Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормирование труда на ручных работах




В сельском хозяйстве значительный удельный вес имеют ручные работы, выполняемые с использованием простых орудий труда либо без орудий труда. Ручные работы чаще всего выполняются группой рабочих.

Формы организации труда:

1) без разделения труда (простая кооперация) – прополка растений, очистка корнеклубнеплодов, переборка картофеля в хранилище, ручная косьба и др.

2) с разделением труда (сложная кооперация) – посадка овощных культур, стогование сена и др.

На ручных работах нормы затрат труда устанавливаются в виде норм выработки в расчете на одного работника или их группу. Обычно устанавливают сменные нормы выработки в гектарах, центне­рах и других единицах измерения.

Нормы выработки рассчитываются по данным наблюдений или их можно определить по справочникам типовых норм труда с учетом конкретных условий выполнения той или иной работы.

Основные нормообразующие факторы по видам работ:

А) на посадке рассадных культур – вид растений, высота рассады, схема посадки, при­меняемые орудия и приспособления и др.;

Б) на работах по уходу за растениями – засоренность, число растений на гектаре, схема посадки, высота растений, плотность и влажность почвы и др.;

В) на уборке плодов и овощей – вес (размер), урожайность, состояние растений (полеглость и т. д.).

И т.п.

На большинство ручных работ нормы выработки дифферен­цируют на три-четыре группы. выделяют слабую, среднюю и сильную засоренность, слабую, среднюю и сильную загрязнен­ность корнеклубнеплодов и т. д.

Чтобы определить сменную норму выработки на ручных работах, необходимо знать производительность ра­бочего за час оперативного времени и возможное количество часов оперативной работы за смену, которое зависит от затрат времени на подготовительно-заключительную работу, обслуживание ра­бочего места, времени на отдых и времени на личные надобности.

Производительность за час оперативной работы устанавливают по результатам наблюдения. В наблюдательных листах обычно основную и вспомогательную работу фиксируют вместе.

Часовая производительность определяется по формуле:

Wоп = Qф / Топ

где Qф – выработка одного исполнителя за смену;

Топ – оперативное время

Норма выработки на ручные работы определяется по формуле:

где Тпз – норматив времени на подготовительно-заключитель­ную работу, мин;

Тлн – норматив времени на личные надобности за смену,

То6с – норматив времени на обслуживание рабочего места в расчете на один час оперативной работы, мин;

Тот – норматив времени на отдых в расчете на один час времени непосредственного выполнения работы, мин;

60 – количество минут в часе;

W оп – производительность за час оперативной работы.

Норма выработки на ручные работы для группы исполнителей определяется по формуле:

n – число исполнителей

54. Нормирование тракторно-транспортных работ. Для установления норм затрат труда на тракторно-транспортных и автотранспортных работах можно использовать данные фотохроно-метражных наблюдений; единые нормы времени на погрузку, разгрузку и перевозку сельскохозяйственных или других видов грузов. Транспортные работы в сельском хозяйстве выполняются автомобилями, тракторами и упряжными животными (лошадьми). Их производительность измеряется количеством (объемом) перевезенного груза в тоннах или объемом выполненной работы в тонно-километрах за единицу времени (час, смену).

Каждый транспортный процесс обязательно включает следующие четыре операции:

-холостой пробег транспортных средств к месту погрузки;

-погрузку;

-переезд с грузом к месту назначения;

-разгрузку.

Сменные нормы выработки на транспортные работы определяют в тоннах или тонно-километрах.

Основные нормообразующие факторы,

оказывающие влияние на производительность транспортных средств:

а) со­став агрегата, вид транспортных средств и их грузоподъемность.

б) вид и состояние груза;

в) дорожные условия;

г) расстояние перевозки;

д) способ и средства выполнения погрузочно-разгрузочных

Вид транспортного средства характеризуется маркой автомо­биля, имеющего определенную номинальную грузоподъемность, маркой трактора с соответствующим типом прицепа определенной грузоподъемности.

Виды груза при нормировании транспортных работ подразделяются по степени использования номинальной грузоподъемности автомобиля или тракторного прицепа, характеризуемой коэффициентом использования грузоподъемности.

Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению фактической грузоподъемности к номинальной.

Классы грузов в зависимости от степени использования номинальной грузоподъемности транспортного средства:

I класс – коэффициент равен 1 – принимается на тракторно-транспортных работах;

II класс – коэффициент равен 0,99-0,71;

III класс – коэффициент равен 0,70-0,51;

IV класс – коэффициент равен 0,50-0,41.

Вид груза влияет также на время погрузки и разгрузки и до­пустимую скорость движения.

Дорожные условия характеризуются видом и состоянием по­крытия дорог, от которых зависят возможные скорости движения транспортных средств, а следовательно, и их производительность.

Сменная норма выработки на тракторно-транспортные работы:

а) в тоннах

б) в тонно-километрах

где Тпз – норматив подготовительно-заключительного времени на смену, мин;

Тотд – норматив времени на отдых на смену, мин;

Тлн – норматив времени на личные надобности на смену

Тр – время рейса, мин;

Qт – грузоподъемность транспортного средства, т;

L – расстояние перевозки груза, км.

Норматив времени на подготовительно-заключительную ра­боту Тпз складывается из времени подготовки транспортных средств к переезду, проведения ежесменного технического ухода, времени получения наряда и заключительной работы.

Время рейса включает время погрузки и разгрузки груза и нахождения транспортного средства в пути с грузом и без груза:

где Тпогр, Тразгр – нормативы времени на погрузку и разгрузку за один рейс, мин;

V1, V2 – скорость движения соответственно с грузом и без груза, км/ч;

Vср – средняя скорость движения транспортного средства с грузом и без груза, км/ч.

Средняя скорость движения транспортного средства:

Погрузка и разгрузка транспортных средств могут выпол­няться механизированным способом, ручным и комбинированным способами.

Для нормирования и оплаты труда шоферов грузовых авто­мобилей установлены нормы времени. Они определены в виде норм и соответствующих сдельных расценок: за одну тонну пере­везенного груза и на один тонно-километр. Кроме указанных норм, установлены нормы времени на взвешивание груза на каждый автомобиль и на каждый прицеп независимо от класса груза, грузоподъемности автомобиля, прицепа.

Норма выработки для водителей автомобилей определяется по формуле

где Тпз – норматив подготовительно-заключительного времени на смену, мин;

Тотд – норматив времени на отдых на смену, мин;

Тлн – норматив времени на личные надобности на смену, мин;

Тт – норма времени на погрузку и разгрузку 1 т, мин;

Тткм – норма времени на перевозку 1 т на расстояние 1 км с учетом класса груза, мин.

L – расстояние перевозки груза, км

Норму времени на погрузку и разгрузку 1 т груза с учетом его класса и числа взвешиваний, а также способа погрузки и разгрузки рассчитывают по формуле:

где Тт1 – норма времени на погрузку и разгрузку 1 т груза I класса, мин;

Кп – поправочный коэффициент соответствующего класса груза;

Твз – норма времени одного взвешивания груза на весах, мин;

Qф – фактическая грузоподъемность автомобиля, т;

Пвз – число взвешиваний за один рейс.

норма времени на погрузку и разгрузку 1 т груза класса I при выполнении работ вручную— 10,51 мин. Это время погрузки и разгрузки, подноски и относки, маневрирования автомобиля, упаковки груза, оформления документов.

К нормам времени на погрузку и разгрузку 1 т груза дается поправка на класс груза: норма времени, установленная для первого класса, умножается на поправочный коэффициент класса груза.

В зависимости от степени использования грузоподъемности автомашин установлено четыре класса грузов.

Норму времени на 1 ткм определяют по формуле:

где Vрасч – расчетная скорость пробега автомобиля, км/ч. При определении расчетной скорости учитывается группа дорог;

Кпр – коэффициент использования пробега автомобиля, т.е. отношение пути с грузом к общему пути с грузом и без груза.

55. Нормирование ремонтных работ. В ремонтно-механических мастерских колхозов и совхозов проводятся различные ремонтные работы: токарные, сверлильные, фрезерные, слесарные, электро- и газосварочные, кузнечные, малярные, вулканизационные, аккумуляторные, текущий ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники, тракторов и автомобилей, животноводческого оборудования.При нормировании труда на ремонтных работах используют три метода: расчетно-аналитический, аналитически-исследовательский (экспериментальный) и опытный (сравнительный).

Расчетно-аналитический метод позволяет оценить затраты труда на изготовление или ремонт изделия (детали) и установить технически обоснованную норму времени.

Норма устанавливается для определенных организационно-технических условий проведения ремонта с высоким качеством при применении рациональных технологических режимов и приемов труда. Нормы разрабатывают с учетом применения конкретного вида оборудования в расчете на работника, имеющего квалификацию, соответствующую выполняемой работе.

Из-за большой трудоемкости данный метод применяется в основном в массовом и крупносерийном производствах, а также при разработке норм времени нормативными организациями.

Аналитически-исследовательский (экспериментальный) мето д используется при нормировании работ, не подлежащих техническому расчету, например кузнечных, слесарных и других работ, выполняемых вручную. При использовании хронометража и фотографии (хронографии) рабочего процесса можно выявить потери рабочего времени и установить нормы труда, отражающие конкретные условия.

Метод сравнения (суммарные метод) заключается в сопоставлении сложности (трудоёмкости) изготовления детали с затратами труда на производство аналогичной детали, на которую имеется технически обособленная норма. Эффективность применения данного метода зависит от обоснованности норм, с которыми проводиться сравнение, а так же квалификации нормировщика, его умение оценить разницу в трудоёмкости обработки деталей.

Нормированное времяв) на выполнение ремонтных работ рассчитывают по формулам:

где Т о – основное время, мин;

Т в вспомогательное время, мин;

Т доп– дополнительное время:

где Т обс – время обслуживания рабочего места:

,

где Т тех – время технического обслуживания рабочего места, мин;

Т орг – время организационного обслуживания рабочего места, мин;

Т отд – время на отдых, мин;

Т лн время на личные надобности, мин;

Т пз – время подготовительно-заключительной работы, мин;

N шт– количество деталей в партии, шт.

Оперативное время (Т оп)равно сумме основного и вспомогательного времени:

.

Дополнительным временем называется сумма времени организационно-технического обслуживания рабочего места, времени перерыва на отдых и личные надобности:

Дополнительное время устанавливается в процентах к оперативному времени по следующей формуле:

где К – отношение дополнительного времени к оперативному, %.

При нормировании затрат на таких работах применяется норма времени на выполнение единицы работ (так называемого ремонтного воздействия) – штучное время. Штучное время – это затраты рабочего времени, которые можно легко расчленить и отнести к одной детали или одному виду ремонтного воздействия. Оно представляет собой сумму основного (чистого) времени, вспомогательного и дополнительного времени. Штучное время можно рассчитать по формуле:

Норму времени на изготовление одной детали определяют по следующей формуле:

.

В ремонтных мастерских сельскохозяйственных предприятий наиболее часто проводятся разборочно-сборочные работы. Для их нормирования в начале необходимо определить оперативное время (Т оп) отдельных операций, из которых складываются данные работы. Норму времени для них определяют по формуле:

,

где 1,2 – коэффициент, учитывающий время подготовительно-заключительных работ (Т пз), время обслуживания (Т обс), время отдыха и личных надобностей.

На ремонтных работах наиболее трудоёмкими являются процессы по техническому обслуживанию машин и оборудования, которые крайне разнообразны, выполняются работниками различных профессий и имеют различную повторяемость в течение года. На норму труда на этих работах большое влияние оказывает значительное количество нормообразующих факторов, к которым в первую очередь относятся: марка трактора, автомобиля, комбайна; тип ремонтной мастерской; применяемое оборудование; организация и технология работ и т.д.

Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин выполняют трактористы-машинисты перед началом работы. Периодическое ТО проводится по графику на стационаре мастерами-наладчиками. В нем также принимают участие трактористы-машинисты. Необходимое количество работников для проведения запланированных периодического и сезонного ТО определяется нормативной трудоёмкостью. Она рассчитывается на основе затрат труда на ТО, ремонт машин и оборудования. Затраты труда здесь в свою очередь определяются путём проведения хронометражных наблюдений или по нормативам, которые разработаны НИИ труда. Нормативная трудоёмкость выражается в человеко-часах на 1 выработанный условный усл.эт. га или на 1 центнер израсходованного топлива.

Нормативная трудоёмкость периодических ТО по каждой марке трактора может быть рассчитана по формуле:

,

где t то i – трудоёмкость i -го ТО отнесённая на 1 усл.эт. га.

Для определения трудоёмкости объёма работы по ремонту оборудования животноводческих ферм используют усл. ед. ремонта, которые называют единицами ремонтной сложности. За такую единицу принято 35 чел-ч., затраченных на капитальный ремонт оборудования и 14 чел-ч. – на текущий ремонт.

Важно определить численный состав мастеров-наладчиков, необходимый для ремонтно-механических работ. Для этого используют следующую формулу:

где Ч – численность мастеров наладчиков;

Σ Т то – общая трудоемкость ремонтных воздействий, чел-ч;

Фрв – фонд рабочего времени за год (или за другой период) на одного работника, чел-ч;

К 1 и К 2 – коэффициенты (> 1), учитывающие время на выполнения других работ, отдых и личные надобности, невыходы на работы по различным причинам.

На проведении комплекса ремонтных работ может быть установлена укрупнённая норма времени (комплексная). (На проведение текущего ремонта сельскохозяйственной машины (картофеле- или зерноуборочного комбайна и др.) либо ТО №2 трактора, когда выполняются ремонтные воздействия различной категории сложности.)

Разработка норм времени по индивидуальным или укрупнённым (комплексным) нормативам проводятся в следующей последовательности:

- ознакомление с организацией ремонта;

- разработка рационального технологического процесса ремонта с расчленением его на составляющие операции;

- расчет норм времени по нормативам;

- нормирование технологического процесса.

Нормативы затрат на выполнение ремонтных операций (элементы трудовых затрат) берутся в сборниках норм времени на ремонтные работы и корректируются с учётом производственных условий ремонтной мастерской конкретного предприятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...