Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные представления о санитарно-гигиенической культуре учащихся




 

Одна из главных задач воспитания на современном этапе - формирование у школьников ценностного отношения к своему здоровью, решение которой невозможно без формирования санитарно-гигиенической культуры учащихся. Здоровье школьников и проблемы его сохранения всегда были в центре внимания ученых.

Проблемой санитарно-гигиенического воспитания в разные годы занимались многие ученые, в частности И. И. Аваткова, И. Д. Зверев, Е. И. Кальченко, Н. Б. Коростелев, С. К. Кусаинова, С. Е. Советова, И. И. Мильман, А. Г. Просецкая, Д. Д. Шарипова и др. В своих работах они сформулировали определение понятия «санитарно-гигиеническое воспитание». Согласно И. И. Мильману санитарно-гигиеническое воспитание - это совокупность неразрывно связанных и взаимодополняющих друг друга педагогических воздействий [50]. И. Д. Зверев определяет его как воспитание у школьников гигиенических норм поведения, укрепление сознательного отношения к полезности и необходимости соблюдения гигиены в повседневной жизни [27].

В научной литературе обращается большое внимание на санитарно-гигиеническое воспитание, а именно на следующие моменты: вопросы личной и общественной гигиены, режим дня школьников, влияние физического труда и физической культуры на здоровье, гигиена умственного труда, профилактика близорукости, половое воспитание, гигиена туристических походов и гигиена питания [36].

На содержание санитарно-гигиенической работы оказывают влияние эпидемическая ситуация (сезонный подъем заболеваемости гриппом, вспышки острых желудочно-кишечных заболеваний и др.) и проведение внутри школьных массовых профилактических мероприятий (прививки, профилактические осмотры и др.). В преддверии или во время эпидемиологического неблагополучия в регионе освещаются санитарно-гигиенические нормы и правила поведения, направленные на предупреждение эпидемических заболеваний.

В методических рекомендациях по гигиеническому воспитанию детей в детских дошкольных учреждениях содержание определено разделами «Программы воспитания в детском саду»: воспитание навыков личной гигиены, игры, труда, физической культуры [53].

Содержание санитарно-гигиенического образования должно включать в себя, наряду с вопросами охраны и укрепления здоровья, вырабатывание знаний и умений оказания первой помощи при несчастных случаях [7].

Основу содержания санитарно-гигиенического образования составляют анатомо-физиологические, гигиенические и медицинские понятия, которые позволяют учащимся оценить свой опыт, осознать гигиенические правила, понять, что соответствует, и что не соответствует им в жизни. Одновременно корректируются неправильные представления, усваивается определенная система гигиенических знаний и навыков, создается убеждение в необходимости выполнения последних [28]. Кроме того, особое внимание следует уделять предупреждению вредных привычек путем повышения физиологической и гигиенической грамотности учащихся. Таким образом, не вызывает сомнения, что именно содержание, включающее в себя систему понятий, является одной из основных частей воспитания санитарно-гигиенической культуры школьников.

Систему понятий в школьном предмете мы рассматриваем как отражение в обучении учащихся педагогически значимых основ науки. Иначе говоря, знаний, которые, с одной стороны, адекватны науке, но отличаются от нее по глубине, объему и дидактической обработке, а с другой - специально отобраны в соответствии с образовательными, воспитательными и развивающими задачами на современном этапе развития российской школы и педагогической науки [80].

Следовательно, систему санитарно-гигиенических понятий можно представить как совокупность взаимосвязанных единиц санитарно-гигиенических знаний, обеспечивающих становление санитарно-гигиенической ответственности в ходе соответствующей подготовки.

Понятия вообще - это одна из форм отражения мира в мышлении; образование понятий - результат абстрактного мышления. В дидактике понятия рассматриваются как основная единица знаний, представляющая собой обобщенное отражение действительности. Различают общие и единичные понятия.

Общими являются понятия, посредством которых мыслятся не отдельные предметы или явления, а целый класс однородных предметов и явлений, носящих одно и тоже наименование, например: фактор окружающей среды, фактор, подрывающий или укрепляющий здоровье, и т. д.

Единичные понятия - это понятия о конкретных санитарно-гигиенических объектах или явлениях, имеющих собственное санитарно-гигиеническое название - вода, воздух, почва (факторы окружающей среды). В единичном понятии находят отражение как общие признаки того или иного понятия, так и признаки, присущие только данному объекту или явлению, определяющие его своеобразие, его неповторимое лицо.

Целью санитарно-гигиенического образования учащихся на этапе основного общего образования является - становление санитарно-гигиенической культуры как интеллектуального, эмоционально-ценностного и практического опыта соблюдения обоснованных гигиенических нормативов, санитарных, эпидемиологических, экологических правил и рекомендаций, ориентированных на улучшение окружающей среды, условий быта, труда, отдыха, питания с целью сохранения и укрепления здоровья.

Достижение целей санитарно-гигиенического образования школьников не представляется возможным без конкретизации их в виде педагогических задач - обучения, воспитания и развития.

Обучение предполагает:

) формирование системы базовых знаний о строении и функционировании организма человека, факторах, оказывающих воздействие на его состояние; изменениях санитарно-гигиенической обстановки в мире и заболеваниях людей, возникающих из-за них; мерах улучшения состояния здоровья людей, включая народные традиции;

) формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния социоприродной среды, своего здоровья и здоровья других людей.

Воспитание ориентировано на:

) формирование ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и образу жизни при соблюдении санитарно-гигиенических и профилактических правил, норм и мер;

) развитие ценностных ориентаций здоровье сберегающего характера, мотивов, потребностей и привычек, воли и настойчивости в достижении идеалов здорового человека в экологически чистой окружающей среде;

) формирование практических способов деятельности по охране ближайшей окружающей среды и поддержанию здоровья.

Развитие направлено на:

) формирование мышления на основе описания, анализа, сравнения, объяснения явлений, протекающих в организме человека под воздействием различных факторов;

) обогащение эмоций и чувств при анализе ответственного и безответственного отношения людей к здоровью и жизненному пространству;

) побуждение к активной и творческой деятельности по сохранению своего здоровья и окружающей среды.

Выраженные цели и задачи могут успешно реализовываться при опоре на ряд педагогических принципов, в частности научности, гуманитаризации, гуманизации, культуросообразности, дополнительности, регионализации и общего развития личности. Они позволяют одновременно осуществлять целенаправленный отбор адекватного учебного материала и эффективно организовывать образовательный процесс по формированию санитарно-гигиенической культуры школьников.

Поскольку основной санитарно-гигиенический материал учащиеся получают в ходе изучения цикла биологических предметов и в большей степени при изучении раздела биологии «Человек и его здоровье», то ядро санитарно-гигиенических понятий, несомненно, составляют группы биологических понятий: анатомо-физиологические, экологические, генетические, гигиенические, медицинские и общебиологические. Наряду с биологическими, важное значение имеют и культурологические понятия, знание которых способствует повышению общей и санитарно-гигиенической культуры школьников. Для наглядности представим значимые для санитарно-гигиенического образования понятия в таблице 1.

 

Таблица 1 Группы понятий, значимых для санитарно-гигиенического образования

Группа Понятия
Анатомо-физиологические Физическое развитие, биологический и календарный возраст, методы оценки физического развития, гомеостаз, обмен веществ и энергии, мотивации, иммунитет, фагоцитоз, антитела, защитные реакции организма, адаптация, утомление, переутомление, работоспособность, двигательная активность, половое созревание
Экологические Среда обитания, биосфера, ноосфера, окружающая среда, компоненты окружающей среды, круговорот веществ, канцерогенные вещества, факторы окружающей среды, эндемические заболевания
Генетические Наследственность, изменчивость, наследственные заболевания, предрасположенность к наследственным заболеваниям
Медико-гигиенические Санитария, гигиена, санитарно-гигиеническая обстановка, санитарно-гигиеническая ситуация, здоровье, болезнь, профилактика, профилактические прививки, личная и общественная гигиена, режим дня, гиподинамия, рациональное и сбалансированное питание
Общебиологические Вирусы, бактерии, патогенные микроорганизмы, инфекционные заболевания
Культурологические Культура, санитарно-гигиеническая культура, медицинская культура, культура поведения, стиль жизни, образ жизни, ценности

 

Санитарно-гигиеническая культура как категория имеет сложный состав. Представим его в виде рисунка.

санитарный гигиенический ситуативный игра

Рисунок 1 - Элементы санитарно-гигиенической культуры учащихся и их главные составляющие

 

В понятие «образование» включены не только знания, умения и навыки как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. В связи с этим содержание образования, будучи изоморфно социальному опыту, состоит из следующих структурных элементов: опыта познавательной деятельности (способ ее осуществления в фиксированной форме - знания, умения и навыки), опыта творческой деятельности (в форме проблемных ситуаций), опыта эмоционально-ценностных отношений.

) знание о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; освоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, окружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием, в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт; система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющих содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;

) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом; он требует самостоятельного претворения ранее освоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных;

) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, другим людям в совокупности потребностей, обусловливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в систему ценностей; освоение школьниками перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся.

Конкретизируя отношение к санитарно-гигиеническому образованию, содержание обозначенных компонентов возможно представить таким образом, что знания в наиболее общем виде характеризуются как отражение внешнего мира, как идеальное воспроизведение в языковой форме объективной действительности. Как известно, знания подразделяются на теоретические и эмпирические. Первые отражают сущность предметов и явлений, определяющие их особенности, внутренние связи и отношения. Теоретические знания - это обобщенные знания. Они представлены теориями, законами, закономерностями, причинно-следственными связями, понятиями. Эмпирические знания выражают внешние особенности объектов и явлений; к ним относятся представления и факты. Выделяют также методологические знания - это знания о методах исследования гигиенической науки и способах деятельности: наблюдение, эксперимент, моделирование, объяснение, анкетирование и др. Объяснительные знания, в том числе и проблемного значения - причинное, функциональное становление временных и пространственных связей. Инструктивные знания дают возможность в условиях школы построить в определенной последовательности исследования любого санитарно-гигиенического объекта. В общем виде эта последовательность выглядит таким образом: наблюдение, эксперимент, объяснение результатов эксперимента, формулирование теоретического положения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...