Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные задачи развития зрительного восприятия.




 

1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» - одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).

 

2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» - по торчащим ушкам).

 

3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.

 

4. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.

 

5. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»).

 

6. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.

 

С планированием игр и упражнений по развитию зрительного восприятия вы можете ознакомиться в Приложении (табл. 7).

 

Формирование элементарных графических навыков

 

Этот вид деятельности - великолепный способ развития малыша. Во-первых, это мощное психотерапевтическое средство. Ребенок, оставляя след фломастера или карандаша на бумаге, начинает ощущать себя личностью, чувствует: «Вот мой след в окружающем мире». Кроме того, это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребенка, способом усвоения особенно трудной для него части речи - прилагательного:

 

§ длинная дорожка / короткая дорожка;

 

§ большое яблоко / маленькое яблоко.

 

Ребенок ощущает значения этих прилагательных мышечно, проводя длинную или короткую горизонтальные прямые и охватывая большее или меньшее пространство на листе бумаге замкнутой кривой при изображении яблок.

 

Работа над графическими навыками - прекрасный способ воспитания ориентировки на листе бумаге за счет иллюстрации понятий: наверху - внизу, справа - слева, вокруг - внутри.

 

Это также средство развития мышления. Узнать в каракулях обозначение предмета, увидеть характерный признак - первая ступень абстрагирования.

 

Что может ребенок раннего возраста:

 

15 месяцев - момент, когда он начинает держать фломастер или карандаш (чаще в кулаке) и оставлять «след» на бумаге.

 

18 месяцев - след от карандаша служит стимулом, поддерживает желание увлеченно черкать. Наличие спонтанного черканья показывает, что складывается комплексное умение руки, когда воедино связывается карандаш, бумага и результат черканья.

 

21 месяц - ребенок черкает в пределах места. Это первый шаг в овладении доизобразительной деятельностью. Ребенок еще неумело держит карандаш, однако новый момент состоит в том, что черканье совершается под контролем зрения. Способность контролировать движения позволяет малышу проводить линии только в пределах места (разумеется, поначалу это нужно показать и закрепить). Так спонтанная деятельность постепенно превращается в регулируемую.

 

24 месяца - подражая, ребенок проводит вертикальные и горизонтальные линии. Он выходит из периода хаотичных каракулей и начинает проводить линии отдельно. Их много или мало, но важно, что такая способность появилась. Умение малыша проводить отдельные линии по подражанию показывает, что он может создать своей рукой то же, что делают другие. Рука его формируется и совершенствуется.

 

30 месяцев. Ребенок проводит замкнутую кривую линию. Этот показатель выявляет значительно более высокую ступень доизобразительной деятельности. Замкнутую кривую линию можно провести только при помощи сложного движения руки по кругу под контролем зрения.

 

36 месяцев. Ребенок рисует круг, яблоко, мяч и т. д. Он наполняет изображения конкретным смыслом. Основное значение показателя состоит не в умении проводить замкнутую кривую линию, а в способности понять, что, проводя прямые и кривые линии, можно изобразить предметы окружающего мира и обозначить их словами. Речь и рисование взаимно дополняют друг друга.

 

Как известно, глагол «калякать», в частности, имеет значение «говорить, болтать». Итак, очень важно, что ребенок говорит в процессе рисования. Его рисунки таят в себе целую цепь ассоциаций, образов, понятных ему и интересных для взрослого. У ребенка с речевым недоразвитием, как правило, графические навыки развиты плохо. Поэтому работа над развитием графических навыков является частью комплексного коррекционного занятия. Таким образом, формируя и воспитывая навыки рисования, мы занимаемся коррекцией речевого дефекта.

 

Техника нанесения изображения на бумагу может быть самой разнообразной, но главное, доступной.

Например:

 

§ оставлять цветовые пятна губкой, которую окунули в краску, ватным тампоном или просто пальчиком;

 

§ проводить линии восковыми мелками, фломастерами, карандашами;

 

§ обводить внутренний контур по трафарету и пр.

 

Необходимо обыгрывать и наполнять смыслом то, что появляется на листе. Рисунок малыша должен иметь эстетическую ценность. Дети очень любят дорисовывать рисунки, заготовленные взрослыми (например, «паровозик с вагончиками» - ребенку надо дорисовать дым из трубы паровозика, колеса паровозика и вагонов).

 

Система коррекционной работы предлагает доступные задания, соответствующие лексическим темам.

 

С планированием работы по развитию графических навыков вы можете ознакомиться в Приложении (табл. 8).

 

Альбом по звукопроизношению

 

Задержка речевого развития - это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего отсутствие даже тех звуков русского языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку у каждого процесс формирования навыков звукопроизношения происходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют. Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:

 

§ гласные А, О, У, И;

 

§ согласные М, М', Н, Н', П, П', Т, Т', Д, Д', Б, Б', Ф, Ф', В, В', К, К', Г, Г, X, X';

Дифтонги ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.

 

При задержке речевого развития говорить о появлении звуков речи еще труднее, нежели в ситуации нормы.

 

У детей с речевой патологией часто вызывает затруднение даже произнесение гласных. Поэтому работу по вызыванию звуков речи у таких детей следует начинать с гласных звуков, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. При возможности вводим вызванный звук в звукоподражание, слово, иногда в элементарную фразу.

 

Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть с вами. Для этого необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т. д.

 

Альбом по звукопроизношению, который выйдет отдельным изданием, поможет вам выстроить последовательную схему работы со звуками, подскажет варианты включения звуков и слов с ними в сопровождающий речевой материал.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...