов, и рыбак должен вылавливать их и выстраивать в нужном порядке. Рабочий язык программы - иностранный. Разрешены всевозможные комбинации слов, которые появляются на экране после каждой успешной попытки.

. Пожар в гостинице

Играющие должны оказаться в горящей гостинице и найти правильный выход. При этом нужно проходить через определенные комнаты, давать указания и собирать ценные вещи (печатая все это на иностранном языке). У преподавателя имеется план оптимальной эвакуации.

 

1.4 Коммуникативные игры в обучении иностранному языку

 

Приемы коммуникативной методики используются, как правило, в коммуникативных играх, в процессе которых обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр - организация коммуникативной задачи или проблемы.

Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковый материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместно речевой деятельности, деятельностная - моделирует способ совместной деятельности речевых партнеров.

Данный прием предполагает распределение определенных предметов или явлений в порядке значимости/важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и общающиеся объясняют или обосновывают свой выбор, работая в парах или группах.

Возможны следующие варианты проведения игры:

· обучающийся работает самостоятельно, записывая свое решение проблемы. Затем эти решения обсуждаются в парах, небольших группах или целой группой;

· обучающиеся в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должны будут представить и обосновать в итоговой общей дискуссии:

· все обучающиеся, варианты ответов которых совпали, собираются в группы, чтобы дать как можно больше аргументов в защиту своего варианта ранжирования.

Обучаемым предлагается 5-6 тематически связанных существительных и 4-5 прилагательных, которые передают возможные их качества. Например, к существительным по теме «Пища» подбираются прилагательные «сладкий», «питательный», «дешевый» и т.д. Лексический материал представляется в виде таблицы и предъявляется учащимся:

 

Food

  cheap tasty healthy fattening essential to life
macaroni          
water          
yoghurt          
curry          
arsenic          

 

  strong rare intelligent beautiful dangerous
lions          
snakes          
dogs          
elephants          
spiders          

 


 

Hobbies

  healthy tiring productive enjoyable
watching TV        
swimming        
reading        
sleeping        
sightseeing        

 

В соответствии с указанными критериями обучающиеся ранжируют данные предметы или действия, а затем в группах обсуждают свои варианты. Например, если они считают, что от макаронов полнеют больше всего, они ставят цифру 1 в колонке «macaroni». Затем выбирают продукт, от которого меньше всего полнеют, и ставят напротив него цифру 2 и т.д., пока не заполнят все колонки таблицы.

 

Reaching a consensusare going on 2 weeks to New York and you have to decide what 10 objects to take with you. You will have to reach a consensus wish your groupmates on these objects.

 

В этом случае сначала все обучающиеся записывают наименования 10 предметов, которые они хотели бы взять с собой. Затем в парах согласуют перечень необходимых вещей. После этого список уточняется в четверках, двух подгруппах и, наконец, вся группа приходит к единому мнению, принимая общий список вещей, которые целесообразно взять в поездку.

Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся

Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить/уточнить неизвестные им факты) события. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним. В первом случае один из речевых партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника общения и состоит в получении недостающей информации, чтобы успешно завершить выполнение полученного задания. Во втором случае речевое взаимодействие обучающихся заключается в том, что оба участника игры имеют частичную (неполную) информацию, которую они должны объединить для решения общей проблемы.

Обучающиеся распределяются по парам. Одному из собеседников дается карточка А, а второму В, которые они не должны показывать друг другу.

 

Store inventory: apples 15 kilos bananas   Store inventory: apples bananas 5 kilos

 

pears cheese sugar coffee oranges butter 10 kilos 36 kilos 15 kilos pears cheese sugar coffee oranges butter  3 kilos 12 kilos 4 kilos

 

Обучающиеся должны задать друг другу вопросы, используя «How much/How many», и записать в сои карточки недостающую информацию. Игра завершается, когда оба собеседника полностью заполнили свои карточки и сверили достоверность полученной информации.

мыслительный иностранный обучающий игра


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...