Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расширение искусства врачевания 5 глава




Сон и бодрствование предстают перед нами как большой дыхательный ритм: утром мы вдыхаем наше «Я» и астральное тело, вечером мы позволяем им отделиться от низших тел, остающихся в постели. То, что происходит в большом масштабе за сутки, повторяется в малом масштабе при дыхании. Каждое вдыхание немного пробуждает нас, каждое выдыхание немного нас убаюкивает. Все в жизни ритмично.


ГЛАВА ШЕСТАЯ

Воспаление и склероз

Признаки воспаления. Цельс охарактеризовал воспаление четырьмя проявлениями, которые нам знакомы: calor, dolor, tumor и rubor. Исходя из того, что мы изучили в предыдущих главах, попытаемся выявить элементы, относящиеся к данным симптомам.

Связи с основными элементами. Мы видели, что «Я» имеет в качестве физической поддержки «организм тепла». Все тепловые процессы в человеке являются выражением деятельности «Я», и мы, естественно, отождествляем симптом calor с «Я». Боль является формой интенсивного осознания собственного организма, следовательно, симптом dolor мы должны отнести к астральному телу. Опухоль является вздутием, жидким приливом, отражающим действие эфирных сил. В физическом плане мы констатируем появление покраснения, что является выражением присутствия крови. Все вышесказанное мы можем оформить в виде таблицы:

Calor — выражение «Я» Dolor — выражение астрального тела Tumor — выражение эфирного тела Rubor — выражение физического тела

Воспаление, таким образом, является выражением одновременной активности четырех составляющих элементов, но деятельности скоординированной, организованной, в которой «Я» действует через посредство трех других составляющих элемента. С тем, чтобы дать более точное представление о том, что происходит, мы немного изменим нашу таблицу:

Я————————————> Calor

Я— астральное тело———————> Dolor

Я— астральное тело—> эфирное тело—> Tumor
Я— астральное тело—> эфирное тело———> физи
ческое тело--- > Rubor

Можно попытаться представлять себе изолированное действие эфирного тела, к примеру такого его проявления, как вздутие, отек. Но тот факт, что отекание имеет не только водную и лимфатическую природу, но вызывается при участии кровотока, свидетельствует о действии в этой ситуации «Я» на эфирное тело. Такое ступенчатое действие напоминает нам процесс, который мы изучали в связи с истерией. В самом деле, воспаление относится к тепловому полюсу организма, к полюсу метаболизма, вне зависимости от места, где оно появилось. Будучи патологическим процессом, оно усиливает действие «Я» через три тела.

Мы имели бы право удивиться, констатируя, что воспалительные процессы возможны на верхнем этаже организма, если бы не отдавали себе отчет в том, что верхний полюс является не исключительно, а всего лишь принципиально нейро-сенсорным, так же как и нижний полюс, где доминируют метаболические процессы, располагает и нервной системой.

Лихорадка и воспаление. Нам осталось узнать каковы причины воспаления, когда оно появляется? Мы можем ответить: каждый раз, когда инородное тело или инородный процесс проявляется в организме. Если постороннее присутствие имеет случайный характер (например, заноза), то оно приводит к дисфункции, потере равновесия в том виде, в каком мы изучали его в гл. 4. Инородные процессы могут быть следствием травмы, чрезмерного холода или жары. Типичный пример воспалительной реакции на попадание в организм посторонней субстанции — жар, спровоцированный у грудного ребенка, которому дали выпить 1% раствор морской соли. Так мы приходим к пониманию того, что воспаление является не собственно болезненным процессом, но реакцией организма (прежде всего, теплового организма) на болезненное воздействие, то есть попыткой к самоисцелению, направленной на изгнание посторонних элементов или процессов из организма. Эту мысль необходимо точно и ярко осознать любому врачу, который хочет быть достойным своего имени. Ибо подавлять воспалительный процесс при каждом поводе — грубая ошибка против природы. Может случиться, что по своей интенсивности или локализации воспаление принимает, так сказать, злокачественный характер и может представлять опасность для жизни, тогда долг врача обуздать его. Но необдуманно подавлять любое воспаление, значило бы попасть между Сциллой и Харибдой и подвергнуть организм не менее грозной опасности.

При лучших условиях завершением воспалительных процессов является регенерация того, что было повреждено и выброс эфирным телом того, что было посторонним. Это то, что, к примеру, происходит при заживлении на первой стадии. Но дела не всегда идут так хорошо. Посторонние элементы, ставшие недоступными для человеческих эфирных сил составляют часто изысканную пищу для микроорганизмов, которые в них устраиваются и размножаются. Инфекция же является, как правило, вторичным процессом. Несомненно, мы можем экспериментально вызвать болезнь прививкой какого-либо вируса, но это имеет также мало общего с обычной инфекцией, как мало общего имеет пистолетный выстрел с пощечиной. При инфекциях защитные силы организма активизируются гораздо более мощно, чем при простом воспалении. То, что было локальным перегревом при воспалении, становится жаром при инфекции; формирование антител также может рассматриваться как проявление «Я», поскольку последние являются фактором индивидуализации крови. Астральное тело провоцирует, в добавление к боли, выделения на уровне экскреторных органов. Лейкоцитарная активность приводит к образованию гноя (т. е. она находится в зависимости от эфирного тела).

Старение и затвердение. Только что родившийся ребенок еще мягок, его формы не обозначены четко, его тело на 70% состоит из воды (тело подростка содержит 60%). Кости его черепа еще эластичны и незакончены, они образуют мембранное пространство, называемое родничком. Мало-помалу ребенок формируется; не только его кости, но и его кожный покров грубеет, и этот процесс продолжается вплоть до самой смерти. Такое огрубение сопровождается прогрессирующим уменьшением тенденций к воспалительным процессам.

Процессы сознания — причина старения. Если мы соотнесем этот факт с данными главы 4, мы должны будем допустить, что действие «Я» на верхний полюс, в конечном счете, гораздо более заметно, чем на нижний полюс, и что нейро-сенсорные процессы, в конце концов, начинают преобладать над процессами метаболизма. Если мы вспомним, что во время сна «Я» и астральное тело отделяются от верхнего полюса, при этом действие метаболических функций усиливается, то этот факт нас больше не удивит. На самом деле, человек спит в среднем восемь часов и бодрствует шестнадцать часов. Во время бодрствования нейро-сенсорные процессы доминируют, что ведет к деградации живых субстанций, к минерализации. То, что было разрушено днем, не в полной мере восстанавливается ночью, что объясняет постепенное старение организма, его деградацию, одним словом, организм отвердевает. До некоторой точки эти процессы являются нормальными, но, перейдя эту точку, они становятся патологическими.

Полярность между воспалением и склерозом. В затвердевании, минерализации тела и сопровождающей их структуризации, мы имеем процесс, полярный воспалению; воспаление в свою очередь тяготеет к распаду, выведению из организма. Эти два процесса часто чередуются у человека. Если воспаление является реакцией на минерализацию, затвердение, то склероз, напротив, часто реагирует на процессы распада. Это видно на примере заживления раны, когда после воспалительной стадии наступает стадия рубцевания. Ведь часто во врачебной практике мы можем наблюдать процессы склероза и старения, идущие быстро вслед за перенесенным инфекционным воспалением. Это потрясает при наблюдении большого количества больных туберкулезом, страдающих этим недугом уже много лет. То же мы наблюдаем у больных пищеварительной плеторой, воспалительным заболеванием, при котором развивается особенно быстрый и интенсивный склероз. Это правило маятника поможет нам лучше понять парадоксальные проявления a priori.

Apis... Лечение воспаления, прежде всего, должно заключаться в помощи организму в его усилиях по выздоровлению, но ни в коей мере не в прерывание этих усилий. Мы располагаем в этом случае двумя базовыми медикаментами: Apis (пчела) и Belladonna (растение красавка). Действие Apis описано уже в классической гомеопатии, однако причины этого действия и сам процесс выздоровления все равно остаются непонятны. Укус пчелы сопровождается четырьмя симптомами воспаления — calor, dolor, tumor, rubor. Мы не сможем понять действие Apis, не рассмотрев улей в его совокупности, поскольку пчелы в высокой степени являются коллективными существами. Улей представляет собой настоящий организм[15]. Этот организм обладает способностью, уникальной в мире насекомых: пчелы создают в улье гомеотермию с температурой, близкой к температуре человеческой крови. Такая способность приоткрывает нам связь подобия, существующую между ульем и тепловым организмом человека как физиологическим проявлением «Я». Назначая Apis, мы вводим в организм тепловые процессы, похожие на те, что проявляются при воспалении под влиянием «Я»; мы провоцируем в некотором роде небольшое искусственное воспаление, помогая организму защитить себя и подменить патологический воспалительный процесс контролируемым воспалением. Другая характеристика улья заключается в шестиугольной структуре сотовых ячеек. Здесь мы приближаемся к аналогии с минеральным миром, миром кристаллов — к горному хрусталю, имеющему такую же шестигранную структуру; существует настоящая полярность между почти человеческой температурой в центре улья и почти минерально-кристаллической структурой сот. Именно эта полярность и помогает нам, благодаря своему сходству с полярностью между минерализующим действием «Я» на верхнем уровне и его тепловым действием на нижнем полюсе человека. Ритмически вводя в организм препарат Apis, мы как бы задаем организму прообраз правильного равновесия.

...и Belladonna. Чтобы понять действие Belladonna, нужно представить себе это растение в его естественном окружении: влажная полутьма подлеска. Быстрый рост Belladonna весной является выражением интенсивных эфирных сил, потом внезапно с появлением первого листка, этот рост замедляется, создавая впечатление, что какие-то другие силы помешали его росту.

Почему растение ядовито? Мы видели, что обычно растение обладает лишь физическим и эфирным телом. На уровне корней доминируют минеральные силы, на уровне листвы — эфирные силы. С появлением цветка растение приближается к миру животных, оно вступает в контакт с астральными силами, но последние остаются внешними. Таков процесс «нормального» растения; но у ядовитых растений эта астральность вместо того, чтобы остаться снаружи и как бы овевать растение извне, проникает, внедряется в него, что в физическом плане выражается в появлении токсичных веществ, растительных ядов, главным образом алкалоидов. Вот почему в определенный момент (при активизации сил цветения) что-то начинает мешать росту белладонны: это астральные силы противостоят эфирным силам, тормозят их. Все происходит так, как мы это наблюдали у животных. Терапевтически употребляя подобные растения, мы вводим в организм инородный астральный элемент, который действует на подобное же развитие инородных астральных сил в человеке при интоксикации, сопровождающей воспаление.

Астральный процесс в белладонне. Наличие астральных сил в растении ведет к отождествлению их со свойствами, присущими животным; так, мы можем сказать, что у белладонны появляется своего рода «желание», «страсть» не только воспринять внешний мир, свет, но и почувствовать его. Однако растение не обладает органом, позволяющим ему видеть, смотреть. Образно говоря, оно хотело бы раскрыть глаза, но их нет. Белладонна может сделать это, лишь находясь внутри организма животного или человека, провоцируя расширение зрачка, и глаз реагирует так, как если бы мы находились в темноте.

Белладонна и воспаление. Другое проявление астрального принципа — это потребность в движении, дви-гательность. У белладонны как растения нет возможности свободного передвижения, нет органов для этого. Отсюда можно понять то специфическое двигательное возбуждение, которое характерно для отравления человеческого организма белладонной, и способность белладонны в правильной дозе бороться с возбуждением, связанным с воспалительной интоксикацией. Покраснение лица, головные боли, учащение пульса — это реакции астрального тела через эфирное тело, которое стремится противостоять прямому разрушительному воздействию астральных сил на физическое тело (происходящему, как правило, на уровне дыхательных органов, в их слизистой оболочке). Если Apis как лекарство действует в игре «Я» и физического тела, то Belladonna трудится, гармонизируя соотношение астрального и эфирного.

Лечение воспалений. Смесь Apis D3/Belladonna D3 аа является основным медикаментом при воспалениях, особенно в случаях, если воспалительный процесс захватил главным образом верхний полюс, дыхательные пути. При ангине мы добавим Bolus eucalypti comp, в глоточном опудривании параллельно с Mercurius cyanatus D4 каждые один или два часа. Нужно иметь большую смелость, назначая подобное лечение вместо обычного лечения сывороткой при дифтерии, но результаты настолько убедительны, что я сомневаюсь в том, что врач, хоть раз применивший подобное лечение, вернется к сыворотке. В случаях рожи, абсцессов, фурункулезов мы добавляем к Apis D3/Belladonna D3 аа dil (другое наименование — Erysidoron 1) параллельно, чередуя каждый час, Carbo betulae 5% / Sulfur D2 trit (другое наименование — Erysidoron 2).

Контроль за лихорадкой. Когда воспаление рискует стать опасным, становится необходимым контролировать его. В случаях высокой температуры, мы подумаем об укутывании больного, о горчичниках и особенно о ванне с температурой воды на два градуса ниже температуры тела больного (не забыв дать перед ванной какой-нибудь легкий сердечный препарат или, еще лучше, пять-десять капель Primula/Onopordon comp. [Cardiodoron]). После выхода из ванной больного укутывают банной простыней, не вытирая. Его вновь укладывают в постель, давая выпить настой бузины или липы, чтобы простимулировать потоотделение, которое, уменьшая температуру, помогает организму избавиться от токсинов. С помощью горчичника мы способствуем смещению заболевания к периферии, что является признаком улучшения состояния. Если температура держится, делаем один или два дня инъекции Argentum D20 или D30. Этот медикамент предназначен не столько для борьбы с самим жаром, сколько с теми вредными последствиями, которые может повлечь длительный жар.

Как действуют антибиотики. Возможен ли отказ от антибиотиков? Важно, в действительности, не осуждать эти препараты, восхваляя другие, а точно понимать, что они делают. Мы видели, что микроорганизмы являются одним из факторов, симптомов, а не причиной болезни. Поэтому просто бороться с ними — совершенно нелогично, ибо это приведет только к подавлению одного из симптомов и, в конечном счете, к его маскировке, перерождению болезни, которая рано или поздно проявится в каком-либо другом плане. В этом можно убедиться, сравнивая двух больных, лечившихся от одного и того же заболевания, первый — антибиотиками, второй — с помощью стимуляции собственных защитных сил (в том числе и медикаментозно). Первый больной может лечиться на протяжении месяцев, при этом силы к нему не возвращаются, часто у него, да и у окружающих, создается впечатление, что он больше не является самим собой. Второй, напротив, после «горячей», как в моральном, так и в физическом плане болезни, ощущает сам и создает впечатление обновления телесных и душевных сил. Если его правильно лечили, то он всегда скажет, что чувствует себя теперь не так же, а лучше, чем до болезни. В этом случае можно действительно сказать, что болезнь побеждена. Больной, которого лечили антибиотиками, похож на человека, который вместо того, чтобы, так сказать, оплатить долг, подписывает новый вексель, тем самым оплата первоначального долга все усложняется. Неэффективность или недостаточная эффективность гомеопатической (или иной) терапии очень часто объясняется предыдущим активным лечением антибиотиками. В этом случае мы рекомендуем начать лечение с назначения Penicillinum в разведениях более или менее высоких (5-е, 7-е или 9-е СН), в зависимости от того, насколько длительным было лечение антибиотиками. Нужно знать также, что повторение лечения антибиотиками, помимо всем знакомых неудобств, постепенно убивает всякую способность к воспалительной реакции организма, прокладывая, таким образом, дорогу раку.

Склероз. Если детство является возрастом воспалений, то старость, напротив, тяготеет к склерозу. Но не все пожилые люди являются его жертвой, в то же время мы можем наблюдать его и у относительно молодых больных. Следовательно, склероз является болезненным процессом, который наступает при усилении нормальных процессов отвердения. Прежде чем подумать о лечении, можно спросить себя, существует ли профилактика подобного заболевания? Последняя вытекает из генезиса процесса в том виде, в котором мы его описали. Все, что избыточно усиливает прямое действие «Я» на физическое тело, может быть благоприятной причиной для развития склероза, и эти причины закладываются особенно в раннем детстве, поскольку убыстрение процессов отвердевания, вызванное у юного существа, будет продолжаться на всем протяжении человеческой жизни. Поэтому не будет парадоксальным сказать, что профилактика, предупреждение этого заболевания должно начинаться еще до рождения человека, в эмбриональный период его развития. Мы будем говорить об этом, изучая ребенка. Если склероз уже устроился в организме, победить его очень сложно, и было бы хорошо начать лечение с появлением первых симптомов. Мы располагаем для этого случая двумя основными медикаментами: береза и свинец.

Процессы березы. Когда мы смотрим на березу с едва раскрывшимися на весеннем солнце листьями, мы чувствуем, что это дерево является выражением молодости. В своем первом «Цикле лекций для врачей»[16] Р. Штейнер показывает нам, как некоторые свойства березы являются отражением человеческого органического процесса. По своим основным функциям, говорит он, — в том, что происходит на пищеварительном уровне, в процессах образования крови, в дыхании, человек очень близок к животному. Он, как и животное, трансформирует в них растительные белки. Поэтому, назначая в качестве медикаментов растительные вещества, мы прежде всего обращаемся к этим центральным функциям, мы взываем к процессам, «разыгрывающимся» между животным и растительным миром. Ближе к периферии организма, говорит Р. Штейнер, «партия» разыгрывается между «небом и землей», между собственным «Я» и минеральным миром, благодаря космическому элементу, которым обладает человеческое Я. На уровне кожи мы можем наблюдать процесс элиминации солей (т. е. деминерализацию). Назначая минеральный медикамент, мы взываем к тому, что является самым возвышенным в человеке — к его «Я», которое сможет, по нашему мнению, справиться с минералом, разбить, растворить его. Именно это и происходит, когда, например, назначается кремний (Silicea или Quarz).

Нечто аналогичное мы обнаруживаем у березы: с одной стороны, процесс выработки белков, концентрирующийся на уровне молодых листочков, с другой — выделение минеральных солей на уровне коры (в данном случае, солей калия). Р. Штейнер говорит нам, что у березы эти два процесса сильно разделены, разведены по полюсам; если бы они были объединены, то береза была бы великолепным травянистым растением. Эта тенденция к разъединению двух процессов встречается и у других деревьев, но она особенно выражена у березы. Ее кора является, следовательно, наилучшим средством для стимуляции в организме процессов деминерализации кожи. Мы можем назначать ее при склерозах и сухих дерматозах, создающих впечатление, что кожа больше не способна правильно удалять минеральные соли.

Терапевтическое применение. Мы используем преимущественно кору березы в подкожных инъекциях, поскольку мы обращаемся к периферии, в форме Betula cortex I—2%, две-три подкожных инъекции в неделю.

Но при склерозе, как, впрочем, и при ревматических воспалениях, интересно обратиться к вышеупомянутому центральному процессу выработки белков. В этом случае мы прописываем экстракт из молодых листьев per OS. Особенно приятной формой данного медикамента является Эликсир березы («Велела»). При его отсутствии мы можем использовать настой молодых листьев.

Пример с березой особенно осязаемо показывает нам связи и сходства, которые могут существовать между человеком и природой, понимание которой должно вывести нас на путь истинной терапии.

Свинец при склерозе. Мы поговорим подробно о свинце при дальнейшем изучении металлов. На данный момент мы ограничимся указанием формы, в какой мы выписываем его при склерозе: Plumbum mellitum D12 (капли или порошок). Когда склероз развивается в мозговой области, мы можем дать его в дозировке D20. Этот препарат дают 2 или 3 раза в день за 15 минут до еды, растворив его в кофейной ложечке березового эликсира (или настоя березы). После четырех-шести недель необходимо сделать паузу, в течение которой можно назначить препарат Argentum D6, который откорректирует то, что было сделано сверх меры при лечении свинцом.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА


В первой части был представлен очерк строения человека. Рассмотренные взаимоотношения между четырьмя членами существа человека и тремя функциональными системами (два полюса и середина) изменяются в течение жизни. Во второй части мы рассмотрим изменения этого соотношения по семилетним периодам развития человека. Читателю может показаться, что в этих главах мы уделяем слишком много внимания педагогике. Однако, нельзя недооценивать влияние последней на состояние здоровья человека не только в детстве, но и на протяжении всей его жизни.


ГЛАВА СЕДЬМАЯ

От рождения до семи лет

Человек и богатство возможностей. Если взрослый человек является наиболее развитым из всех Божьих творений, то человеческий новорожденный, по сравнению с новорожденными высших животных, выглядит самым беспомощным и наименее развитым. И это неудивительно, ибо богатство и разнообразие способностей человека требуют для их созревания больше времени и неиссякаемых органических и психических сил пластического построения, обусловливающих постоянное изменение внешнего и внутреннего человеческого образа.

Животное практически с момента рождения владеет всеми своими способностями. Оно лишь совершенствуется, но новых способностей не приобретает. Способности животного в вышей степени специализированы, заужены. Так лапы кошки гораздо лучше приспособлены к охоте за пищей по сравнению с человеческой рукой. Но они не способны выполнять другие сложные операции. Рука человека, напротив, способна выполнять множество задач, но она должна всему этому научиться. Какого совершенства она может достичь!

Вспомним руки скульптора, часовщика или руки пианиста. Подумаем и о том, что приобретение таких навыков невозможно без участия другого человека, выступающего в качестве воспитателя и учителя. Животное же действует согласно заложенному инстинкту — утка, выращенная курицей или в инкубаторе, плывет без всякого обучения.

Развитие по семилетиям. Развитие человека происходит семилетними периодами, в которых смена зубов и половая зрелость являются важными вехами. Важно отметить совпадение этого ритма с циклом полного обновления нашего организма, происходящего также каждые семь лет. В момент рождения человеческое существо представляет собой плод наследственности, полученной им от родителей. Этому потоку, в котором мы принадлежим к определенной расе, народу, семье, будет противопоставлено то, что мы вносим личного, то, что сделает нас индивидуумом, непохожим на всех других. Это нерушимое духовное ядро нашего существа, соединяющееся с земным телом при каждом новом рождении, и покидающее его в момент смерти. Рассматриваемое в чисто материальном аспекте человеческое существо остается совершенно непостижимым. Представим на секунду, что человек является лишь результатом своей наследственности, тогда не существовало бы больших различий между двумя человеческими существами, как нет их между двумя овцами.

Наследственность и индивидуальность. То, что человек несет из духовного мира, взаимодействует с наследственным потоком в течение всего первого семилетия и завершается построением тела, соответствующего структуре нашего «Я» — такого тела, которое, по сути, является своего рода его орудием, инструментом. Достаточно внимательного наблюдения за развитием ребенка, чтобы осознать, что только наследственность и влияние окружения не могут объяснить феномен человека.

Пропорции тела новорожденного. Наблюдая новорожденного, мы бываем потрясены величиной его головы. Его тело и особенно конечности кажутся нам придатками головы. Это относительная важность головного полюса выражена тем ярче, чем меньше продвинут в своем развитии человеческий эмбрион. В самом начальном периоде зачатия оплодотворенное яйцо можно рассматривать всего лишь как голову.

Роль головы. Эта огромная голова новорожденного не умеет думать. Можно ли сказать, что она бездеятельна? Еще Р. Штейнер дал нам ключ к решению этой загадки. «Именно из головы, — говорил он, — происходят силы роста, которые лепят, „пластицируют" тело, и пока последнее не достигнет определенной ступени развития, эти силы не могут быть использованы для процесса мышления».

Силы роста и подражание. Эти силы роста и есть эфирные силы, которые физиологически реализуются в клеточной репродукции, то есть в увеличении количества клеток, в процессе повторения, подражания. Но, с другой стороны, они же проявляются психофизиологически в потребности ребенка к подражанию, характерной именно в первые семь лет жизни, так как подражание есть повторяющий, репродуктивный процесс.

Подражание является насущной потребностью, так как пример, подаваемый родителями и всем окружением ребенка, имеет огромное значение не только для формирования его нравственного облика, но и для создания физической структуры его организма. Ребенок, повторяя то, что видит, реально запечатлевает это в своей физической структуре. Это в равной степени справедливо как для хороших, так и для плохих примеров. Таким образом, гармоничное окружение, в котором живет ребенок, имеет глубокие последствия для всего его существа. Спустя некоторое время эфирные силы приступят к выполнению других задач, связи этих сил с другими составляющими человеческого существа изменятся и допущенные пробелы вряд ли можно будет восполнить. Нельзя будет исправить то, что было деформировано. Мы имеем типичный пример этого в так называемых «детях-волках»[17]. Эти дети, воспитанные животными, сами стали животными, и никакое последующее воспитательное усилие не способно было сделать из них настоящих людей. Менее трагичный случай донес до нас д-р Н. Глас[18] в своей книге «Раннее детство». Речь идет о ребенке четырех лет, доставленном в клинику с подозрением на сумасшествие, так как он не говорил и все время бегал и лаял как собака. Обследование показало, что ребенок воспитывался у кормилицы, которая, по сути, им не занималась, не разговаривала с ним, только мыла и кормила его. Обычно она оставляла ребенка в парке, где жило несколько собак, к которым кормилица была в вышей степени привязана, одаривая их многочисленными знаками внимания и нежностью. Когда нашли для этого ребенка понимающего и самоотверженного человека, он стал быстро развиваться и через полтора года стал совершенно нормальным.

Было бы совершенно неправильно искать здесь какой-либо подвох со стороны ребенка. Этот пример показывает нам потребность подражать, характерную для ребенка этого возраста. И в том, что это подражание было направлено больше на собак, нежели на кормилицу, равнодушную к ребенку, нет ничего удивительного. Мало того, внимание кормилицы к собакам на фоне полного невнимания к ребенку тоже побуждало его подражать именно собакам, а не кормилице.

Значение окружения и окружающей среды. Вышеописанный случай помогает нам глубже почувствовать исключительную силу примера, подаваемого взрослыми детям в течение первого семилетия, что особенно подчеркивал Р. Штейнер. Он говорил: «Воспитывать ребенка — значит воспитывать самого себя». Но важно не только человеческое окружение, важна вся атмосфера, в которой находится ребенок. Уродливо оформленное жилье, дурной вкус в обстановке, аляповатые, кричащие краски, механическая музыка или, еще хуже, постоянно включенный телевизор — являются ядом, травмирующим фактором, оставляющим на физическом теле ребенка неизгладимый отпечаток. Приведенный выше случай помогает нам также понять, почему Р. Штейнер не советовал давать детям, еще не умеющим ходить, игрушки в форме животных. Игрушки оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Нужно исключать как игрушки, карикатурно отражающие живой или животный мир, так и чрезмерно усовершенствованные, завершенные, технически законченные игрушки, не оставляющие места воображению ребенка. Атмосфера, в которой растет ребенок, имеет тем большее значение, чем меньше он сам. Поэтому с момента рождения для ребенка должны быть созданы гармоничные условия жизни. Холодная и безликая атмосфера родительского дома бесспорно далека от того, чего хотелось бы пожелать. Сколько ошибок делаем мы из соображения мнимого удобства. Например, изолируя новорожденного от матери, тогда как именно рядом с ней его нормальное место. Ему необходимо тепло матери, не только физическое, но и духовное — тепло материнской любви. Поскольку последнее невозможно измерить термометром, заявляют, что оно-де не существует или что оно не имеет никакого значения! И вот в один прекрасный день замечают, что меры, произвольно установленные в наши дни и свидетельствующие о полном непонимании человеческой природы, имеют последствия не только для психики, но и для физического здоровья, что эти меры провоцируют расстройства, последствия которых могут наблюдаться до самой старости. Пример: во все времена матери укачивали своих детей, они инстинктивно чувствовали, что это хорошо для ребенка. Но однажды какой-то педант заявляет, что укачивание вырабатывает в ребенке плохую привычку — догма, которую спешит повторить весь мир, поскольку метод «следования авторитету» как никогда пышно расцвел в наши дни! Американцы, имеющие манию к анкетированию, провели опрос взрослых, чтобы выяснить — укачивали ли их в детстве? Было выявлено, что те, которых укачивали в детстве, прожили более гармоничную жизнь. Когда укачивают малыша — дают пищу его ритмической активности, гармонизируют его эмоциональность. Из тех же соображений ребенку необходимо петь колыбельные песни, а чуть позже рассказывать народные сказки (прежде всего национальные, народные сказки, но и такие общемировые сказочные сюжеты, как у братьев Гримм, Шарля Перро, Г.-Х. Андерсена).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...