Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Указания по проведению практических занятий




 

Виды практических занятий:

- решение ситуационных задач;

- подготовка реферата;

- смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

 

Практическое занятие 1.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Введение в экономическую теорию.

Основные этапы становления экономической науки, основные экономические школы и направления, объект и предмет экономической теории.

Методы исследования в экономической теории. Фактор времени в экономическом анализе.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 2.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Экономические системы. Отношения собственности.

Экономическая система. Социально-экономические, технико-экономические и организационно-экономические отношения в современном обществе. Типы экономических систем. Национальные модели экономических систем.

Собственность. Собственность как экономическая и юридическая категория. Виды и формы собственности. Трансформация форм собственности. Разгосударствление и приватизация. Теория прав собственности. Формы хозяйствования.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 3.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Основные экономические понятия.

Потребности. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей. Блага, классификация благ. Кругооборот товаров и услуг: производство, распределение, обмен и потребление. Товар и его свойства. Концепции стоимости. Потоки и запасы. Затраты и результаты. Ex post и ex ante анализ, предельные величины.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 4.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Основные проблемы экономического развития общества.

Экономические ресурсы и основные факторы производства. Ограниченность ресурсов.

Общественное производство. Проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость или издержки упущенных возможностей. Закон возрастания альтернативных издержек. Основные направления эффективного использования ограниченных ресурсов.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 5.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Деньги. Современные денежные средства.

Деньги: сущность функции. История развития денег. Теории возникновения денег. Теории стоимости денег. Современные денежные средства. Международное денежное обращение.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 6.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Рынок и механизм его функционирования.

Сущность и функции рынка. Условия формирования рыночной системы. Принципиальные основы рыночной экономики. Критерии классификации и виды рынков. Система рынков. Рынок как социальный институт.

Достоинства и фиаско рынка. Рыночный механизм и эффективное распределение ограниченных ресурсов.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 7.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями; решение задач.

Тема и содержание практического занятия: Теория спроса и предложения.

Спрос как экономическая категория. Закон спроса. Неценовые факторы (детерминанты) спроса. Разновидности спроса. Эффект дохода и эффект замещения.

Предложение как экономическая категория. Закон предложения. Цена предложения. Детерминанты предложения. Сравнительная статистика.

Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности. Виды эластичности. Эластичность предложения и фактор времени. Методы измерения эластичности. Эластичность и ценовая политика фирмы. Влияние эластичности спроса и предложения на распределение налогов. Рыночное равновесие. Равновесная цена.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 8.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями; решение задач.

Тема и содержание практического занятия: Потребительское поведение.

Понятие полезности, предельной полезности и потребительского предпочтения. Объективные и субъективные факторы и исходные положения поведения потребителя. Кардиналисткий и ординалисткий подход к определению равновесного положения потребителя.

Кривые безразличия, карта кривых безразличия, свойства кривых безразличия.

Бюджетное ограничение потребителя, линия бюджетного ограничения, факторы, влияющие на положение линии бюджетного ограничения.

Потребительский излишек. Временной аспект в поведении потребителя.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 9.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями, решение задач.

Тема и содержание практического занятия: Издержки. Валовой доход (выручка). Прибыль.

Концепции издержек: позиция трудовой теории стоимости, неоклассический и институциональный подход. Доход (выручка) фирмы. Прибыль. Формирование и распределение прибыли на предприятии.

Себестоимость продукции, структура и классификация затрат (издержек), пути снижения себестоимости. Минимизация убытков.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 10.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями; решение задач.

Тема и содержание практического занятия: Конкуренция. Рынок совершенной конкуренции. Максимизация прибыли фирмы.

Конкуренция: сущность и виды. Характеристика базовых моделей рыночных структур. Многоаспектность понятия «совершенная конкуренция»: рынок совершенной конкуренции, совершенно конкурентная фирма. Характеристика рынка совершенной конкуренции. Кривая предложения продукции совершенно конкурентной фирмы.

Общая постановка задачи максимизации прибыли фирмы, два подхода к решению задачи максимизации прибыли. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 11.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями; решение задач.

Тема и содержание практического занятия: Монополия.

Характеристика рынка монополии. Сущность и виды монополии. Законы монополистического ценообразования. Совокупный и предельный доходы фирмы монополиста. Неэффективность монополии. Максимизация прибыли в условиях монополии.

. Естественная монополия. Ценообразование в условиях естественной монополии, потери общества от естественной монополии Основные направления антимонопольной политики. Правительственный контроль над ценами в монополистической структуре рынка.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 12.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Олигополия, монополистическая конкуренция

Основные черты олигополии. Рыночная власть и ее показатели. Барьеры входа в отрасль. Ценовая дискриминация.

Методы борьбы олигополий. Олигополистическое ценообразование, основные модели. Формы координации ценовой политики олигополий: Модель Курно, ломанной кривой спроса, теория игр, дилемма заключенного и др. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 13.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Капитал фирмы и его структура

Кругооборот и оборот капитала, стадии кругооборота и формы капитала. Основной и оборотный капитал. Структура основных фондов и оборотных средств. Активы и пассивы предприятия. Износ основного капитала и его формы. Амортизация. Основные методы начисления амортизации.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 14.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями, решение задач.

Тема и содержание практического занятия: Производство и производственная функция

Производство. Эффект и эффективность. Технологическая и экономическая эффективность производств Долгосрочный и краткосрочный период в деятельности фирмы. Общий выпуск продукции, средний продукт фактора производства, предельный продукт переменного фактора производства. Производственная функция. Функция Кобба-Дугласа. Изокванта, предельная норма технологического замещения.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 15.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Рынок труда.

Особенности рынков ресурсов. Виды рынков ресурсов. Функции рынков ресурсов. Факторы спроса и предложения ресурсов. Особенности действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов. Формирование цен на ресурсы.

Рынок труда с позиции марксистской и неоклассической школ. Предложение труда, специфичность факторов, влияющих на предложение труда. Кривая индивидуального предложения труда, эффект дохода и эффект досуга. Спрос на труд, система факторов спроса. Равновесие на рынке труда с позиции конкурентного рынка и монопсонии, с позиции отдельной фирмы. Формы заработной платы и их роль в стимулировании труда. Дифференциация вознаграждения за труд. Заработная плата в номинальном и реальном измерениях.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 16.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Рынок земли. Цена земли и земельная рента

Ограниченность предложения земельных ресурсов. Теория предельной производительности и земельная рента. Альтернативная ценность земли и земельная рента.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 17.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Рынок капитала.

Капитал как экономическая категория: различия подходов. Рынок капитала, его структура и особенности. Основы функционирования рынка капитала. Спрос, предложение и равновесие на рынке заемных средств. Рынок активов. Нормы дохода. Фактор времени. Дисконтирование и правило принятия инвестиционных решений. Человеческий капитал: эволюция категории.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 18.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Экономика неопределённости, информации и страхования. Теория фирмы.

Неопределенность и асимметричность информации. Риск и способы его снижения. Страхование. Механизм уменьшения симметричности информации.

Теория фирмы: технологический и институциональный подход. Организационные формы бизнеса. Роль малых, средних и крупных фирм в экономике.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 19.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Введение в макроэкономику.

Макроэкономическая теория: аспекты становления и развития. Методы и принципы макроэкономического анализа. Макроэкономические агенты и рынки. Макроэкономические модели. Макроэкономическое агрегирование. Основные постулаты классической модели макроэкономического анализа. Кейнсианская макроэкономическая модель, основные положения. Четырехсекторная модель кругооборота расходов, доходов. Равенство инъекций и изъятий.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 20.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями, решение задач.

Тема и содержание практического занятия: Национальная экономика и система национальных счетов.

Этапы становления системы макроэкономических показателей. Система национального счетоводства. Принципы построения и основные элементы. Основные классификации в системе национальных счетов: сектора экономики, отрасли экономики, экономические операции, налоги и субсидии, товары и услуги. Балансовая модель «затраты-выпуск».

Основные макроэкономические показатели. Методы расчета ВВП: по расходам, по доходам, по добавленной стоимости.

Факторные доходы. Валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 21.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Роль государства в рыночной экономике

Теория общественного выбора: «новая политическая экономия». Парадокс Кондорсе (парадокс голосования). Политика как разновидность рынка. Фиаско рынка. Фиаско государственного регулирования.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 22.

Вид практического занятия: практическая работа в группах; подготовка реферата; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями, решение задач

Тема и содержание практического занятия: Совокупные расходы. Модель равновесия доходов-расходов.

Потребление и сбережения. Факторы, влияющие на сбережения и потребление. Функция потребления. Функция сбережения. Инвестиции, факторы на них влияющие. Виды инвестиций и их источники. Основные теории инвестиций. Средняя и предельная склонность к потреблению и к сбережению. Модель равновесия доходов-расходов.

Решение задач.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 23.

Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Модель равновесия AD-AS.

Понятие «равновесие» в национальной экономике: позиции различных школ. Модель «AD-AS». Марксистская модель макроэкономического равновесия. Совокупный спрос, неценовые факторы. Эффект процентной ставки, реального богатства, импортных закупок. Совокупное предложение, неценовые факторы.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 24.

Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Экономический цикл.

Вопросы к практическому занятию:

Модели экономического цикла. Характеристика фаз экономического цикла: кризиса, депрессии, оживления, подъема. Экзогенные и эндогенные теории причин возникновения экономических циклов. Экономический цикл в модели «AD-AS». Показатели экономического цикла. Виды циклов:

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 25.

Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Инфляция

Вопросы к практическому занятию:

Инфляция и ее содержание. Критерии классификации инфляции, виды инфляции. Причины инфляции: монетарные и немонетарные концепции инфляции, политэкономическая версия инфляции. Инфляционная спираль. Сеньораж и инфляционный налог. Последствия инфляции. Кривая Филлипса. Основные направления антиинфляционной политики.

Решение задач.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 26.

Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Безработица

Категории населения и их характеристика. Причины и виды безработицы. Естественный уровень безработицы. Модель динамики рабочей силы М Фридмана. Добровольная и вынужденная безработица. Последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика борьбы с безработицей.

Решение задач.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 27.

Вид практического занятия: решение ситуационных задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Экономический рост.

Вопросы к практическому занятию:

Экономический рост и его показатели. «Правило 70». Типы и факторы экономического роста. Государственная политика и экономический рост. Преимущества и издержки экономического роста.

Проведение тестирования по темам 1-10.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 28.

Вид практического занятия: подготовка рефератов; решение ситуационных задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Государственный бюджет.

Вопросы к практическому занятию: Государственный бюджет. Структура государственного бюджета. Функции и виды состояний государственного бюджета. Налоги, их основные функции и виды. Налоговая система. Инструменты воздействия налоговой системы на экономику. Кривая Лаффера. Бюджетный дефицит, виды бюджетного дефицита. Источники покрытия бюджетного дефицита. Их достоинства и недостатки. Концепции формирования государственного бюджета. Государственный долг. Его виды и последствия.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 29.

Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Денежный рынок и рынок ценных бумаг.

Структура финансовых активов. Виды денег. Основные теории денег: теории происхождения денег, теории стоимости денег. Количественная теория денег. Спрос на деньги, его виды и факторы. Предложение денег. Уравнение обмена Фишера. Денежные агрегаты. Равновесие на денежном рынке. Рынок ценных бумаг и механизм его функционирования. Равновесие денежного рынка и ставка процента. Закон Вальраса для финансового рынка.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 30.

Вид практического занятия: подготовка реферата; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Фискальная политика.

Цели фискальной политики. Инструменты фискальной политики и их воздействие на совокупный спрос. Мультипликатор государственных закупок. Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликаторы трансфертов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Влияние подоходного налога на мультипликатор налогов и экономику. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Дискреционная и автоматическая фискальная политика. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение. Достоинства и недостатки фискальной политики.

Продолжительность занятия – 3ч.

 

Практическое занятие 31.

Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Денежно-кредитная политика.

Цели монетарной политики. Виды монетарной политики. Инструменты монетарной политики: учетная ставка процента и его влияние на экономику, операции на открытом рынке, норма обязательного резервирования. Банки, их функции и роль в экономике. Роль коммерческих банков в предложении денег. Центральный банк и его основные функции. Банковский мультипликатор. Влияние центрального банка на денежную базу. Достоинства и недостатки монетарной политики.

Продолжительность занятия –3ч.

 

Практическое занятие 32.

Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Социальная политика.

Рыночная экономика и социальная справедливость. Доходы в обществе и их распределение. Направления социальной политики. Социальная политика в России. Государственные расходы: психологическая реакция государства.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 33.

Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Общее экономическое равновесие товарных и денежных рынков. Модель (IS-IM).

Кривая IS, способы построение, сдвиги и наклон кривой. Кривая LM, способы построения, сдвиги и наклон. Общее экономическое равновесие в модели IS – LM. Эффект вытеснения частных инвестиций. Модель IS –LM в коротком и длинном периодах. Взаимосвязь моделей IS – LM и AD – AS. Использование моделей IS – LM при разработке стабилизационной политики государства. Понятие открытой экономики. Большая и малая открытая экономика. Внутреннее и внешнее равновесие в открытой экономике. Модель Манделла-Флеменга. Мобильность капитала и ее виды. Модель IS – LM в открытой экономике. Макроэкономическая политика при низкой мобильности капиталов и при высокой мобильности капиталов в условиях различных режимов обменных курсов.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 34.

Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия:Теория сравнительных преимуществ и протекционизм

Теория сравнительных преимуществ. Теория международной торговли. Выигрыш от внешней торговли. Государственное регулирование международной торговли.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

Практическое занятие 35.

Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.

Тема и содержание практического занятия: Платежный баланс и обменный курс.

Платежный баланс и его структура. Дефицит платежного баланса. Внешнеэкономическое равновесие в модели малой экономики. Обменный курс: номинальный и реальный. Гипотеза паритета покупательной способности. Макроэкономическая политика в открытой экономике.

Продолжительность занятия – 2ч.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...