Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мифы и легенды о музыкальных инструментах




 

С незапамятных времен человека сопровождают музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты: от тетивы лука до скрипки Страдивари, от "музыкальных" камней палеолита до современных синтезаторов. В древности музыкальное искусство глубоко почиталось. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения. В Древней Греции богов, как правило, изображали с музыкальными инструментами в руках. Волшебная сила музыки воспевалась в преданиях и мифах: вспомним хотя бы древнегреческого певца Орфея, который своим пением и игрой на кифаре сумел покорить не только диких зверей, но и обитателей подземного царства Аид; В Древней Руси родилась былина о новгородском певце-гусляре Садко, искусству которого подчинялась даже морская стихия. В Древней Руси музыку считали больше чем искусство. В старинной Российской "Книге о семи свободных мудростях" музыка входит в число наук, среди которых диалектика, грамматика, риторика и арифметика, геометрия и астрономия. Неизвестный автор пишет: "Внимательно смотрите, откройте уши, стремитесь духом, ибо когда я возглашу, пробудятся умы. Кроме трех (имеется в виду грамматика, диалектика и риторика) есть четвертая мудрость, всем необходимая, называемая музыкой; она наполнена весельем, украшена радостями, всегда во всем истинная и любезная, восхваляемая устами живущих на земле… Обладает же моя стихия, называемая музыкальной, всей красотой голоса, протяженностью слова и свойственной этой стихии дивной прелестью". Читая эти строчки из трактата XVII века, начинаешь понимать, какую важную роль играла "четвертая мудрость" в культуре Древней Руси. И еще. Древнерусская художественная культура поражает нерасторжимым единением своих сфер - архитектуры, литературы, живописи и музыки. И сегодня мы поговорим с вами и о культуре Древней Руси, и о музыкальных инструментах прошлого. Мы предлагаем вам ответить на несколько вопросов [24].

. "Я охотник был играть да во турий рог" - так говорит о себе Василий Окульевич, герой одной из русских былин. У славян рога животных использовались как пастушеские музыкальные инструменты. Первое упоминание о рогах и трубах как о военных инструментах русских появляются в летописях в 11 веке. У многих народов рога с древних времен использовались как сигнальные, военные и ритуальные инструменты. Бычьи, буйволовы, козлиные рога, а затем и металлические трубы в форме рога применялись на охоте. Именно от такого примитивного рога произошел инструмент, который относиться к группе медных духовых инструментов и выделяется особенно певучим, бархатистым и теплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием. Название инструмента в переводе с немецкого означает "лесной рог". Отсюда первое впечатление от звучания этого инструмента связано у слушателя с безграничными далями, природой, лесами и полями. Но этому инструменту свойственны и мужественные, драматические краски, они напоминают о другой жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигналы к началу рыцарских турниров. Назовите этот инструмент.

. В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить храм, ставший главным храмом Северо-восточной, Залесской Руси - Успенский собор. Андрей Боголюбский задумал свой храм не только как главный храм владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии - ведь стольный Владимир-град вступал с Киевом не только в политическое, но и в церковное соперничество. Белокаменные храмы, построенные при Андрее Боголюбском и его приемнике, Всеволоде Большое Гнездо, принадлежат к памятникам архитектуры мирового значения. Архитектура владимирского Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Из нее выросла и вся архитектура Московского государства. От стен Успенского собора берет начало и знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Именно на фасадах Успенского собора впервые появились резные белокаменные маски и композиции. Во всем древнерусском искусстве монументальная пластика получили полное развитие только во Владимиро-Суздальском княжестве. В основе этой пластики - древние традиции деревянной резьбы, восходящей к языческим временам. Народное начало, питавшее древнерусское искусство, тут проявилось особенно ярко в рельефе, сливающимся с архитектурой, дополняя ее и украшая. На стенах соборов - звери, птицы, растения в самом причудливом изображении; бытовые сюжеты, библейские и даже реальные герои. На стенах соборов можно встретить и изображения скоморохов и инструментов, на которых они играли. Среди них - древний народный инструмент славянского происхождения гудок-смык: долбленое деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, с тремя струнами и лунообразным смычком, стянутым на концах пучком волос из конского хвоста. Бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на этих инструментах во время празднеств, игрищ и т.п. Этот инструмент стал одним из "дедушек", а может быть и "прадедушек" одного из главных инструментов симфонического оркестра. А вот какого инструмента?

. В прошлом на этом инструменте играли преимущественно женщины, исполняя величальные песни на свадьбах. Этот ударный инструмент представляет собой связку деревянных пластинок (до 20 штук), нанизанных на два параллельных шнура или ремешка. Для того, чтобы пластинки не прикасались одна к другой, между ними сделаны деревянные прокладки. При игре их растягивают веером за выведенные наружу концы ремешков и затем, манипулируя кистями рук, заставляют пластинки ударяться друг о друга то одновременно, то порознь. Назовите этот древнейший инструмент.

. Давнейшими музыкальными инструментами считаются ударные. Сейчас ударные - это очень большая группа инструментов, но мы поговорим о колоколах. Колокольный звон был неотъемлемой частью жизни каждого города Руси (большого и малого). Колокола "жили" на звонницах церквей (их еще называют колокольнями) и своим звоном призывали верующих на молитву, предупреждали об опасности, радовали веселыми перезвонами в дни праздников и великих событий. Были и особые колокола - такие, как вечевой колокол в древнем Новгороде - он собирал новгородцев на вече. Когда Иван Грозный разорил Новгород, не пожелавший добровольно подчиниться ему, он приказал привести вечевой колокол в Москву и "наказал" его. А вот какое "наказание" было определено Иваном Грозным для вечевого колокола Новгорода?

Ответы

. Валторна.

. Современная скрипка имеет много предшественников и среди них - гудок-смык.

. Трещётка.

. Он приказал повесить его звонить с другими колоколами, тем самым принижая значимость этого колокола. Говорят, колокольный звон полезен для здоровья, поэтому звонари живут долго. Сегодня в нашей стране все чаще слышится звон колоколов - может быть, они помогут и нам жить долго…

Одним из популярных инструментов в Древней Руси были гусли.


Заключение

 

Область фольклора, использование мифов и легенд заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.

К началу 90-х годов использование мифов и легенд в обучении музыке приобрело новые формы, в основе которых лежит качественно новый этап развития общественного интереса к культурным традициям своего народа через осознанное отношение к содержательной стороне традиционной культуры (а собственно и фольклора), выяснение её художественной, этической, историко-культурной ценности.

В своей работе мы опирались на опыт ученых-исследователей в области фольклора: А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, этнографов П. Шейна, Г.С. Виноградова и др.

Целью работы явилось теоретическое и практическое обоснование значимости использования в обучении музыке мифов и легенд в жизни подрастающего поколения и его влиянии на творческие способности младшего школьника.

Во введении мы затронули вопрос актуальности культурного опыта народа в воспитании и образовании детей, сохранения фольклорного материала, необходимость включения знаний из области фольклора, мифов и легенд в обучение. В первой главе мы рассмотрели вопрос развития использования фольклора, мифов и легенд в практике образовательного учреждения.

Во второй главе проанализировали содержание и формы работы при обучении музыке мифов и легенд о музыкальных инструментах, о возникновении музыки.

За последние годы в области наметились большие позитивные сдвиги в сторону использования традиционной народной культуры и фольклора, мифов и легенд.

Для развития духовно-нравственных качеств, коммуникативных способностей, творческих, физического развития детей необходимо единство процесса обучения и воспитания, разнообразие форм и методов деятельности, наличие благоприятных условий.

Воспитание детей на основе народной культуры, мифов и легенд очень велико для подрастающего поколения, и это дает большие возможности для творческого развития и роста детей.


Список литературы

1. Алексеенко Е.В. Фольклорные традиции русского народа / Е.Ф. Алексеенко // Начальная школа. - 2007. - №3. - С.3-9.

2. Библиотека русского фольклора. Том 5: Мифы и легенды. Сост.: Ф.М. Селиванов.

.   Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. - М., 1987. - С. 173-178.

.   Древо жизни: Сборник материалов по традиционной культуре Тарногского района. Выпуск 2. - Вологда: Легия, 2009. - 123с.

.   Иванова Л. Русский фольклор // Воспитание школьников. - 2011. № 10.

.   Календарные, фольклорные тематические праздники (1-4) / Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. - М.: Вако, 2006. - 369с.

.   Камаев А.В., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. - М.: Высшая школа, 2009. - 195с.

.   Колмыкова И.Б. Изучаем фольклор // Начальная школа. - 2006. № 10. - С.60-63.

.   Кузьмин А.И. Пособие для учителя: Военная героика в русском народно - поэтическом творчестве. - М.: Просвещение, 1981. - 96с.

.   Куприянова Л.Л. Русский фольклор. - М.: Мнемозина, 2011. - 61с.

.   Курносова Л. Святочное гулянье // Воспитание школьников. - 1999. № 6. - С.56-59.

.   Липович В., Гжельский О. В гостях у времен года // Воспитание школьников. - 2007. № 1. - С.65-70.

.   Мельников М.И. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 239с.

.   Мехнецов А.М. Проблемы освоения народных песенных традиций в практике фольклорного ансамбля // На пути к возрождению: Опыт освоения традиционной народной культуры Вологодской области. - Вологда. - 2001. - С.101.

.   Пропп В.Я. Специфика фольклора // Фольклор и действительность. М., 1976. - С.17.

.   Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб.: Наука, 1994. - 238с.

.   Рапацкая Л.А. История русской музыки от древней Руси до "Серебряного века" - М.: Владос, 2011. - 384 с.

.   Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. - М.: Мнемозина, 2013. - 63 с.: нот.

.   Русское народное поэтическое творчество / Под редакцией А.М. Новиковой, А.В. Кокорева. - М.: Высшая школа, 1969. - 349 с.

.   Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 576 с.

.   Судаков В.В. Этнопедагогическая культура - стержень современной русской школы на Вологодчине / В.В. Судаков // Источник. - 2001. - 3. - 46 с.

.   Традиционная народная культура в современном воспитании детей. Опыт. Проблемы. Перспектива. / Сборник материалов научно-практической конференции. - Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2004. - 88 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...