Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование разнообразных интерактивных технологий, как средство повышения эффективности на уроках информатики




 

У каждого преподавателя свой стиль работы. Кто-то привык работать у доски, кто-то предпочитает объяснять материал, сидя за своим рабочим столом или стоя у кафедры, кому-то проще и привычней свободно перемещаться по аудитории. [6]

Но, как бы то ни было, многие преподаватели информатики сталкиваются с необходимостью демонстрации визуальных материалов.

Применение интерактивных технологий позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные технологии.

Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Информационная технология - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Как известно в среднешкольном образовании существует множество методов обучения и технологий, разных типов уроков, которые преследуют одну единственную цель - усвоение знаний учащимися. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

Особенностями пассивной модели является активность обучающей среды. Это значит, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, или из электронного учебника за компьютером, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий.

Активные методы и технологии предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно, использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. [31]

Классификационные параметры

·         Философская основа: гуманистическая, природосообразная.

·         Методологический подход: коммуникативный.

·         Ведущие факторы развития: социогенные.

·         Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.

·         Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.

·         Преобладающие методы: диалогические.

·         Организационные формы: любые.

·         Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.

Целевые ориентации [19]

·         Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.

·         Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.

·         Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

·         Индивидуализация педагогического взаимодействия.

·         Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.

·         Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.

Концептуальные позиции

·         Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

·         Интерактивное общение способствует умственному развитию.

·         При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями.

·         Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

·         Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

·         Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

·         Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Особенности организации

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания.

В интерактивных моделях обучения задача учителя - создать условия для инициативы учащихся. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько по-буждает учащихся к самостоятельному поиску.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. [18]

Интерактивные технологии и методы

Вот некоторые интерактивные технологии и методы, которые мы внедряем в интерактивную модель обучения в рамках урока:

работа в малых группах - в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”;

метод карусели;

лекции с проблемным изложением;

эвристическая беседа;

уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

конференции;

деловые игры;

использование средств мультимедиа;

технология полноценного сотрудничества;

технология моделирования, или метод проектов (больше внеурочная деятельность); [24]

Итак, проведение уроков с использованием интерактивных технологий предполагает наличие

Интерактивной доски

·         Проектора

·         Компьютеров

·         Интерактивной указки

·         Программного обеспечения

·         Локальной сети в классе

·         Наличие Internet

Использование такого комплекса позволяет заменить традиционные наглядные пособия на уроках мультимедийными: презентациями, флипчатами, электронными учебниками, пакетами электронных заданий, компьютерными тестами.

Следующая сфера применения интерактивных технологий в образовании - дистанционное обучение. Мы используем обмен данными через Internet: проверка домашних заданий, обмен данными во время выполнения проектов.

Учитель - это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий - создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Для этого в арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока. [12]

Можно выделить следующие критерии оценки эффективности и качества урока:

·         усвоение учащимися определенных знаний;

·         развитие общеучебных умений и навыков;

·         включенность учащихся в учебную деятельность;

·         развитие у учащихся познавательных процессов;

·         развитие рефлексии и оценочной деятельности;

·         связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;

·         индивидуализация и дифференциация заданий;

·         степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;

·         позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);

·         характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);

·         уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.

Причины снижения эффективности и качества урока следующие:

·         разный темп работы учащихся;

·         разный уровень умственного развития учащихся;

·         разный темп умственной работоспособности учащихся;

·         пассивная позиция части школьников в учебном процессе;

·         перегруженность содержания учебного материала;

·         дисциплина и поведение учащихся на уроке;

·         конфликт между педагогом и учащимися;

·         плохое понимание прочитанного учебного материала (языковой барьер):

·         низкая скорость чтения;

·         появление или возрастание ошибок к концу работы;

·         недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.

Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин. [15]

Нетрадиционные формы проведения уроков информатики могут быть эффективным инструментом повышения интереса учащихся к предмету. Очевидно, что знания и умения, полученные на уроках информатики, не должны быть "вещью в себе", и чем раньше учащиеся увидят, какую практическую пользу могут принести уроки информатики, тем лучше. Поэтому весьма полезным является проведение интегрированных и нетрадиционных уроков, на которых компьютер выступает как инструмент, а не как средство изучения. [49]

 


Заключение

 

Анализ педагогической, методической, и специальной литературы позволил сделать следующие выводы:

Чтобы идти в ногу со временем, учитель должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, Роwer Point и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Мультимедийные программы помогут учителю сделать свои уроки насыщенными, яркими, запоминающимися. Урок с использованием интерактивной доски, становиться наиболее увлекательным для учеников и более простым для преподавателя.

Нами были получены следующие теоретические результаты:

) В настоящее время одна из основных задач образования - это вхождение в современное информационное общество. Одновременно происходит информатизация образования - внедрение новых информационных технологий: на уроках используются компьютерные обучающие программы, создаются компьютерные презентации силами учителей и учеников, проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимого материала в Интернете. Государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования. Компьютеры имеются в достаточном количестве не только в кабинетах информатики, но и кабинетах других предметов. Основная цель информатизации образовательного пространства - повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.

)Компьютерная революция, свершившаяся на наших глазах в течение последних десятилетий, естественно затронула и систему народного образования. Компьютер в этой системе занял уникальное положение. Во-первых, он сам стал объектом изучения, а с другой стороны - явился удобным техническим средством обеспечения учебного процесса. Работу с компьютером и различными компьютерными программами изучают в школах и других учебных заведениях. Многие учащиеся используют компьютеры как вспомогательное средство при подготовке домашних заданий, сообщений, рефератов и других работ.

)Компьютерная техника очень хорошо подходит для активизации учащихся на занятиях по любому предмету. Преподаватели самых различных дисциплин все шире и шире используют компьютеры в своей повседневной практике. Это и подготовка карточек, методических раздаточных материалов, использование средств ИКТ в качестве наглядности при объяснении нового материала, а так же различные способы закрепления и проверки усвоенных знаний.

 


Список литературы

 

1. Беляева И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе [Т // ИНФО, 2007.- № 4.

. Бешенков С.А., Гейн А.Г., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии [Учеб. Пособие для математических факультетов педвузов / Урал. Гос. Пед. Ун-т Екатеринбург, 2003..

. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики Учеб. пособие. - Мн.: Высш. шк., 2004.

. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // ИНФО, 2006.-№ 1.

. Громов Г.Р., Агапова О.И., Шолохович В.Ф. Компьютерные технологии обучения / Г.Р. Громов. - М: Просвещение,

. Гриценко В.И. Сущность информационных технологий / В.И. Гриценко. - М: Просвещение, 2006.- 354c.

. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности / М.А. Данилов. - Казань, 2005.

. Дринь Б.М. Подготовка будущих учителей к преподаванию профильного курса информатики в средней школе: // Дисс. канд. пед. наук. - 2003.

. Ершова Ф.П., Роберт И.В. Дидактические проблемы компьютеризации - М: Просвещение, 2005.

. Курашов, И.В. Познавательная самостоятельность учащихся в процессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем / И.В. Курашов // Об условиях развития познавательной самостоятельности активности учащихся на уроке / Под ред. М.А. Данилова. - Казань: Таткнигиздат, 2003.

. Кривошеев О.А. Информационные технологии / О.А. Кривошеев. - М: Просвещение, 2006.

. Клейман Г. Возможности использования информационных технологий: / Г. Клейман. - М: Просвещение, 2006..

. Кузнецов А.А. Проблемы компьютеризации: / А.А. Кузнецов. - М: Просвещение, 2005.

. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК: / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей; Юрайт, 2004.

. Мануйлов В.Г. Основы информационных технологий (Программа прикладного курса для VI-IX классов с экономической подготовкой)// ИНФО, 2005. - № 3.

. Марков С.А. Информатика как базовая наука образования: // ИНФО, 2008. - № 6..

. Машбиц Е.И., Гершунский Б.С., Талызина Н.Ф. Методические проблемы компьютеризации / Е.И. Машбиц. - М: Просвещение, 2005.

.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004

. Наумчик В. Н. Педагогический словарь [Электронный ресурс]/ В. Н. Наумчик, М. А. Праздников. - М.: Вече, 2006

. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для 10-11 кл. сред, шк.: / А.Г.Гейн, В.Г.Житомирский, Е.В.Линецкий и др. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2003.

. Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: монография / О. В. Петунин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.

. Пейперт С. Основы использования информационных технологий / С. Пейперт. - М: Просвещение, 2006

. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. - М.: Юрайт, 2007.

. Рубцова В.В., Тихомиров В.В. Психологические проблемы компьютеризации / В.В. Рубцова. - М: Просвещение, 2005.

. Самостоятельность. - В кн.: Психологический словарь: - Магадан, 1996.

. Сластёнин В.А. Общая педагогика. Ч. 2: / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Владос, 2003.

. Сергеева Т.А. Компьютерные технологии / Т.А. Сергеева. - М: Просвещение, 2006.

. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 2004

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 2004г.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся. М., Знание, 2003г.

Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Педагогическая психология. - М., 2008

. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. /- М.: Бином, 2006. -

. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям /- М.: Бином, 2002..

. Фалина И.Н., Мохова М.Н. Использование методов активного обучения на уроках информатики //Первое сентября. Информатика. 2006.

. Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении М.,2004

. Фридман Л.Н. Педагогический опыт глазами психолога. М., Просвещение, 2007

. Хантер Б. Рекомендации по использованию информационных технологий / Б. Хантер. - М: Просвещение, 2006.

. Тройнев В.А., Мкртчян С.С, Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. (Обобщение отечественной и зарубежной практики). - М.: Изд. ИТК "Дашков и К", 2007.

. Филлипов В.-М., Агранович Б.Л., Арсеньев Д.Г. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. - М.: Логос,2006.

. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике М., Просвещение2009.

. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., Педагогика 2009

.Шаталов В.Ф. Педагогическая проза М., Просвещение 2000

.Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., Педагогика 2007

. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., Педагогика 2009

. Щетинин М.П. Объять необъятное. М., Педагогика, 2006

. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2005

. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М., 1986г.

Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. - М., 2004

Ясвин В.А. Образовательная среда [Текст]: / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001.

. Шпаковская Л.М. Политика высшего образования в Европе и России. - М.: НОРМА, 2007.

. Шамова Т.И. Активизация учения школьников М., 2000

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...