Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Между импульсивностью и стабильностью




 

Возвратившись к иконографии и атрибутации карты, отметим еще раз, что даже в исторических колодах Император изображался то пожилым уже мужчиной с седой бородой (Висконти-Сфорца), то просто зрелым мужчиной (Марсельское Таро). В современных колодах традиции Уэйта это скорее очень основательный Император, недвижимый и ригидный; хотя в атрибутации этой карте неминуемо присутствует знак Овна, импульсивного начала, взрыва энергичной деятельность. В большей степени соответствует Овну Император колоды Тота Кроули: вся карты выдержана в ало-оранжевых тонах (цветов знака Овна) и мужчина представляет собой скорее символ, образ, а не портрет с определяемым возрастом и характером. В этом вообще отличие колоды Тота с ее надличностным, надчеловеческим видением мира от большинства других колод, особенно достаточно субъективной колоды Уэйта.

Об Императоре Кроули пишет: «Относительно свойств этой власти следует отметить, что она подразумевает внезапную, бурную, но непостоянную деятельность. Если сила его действует слишком долго, то начинает сжигать и разрушать. Она не такова, как Творческая Энергия [путей] Алеф и Бет: карта Императора расположена ниже Бездны» (Книга Тота в переводе Анны Блейз). В то же время, по следам колоды и книги Уэйта Император – воплощение мужской силы и мощи, сидящей «на троне разума», чья премудрость неосознанна, но осенена вышним миром. В презентации этого аркана Уэйтом мы видим скорее знак Льва или планету Юпитер, хотя и у него она атрибутирована Овном (вслед за традицией Золотой Зари). Потому в настоящее время Император Таро представляет собой различные градации на шкалах «импульсивность – стабильность», «прерывистость – континуальность» мужского созидательного начала.

Так в колоде «Нью Вижн Таро»[7], нарочито обратном клоне Уэйта в основании трона Императора лежит живая черепаха, символ постоянства, неторопливости, основательности. Хотя сверху на троне и высечен парящий орел. В этой карте я бы увидела «искусственные идеалы», хотя и вполне практичную основательность. В Романтической Викториане[8] – напротив, Император похож на молодого человека, играющего в домашне-театральной постановке на тему жизни древнеегипетских фараонов. Здесь юный Император, только овладевающий искусством управлять… и собой, и своим пространством. В Olympus Tarot Император[9], против обыкновения, не ожидаемый Зевс, а Арес на вершине горы. Удивительно, но тонкий интерпретатор А. Кроули – Лон Майло Дюкетт в колоде Ceremonial Magick показывает Императора[10]вовсе высеченного из камня до пояса (а дальше там просто камень), хоть и с лавровым венком на голове и на фоне Парфенона; даже не сам Зевс, а тень его... хоть и на алом фоне и с навершием жезла в виде бараньей головы.

Император в нашей жизни

 

Император может обозначать тему внутренней структуры личности и волевых актов. Это может быть вызов в определении целей и расширении территории, точно также – по самой специфике Старшего аркана – одержимостью идеи распространения своей власти и вкладывания в этой всей силы и мощи. Извне Император будет являться нам в виде властных мужчин, образа отца или отцовской фигуры (обладающей авторитетом и властью), также мужа или партнера для женщины (если она видит его сильным или обладающим важными полномочиями).

Нельзя сказать, что реально будет отказаться от проекций Императора в мир, как часть некоей социальной иерархии он всегда будет присутствовать в нашей жизни. Не проецировать его (как мы пытались это делать на предыдущих картах) – именно во всей мощи Старшего аркана – мы можем лишь на людей. Тогда увидим в них королей различных мастей, конкретные и реальные образы, сняв сакральность божественного символа.

[1] Число 4, номер карты, соотносится с квадратом. Равносторонние квадраты составляют куб, основание для Императора.

[2] http://www.tarot.com/tarot/decks/index.php?deckID=12&cardID=4

[3] Подробнее об архетипе Зевса см. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: архетипы мужественности. – М.: Класс. – 2005.

[4] http://www.rusjoker.ru/WWPCM/decks05/d02390/d0239004.jpg

[5] Психолог У. Джемс разделял I (Я) и me (я), полагая что именно I является – чистым Эго, познающим элементом, а me – эмпирически познаваемым Эго.

[6] http://taroteca.multiply.com/photos/photo/372/5

[7] http://www.rusjoker.ru/WWPCM/decks05/d02398/d0239804.jpg

[8] http://www.victorianromantic.com/VicRomantic_images/Final%20Cards240/Majors/V_Emperor.jpg

[9] http://www.rusjoker.ru/WWPCM/decks05/d02401/d0240104.jpg

[10] http://www.rusjoker.ru/WWPCM/decks05/d02378/d0237804.jpg


 

Метод Таро-драмы: драматическое путешествие Героя по Старшим арканам

Карты Таро появились в Италии периода Возрождения и воплощают в своих образах символический ряд той эпохи. На протяжении XVI -XVIIIвеков колоды Таро распространились по Германии, Фландрии, Швейцарии, впитывая в себя наиболее выразительные изобразительные метафоры. К концу XVIII века Таро становится детищем коллективного бессознательного и творческого созидательного начала целых эпох и народов.

 

В эпоху Просвещения систему Таро замечают и переосмысливают исследователи и оккультисты. С этих пор иконография Таро намного в большей степени становится продуктом творческого созидательного авторского начала, однако структура и порядок остаются практически неизменными. В настоящее время семантическое развитие системы Таро происходит как через осмысление структуры через набор символических соответствий, так и через результат повторения художественных смыслов, воплощенных разными авторами.

 

Старшие арканы представляют собой 22 карты, изображающие изначально (то есть с известных нам времен) определенный сюжет или персонажа. Их иконография повторялась веками, превратившись в достаточно устойчивые клише или стереотипы, напитанные особым смыслом. Старшие арканы в наше время обозначают архетипические силы: персонажей или сюжеты. Архетипы именно в юнговском понимании: стихийных сил коллективного бессознательного, а не ролевые архетипы пост-юнгианцев (ролевыми архетипами будут Придворные карты, до той или иной степени). Это мощные Голоса и Сценарии, которые завладевают людьми – и ситуацией в целом – и которые можно лишь пережить, в единении или сопротивлении, идентификации или проживании процесса. Но прекратить их существование или влияние – невозможно. Ровно так же, как увидеть сквозь них реальность.

Ряд современных исследователей Таро усматривают соотнесение порядка Старших арканов с мифологическим рядом этапов индивидуации или «пути героя», или же жизненного цикла человека в целом. Хайо Банцхаф привязывает этот путь к системе Дж. Кемпбелла, другие авторы, в частности Тереза Михельсен, ориентируются на собственные представления. Мы тоже рассмотрим этот порядок как линию развития классического символического сюжета.

О.Шут.

Невинный дурак, обычный герой сказки начинает свое героическое путешествие. В некоторых случаях его успех будет зависеть целиком от «дурацкой» непосредственности и простоты. (Но, забегая вперед, скажем, что тогда герой доходит лишь до X аркана, Колеса Фортуны.)

Маг.

 

Главный герой обучается некоему навыку или же проявляет какую-то удивительную способность. Также возможно его обучение у какого-то мастера или встреча с «инициирующим магом», превращающим простака в иное существо. Ряд сказок и символических историй могут закончиться на этом этапе. Это будут истории об удивительном достижении мастерства. Об этом повествуют часто местные легенды: жил- был простой парень, а потом с ним случилось невероятное и он стал кем-то другим.

Верховная жрица

 

В истории героя это может быть появление волшебной и таинственной помощницы, непознанной по своей природе. Герой еще не слишком искушен, чтобы знать правду или понимать действительность. Таинственные старушки у воды подходят для роли Верховной Жрицы как нельзя более. Главному герою эта встреча дает опыт контакта с мистическим неизведанным, обусловленным, вместе с тем, своими правилами и собственной осмысленностью.

Императрица

Эта карта может обозначать как благодетельную женскую фигуру в истории героя, так и любой другой опыт получения щедрого принятия и благоволения. И это важное переживание, необходимое для успешного продолжения пути.

Император.

 

Эта карта обычно означает верховную власть и подчиненную ей структуру. Пока сила принадлежит королю или царю. Но задачей героя признание этой власти и встраивание в общую структуру (свою личную власть и силу он получит потом). Как фигура отца вступает в жизнь ребенка за фигурой матери, так и отцовские фигуры в Таро идут следом за материнскими. Это конец частной жизни и вступление в социальную структуру.

Иерофант.

 

Иерофант появляется в сказках и символических историях в качестве учителя и наставника. В ряде культур его значимость огромна: это мистический учитель, гуру или наставник в науках, волшебник, бард. «Иерофант» дает герою представление о правилах, традиции и некоей человеческой общности.

Влюбленные.

 

Герой уже обладает всеми ресурсами для самостоятельного выбора. Это момент выбора и решения, иногда – встречи со своей будущей парой. Основной смысл состоит в расширении своего опыта за счет «присоединения» нового аспекта реальности.

Колесница.

Здесь герой или героиня пускается в путь, одержимый идеей, задачей, целью. Или же оказавшись несомым, ведомым некоей неведомой силой.

Справедливость или Сила

 

Справедливость часто представляет серию заданий или проверок героя на понимание им правил; иногда их необходимо соблюдать, иногда нарушать. Ответа заранее неизвестно, ошибка же в любом случае будет провинностью. Это может быть испытание доброты или твердости, честности или хитрости. Таким образом, герой сам выстраивает себя и свой дальнейший путь. В ряде сказок после удачного выполнения задания следует счастливая развязка: герой доказал свою адекватность в социуме. Но так бывает не всегда, и система Таро предлагает дальнейшее странствие.

 

На этом месте может стоять и карта «Сила». Тогда герою предстоит силовое испытание, что тоже входит в представление о решающем подвиге этого этапа.

Отшельник.

 

Эта карта вновь может представиться в виде мудрого помощника, но на этот раз герой уже понимает, о чем идет речь и о том, кто он или что от него требуется. Также понимание этого может придти и самостоятельно. Неудивительно, что осознание приходит после испытания себя VIII аркана, но также это может быть и удрученное, печальное осознавание последствия ошибки предыдущего этапа и поиск нового решения.

Колесо фотруны.

 

После того как герой узнает свою истинную природу с ним случается нечто неожиданное и необыкновенное, как награда или же – новое испытание.

Сила.


Мы уже говорили, что карта Сила и Справедливость чередуются в разных системах. С точки зрения прохождения мифологического пути они способны быть взаимозаменяемыми как испытания силы и воли (Сила) или же точного соответствия некоей неожиданной ситуации (Справедливость).

Повешенный.

 

Это внезапное наступление неопределенности, может быть кризис идентификации, понимания своего места в мире, который встал с ног на голову. Это неизвестность, существование в отрыве от прошлого и пока без будущего в неизменном, бесконечно длящемся моменте. Ключевое переживание этого этапа – неизвестность. Также это может быть жертва и самопожертвование.

 

Эта карта заменила в историческом Таро карту четвертой добродетели – Благоразумие. И с этой карты начинается совершенно уникальный путь героя. А испытание «Повешенного» оказывается ключевым для всей истории.

Смерть.

 

На этом этапе герой перестает оглядываться назад и прощается с прошлым. В ряде случаев это может быть и спуск в Подземный мир смерти, с оставлением позади всего что было. Здесь героиня смотрит в лицо смерти и может на некоторое время остаться во тьме, а в некоторых мифах и сказках даже стать женой Подземного Царя. В качестве платы за вход в Нижний мир, от нее, как от Инанны, может потребоваться отказ от всего, чем она владела на земле.

Умеренность.

 

Добродетель Умеренность в XIV аркане в настоящее время часто воспринимается как Алхимическое делание, по большей части из-за аллегории, смешивающей жидкость двух сосудов (изначально это было разбавление вина водой). В мифологическом или сказочном сюжете этому этапу соответствует терпеливое ожидание, сосредоточенность на своем деле без всякой определенной надежды на успех. Это частая ситуация женских мифов и сказок: прядущая полотно Пенелопа, смиренная Психея. Да и в мужских мифах и сказках это часто неспешный, но необходимый труд, служение некоей цели.

Дьявол.

 

Дьявол часто являет искушение Героя. Это соблазн и риск, который герой преодолевает, посрамляя дьявола, или же соблазняется и это искажает его путь. Это часто рискованный выбор (аналог Влюбленных), который необходимо пройти для индивидуального развития души. Это вызов, который принимает герой, чтобы совершить только свои ошибки и найти единственно свой уникальный духовный путь. Нередко это роковая ошибка, которая, тем не менее, при дальнейшем смирении и прохождении испытаний, ведет к Свету.

Башня.

 

Эта карта довольно значительное время связывалась с разрушением того, что выстраивалось осознанно и в течение длительного времени: это крах надежд, ожиданий, иллюзий или же внезапная катастрофа вполне честного дела. Однако после Дьявола мы можем ожидать, что причина краха Башни лежит в ловушке Дьявола. Здесь ошибки становятся очевидными, а злой рок – непреодолимым.

 

Впрочем, есть и иная версия Башни, которую предлагает Салли Николс и Тереза Михельсен. Здесь Башня – освобождение героя от прошлого заточения, от прежнего сценария. Два взгляда на одну и ту же ситуацию могут быть совмещены в символическойистории. Так Рапунцель, а вслед за ней и ее возлюбленный, были выброшены из высокой башни. Катастрофа случилась и с ними, и с ведьмой – приемной матерью. Но если для ведьмы это разрушение ее планов и построений (а Дьяволом, конечно, оказался Принц), то для возлюбленной пары Башня оказывается благом, шансом на новую жизнь.

Звезда.

 

Звезда дает свет новой цели, надежды и веры в свою удачу несмотря ни на что, невзирая на прежние невзгоды и потери. Это вера брошенной невесты и жены, которая подкладывает в бокал забывшему ее супруг или жениху колечко. Это путь навстречу испытаниям, но и светлой цели у героя, обретшего и потерявшего свою судьбу. Также это может быть иллюзорная обманчивая надежда, подобная той, что вела Перифоя и Тезея, решивших похитить Персефону, царицу Подземного мира.

Луна.

Луна – нижняя точка падения человеческой души в пучину бессознательного. Однако это необходимая точка путешествия. Так Психея спускается в Подземный мир к Персефоне и засыпает там. Так герои многих сказок ищут ответа в мире мертвых. Всегда есть риск остаться там навсегда, но удачливый герой, как правило, возвращается. Потому Тезея Персефона отпускает из своего царства, а Перифоя – нет.

Солнце.

 

Здесь герой завершает свою миссию и выходит на солнечный свет, как в прямом, так и в переносном смысле. Парсифаль обретает Святой Грааль, Данте покидает ад, потерявшиеся дети кидаются в объятия отца. Находят друг друга разлученные братья или возлюбленные. Это момент единения и рождения осознанной уникальности души, истинного смысла всей символической истории. Это метафора явления Самости.

Суд.

 

Ключевая и окончательная трансформация не только героя, но и пространства вокруг него. «Заклятие снято, лягушка превращается в прекрасного принца, спящая Красавица просыпается, а Святой Грааль исцеляет больного короля и всю его страну. Зло разоблачено и наказано, а добро получает королевство и принцессу в придачу (или выходит замуж за принца). Это аллюзия на Судный День и приход Царства Божьего, но и символ нашего собственного внутреннего суда и оправдания, которое может наступить, если мы действительно обрели целостность» (Тереза Михельсен).

Мир.

 

История закончилась. Начинается совсем другая…

 

Порядок и общий набор символических актов в каждой конкретной, индивидуальной или мифологической истории может отличаться. Мы также не можем с убежденностью сказать, почему исторически порядок сложился именно такой, ведь это плод работы коллективного бессознательного. Для того чтобы эта система была осмысленно применима к реальности, мы склонны признать, что хронологически достаточно достоверно в человеческой жизненной истории порядок Старших арканов проявляется на протяжении первых 10-11 карт, от Шута до Колеса Фортуны. Шут (0) и Маг (I) могут вполне соотноситься с младенчеством, новым неизвестным миром и овладением навыками. Жрица (II) и Императрица (III) обычно означают здесь материнское влияние: чередование щедрости и отстраненности, теплоты или холодности, наполненности своего близкого тесного пространства и свободы или понимания внешнего мира. Император (IV) и Папа (V) представляют маскулинное и патриархатное начало, социальную реальность в жизни каждого индивида. Это обусловленная родительская любовь отца в отличие от безусловной любви матери. Это встраивание нового человека в социальную систему (IV) и обучение его моральным нормам и ценностям общности (V). Первые шесть карт (0-VI) это заложенные основы для полноценного развития личности; недостаток силы какого-либо принципа будет с очевидностью сказываться в дальнейшем, требуя необходимого восполнения и насыщения нужной формы.

Аркан «Влюбленные» (VI) это время самостоятельного личного выбора; и обычно это проблематика подросткового возраста. Вызов самостоятельного выбора и принятия личных решений относится к этому периоду, как и переживания «гонки» VII аркана – «Колесницы». Безудержность последней компенсируется освоением индивидуальных способов совладания с внешними и внутренними влияниями по VIII карте – «Сила». Это все навыки, которыми с большим или меньшим успехом овладевает в нужный период подросток и юноша/девушка. IX карта – «Отшельник» не относится к обязательным этапам прохождения, хотя вполне свойственна самокопаниям и постижению смысла жизни в юном возрасте. И все же мы можем ожидать явление этого принципа изнутри лишь после вполне успешного совладания с собой и миром по карте «Сила» (VIII). В противном случае страх перед «Отшельником» будет вновь и вновь возвращать человека к проработке «Силы», а то и «Колесницы» с «Влюбленными». Однако мы готовы закончить «обязательный порядок» лишь на карте «Колеса фортуны» (X), принимая его как вступление индивидуума в мир, где он будет управлять и будет управляем причудливыми узорами судьбы. Дальнейший порядок карт в каждой частной жизни будет уникален и неповторим. «Колесо Фортуны» (X) в современном Таро это уже не роковая мощь божественно безупречного инструмента, каждому в свой срок отмеряющего удел. Это удивительная взаимосвязь множества «колесиков», каждое из которых способно запустить Большое колесо личной судьбы или участи многих множеств. Точно также можно сказать, что и каждая уникальная жизнь состоит из множества маленьких прохождений Старших арканов и некоторого количества крупных подобных циклов, складывающихся в Большое Колесо судьбы.

Так, несмотря на различия системного строя Старших карт и актуального переживания различных архетипических явлений в реальной жизни человека, в упражнениях и продуцировании важных психических и духовных процессов этот порядок может быть принят как базовый при работе с инструментом системы Таро.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...