Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место административного права в системе права Республики Беларусь.




Источники административного права.

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм.

Признаки источников административного права:

1) являются основанием осуществления управленческой деятельности органов (должностных лиц) государства;

2)издаются специально уполномоченными на то органами, должностными лицами;

3)выражают волю принявшего их субъекта;

4)имеют определенную форму, то есть внешнее выражение;

5)обладают строгой иерархичностью;

7)содержащиеся в них нормы рассчитаны на более или менее длительное или постоянное применение;

9)влекут юридические последствия, то есть создают юридические права и обязанности и др.

Источники административного права Республики Беларусь:

1)Конституция Республики Беларусь;

2)законодательные акты (наиболее важные – законы Республики Беларусь, принимаемые Парламентом – Национальным собранием);

3)нормативные указы и распоряжения Президента, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов;

4)нормативные акты государственных комитетов, министерств (приказы, инструкции и т. д.);

5)решения местных исполнительных и распорядительных органов;

6)межгосударственные соглашения;

7)нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов. [35, с. 38]

Конституция Республики Беларусь является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-правовую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления.

Законы Республики Беларусь являются важным источником административно-правовых норм.

Источниками административного права также являются нормативные акты Президента Республики Беларусь - общеобязательный официально-властный документ, издаваемый единолично Главой государства в случаях, пределах и формах, предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь, с соблюдением процедуры, установленной законодательством Республики Беларусь, для разрешения наиболее важных вопросов государственного значения.

Акты Совета Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органов следует отнести к административному нормотворчеству

Следующим источником административного права являются акты республиканских органов государственного управления (государственных комитетов, министерств): приказы, постановления, инструкции, методические указания.

Акты местных Советов и местных исполнительных и распорядительных органов также могут быть источниками административно-правовых норм.

К источникам административного права следует отнести заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Система административного права.

Система административного права – это совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определённой логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.

Первичным, исходным элементом системы административного права является административно-правовая норма, под которой понимается устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере государственного управления. Административно-правовые нормы объединяются в определённые укрупнённые группы, образующие административно-правовые институты.

Правовой институт как элемент системы административного права – это совокупность административно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную однородную группу управленческих общественных отношений. Подотрасль административного права – это совокупность правовых норм, регламентирующих более широкий, чем правовой институт, специфический вид управленческих отношений, например, административно-деликное право, административный процесс.

Место административного права в системе права Республики Беларусь.

Необходимо особо подчеркнуть основополагающий характер конституционного права для развития и эффективного функционирования административного права. Конституционное право закрепляет права и свободы граждан, практически реализуемые в сфере государственного управления, устанавливает общие принципы, единые для всех государственных органов, а административное право, отправляясь от этих исходных начал, детализирует, конкретизирует, формирует механизм их реализации.

Административное право также тесно связано с гражданским правом.

Административное право и гражданское право нередко регулируют одни и те же отношения, но применяют разные методы регулирования. Общественные отношения, регулируемые одновременно гражданским правом и административным правом, – это в основном имущественные отношения. Административное право тесно соприкасается с трудовым правом, предметом которого являются трудовые отношения, возникающие и прекращающиеся во многих случаях на основе односторонних административных актов. Наиболее тесное взаимодействие норм административного и трудового права наблюдается при регулировании государственно-служебных отношений. Нормы административного права, регулирующие государственную службу, и нормы трудового права, определяющие порядок приёма на государственную службу и прохождения этой службы.

АП с финансовым правом. Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства. Организация деятельности финансовых органов определяется административным правом, которое преимущественно регулирует управленческие отношения в сфере финансов.

Весьма глубока и органична связь административного права с таможенным правом. Организация управления таможенным делом, статус и система таможенных органов, ответственность за административные правонарушения регулируются нормами административно-правового характера.

Земельное право отграничивается от административного права по предмету, методу, принципам, источникам правового регулирования. Предметом земельного права являются земельные отношения по распределению, использованию, охране земель.

УК и АП: Граница между административным проступком и преступлением является границей между УК и КоАП и заключается в степени общественной опасности соответствующих нарушений. Преступлениями признаются наиболее общественно опасные правонарушения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...