Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в совместной детско-взрослой (партнерской) деятельности




 

Традиционная методика обучения и воспитания детей грамматически правильной и связной речи не вызывает особого интереса у дошкольников, да и составленные ими в процессе деятельности рассказы, истории в основном однообразны, повторяются, нередко являются вариантами рассказа самого воспитателя. Такая методика не ведет к развитию у ребенка самостоятельности при создании рассказа. С этим сложно не согласиться, т.к. практика убеждает нас в этом [8 с. 3-4]. К тому же времени на это обучение в детском саду выделяется немного, ребенок просто не успевает усвоить и понять, по каким же правилам строится рассказ, а от монотонности подобных традиционных занятий он быстро утомляется и теряет всяческий интерес к предоставляемой ему информации. Поэтому, проанализировав научнотеоретическую литературу по проблеме развития речи у дошкольников, я решила использовать в своей практике более совершенные подходы и формы при непосредственно-образовательной и свободной деятельности детей.

Мною был разработан план работы (Приложение 2). Этот вариант планирования был составлен на основе содержания деятельности, определенного разными комплексными программами.

Формой организации совместной (партнерской) деятельности взрослого и детей я выбрала «творческую мастерскую».

Перед каждым запланированным мероприятием ставится одна цель - это составление детьми связного творческого рассказа по сюжетной картине / композиции, созданной самими дошкольниками и создание комиксов по результатам как речевого, так и творческого продукта. Основная дидактическая задача - усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине / композиции, а не обучение составлению конкретного рассказа. Кроме этого ставились и другие задачи:

развивать творческие способности детей и их познавательную активность посредством изобразительной деятельности; о учить техническим приемам и способам изображения в разных видах изодеятельности; о воспитывать культуру деятельности, о формировать навыки сотрудничества;

способствовать развитию связной и грамматически правильной речи. Для того, чтобы прийти к намеченной цели необходимо провести долгую и плодотворную работу, которая потребует немало усилий и от детей и от самого педагога. Только тщательно продуманная педагогом организация деятельности сможет принести «хорошие плоды», успешные результаты. Особое внимание нужно уделить планированию подготовительной работы. Ее значение велико: чем лучше будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении самого рассказа, тем лучше и оригинальнее получатся тексты. Когда ребенок занимается продуктивной деятельностью, то есть изготавливает какую-либо пластилиновую фигурку или складывает ее из бумаги, то каждое его действие сопровождается словом (потешка, стихотворные строки, просто обсуждение и описание самой фигурки животного или предмета и т.д.), а в режимных моментах уже со всей группой проводятся беседы по теме (например, в утренние часы, перед завтраком, на прогулке и т.д.).

В ходе самой деятельности можно выделить несколько этапов.

В начале первого этапа была проведена беседа с детьми о кошках и мышках. Дети делились впечатлениями из собственных наблюдений за этими животными, рассказывали необычайные истории о том, как их кошка Мурка ловила мышей на даче или как кот Васька долго дружил с домашней мышкой по кличке Чудик и ни разу ее не обидел. Интересно детям было послушать и рассказы воспитателя из личного опыта. После бурных обсуждений детям было предложено отразить это все в лепке, т.е. сделать сюжетную композицию на тему «Встреча кота и мышки». Дети охотно согласились, и я предложила им сначала нарисовать рисунок, а если они затрудняются, то нарисовать его дома вместе с родителями, придумать к нему историю или сочинить стихотворение (второй этап). Дети очень эмоционально на это отреагировали, и на следующий день каждый из них принес уже готовый продукт своей деятельности. Что самое интересное, родители очень ответственно к этому подошли и помогли своему ребенку осуществить задуманное.

На третьем этапе дети «защищали» свои рисунки. Они оценивались детьми, затем выбиралась лучшая работа. Именно по ней и решили делать пластилиновую сюжетную композицию.

Четвертый этап. Чтобы иметь полное представление о том, что мы хотим сделать, нами была нарисована схема из кружочков определенной цветовой гаммы. Каждый из них обозначал какой-либо предмет. Если кружочек был красный, то мы использовали красный пластилин и т.д.

И вот мы начали реализацию своего замысла (пятый этап). Никогда не думала, что детям это так понравится. Здесь нам очень помогла книга Рони Орен «Секреты пластилина», где последовательно описано как лепить мышку, кошку. Скажу честно, до этой минуты я боялась, что все «провалится» и дети не справятся с заданием и потеряют интерес. Но, к моему удивлению (как это ни странно звучит) дети легко усвоили эту технику и лепили желаемые фигурки и предметы с превеликим удовольствием.

Во избежание трудностей при составлении творческих рассказов на итоговом мероприятии я проводила подготовительную работу с детьми на протяжении всей их творческой деятельности: рассматривание, беседа, чтение художественной литературы, словарная работа, игры и упражнения по развитию связной и грамматически правильной речи.

На последнем шестом этапе работы я провела интегрированное занятие, на котором ребята составляли творческие рассказы по созданной ими пластилиновой композиции и принимали участие в создании комиксов.

Таким образом, каждый этап подготовительной работы по-своему значим:

заинтересовать ребенка предлагаемой деятельностью,

осуществить взаимосвязь между ребенком и родителем,

поспособствовать умению составлять оригинальные творческие рассказы без помощи взрослого,

сотрудничать со сверстниками при достижении общей цели.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...