Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов. (2 час.)

Рабочая учебная программа по дисциплине

Б1.В.ОД.3 Профессиональная этика

 

Для направления 050100.62 Педагогическое образование

 

Профили «Биология», «Экономика», «Физическая культура»

(4 года обучения)

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Нормативный срок освоения программы – I семестр (III)

Форма обучения – очная

 

 

Славяснк-на-Кубани

2013 г.

 

 

ДИСЦИПЛИНА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

Направление: педагогическое образование

Квалификация ( степень): бакалавр

Курс: 3

Семестр: 5

Форма аттестации: зачет

Объем трудоемкости: 2 зачетные единицы, 72 часа (из них: 36 часов аудиторной нагрузки - 16 часов лекции, 18 часов семинары, 2 часа КСР; 36 часов самостоятельной работы; зачет).

 

4.1 Цели и задачи освоения дисциплины

 

Цель дисциплины:

содействовать развитию социально-педагогической компетентности и совершенствованию уровня профессиональной и коммуникационной культуры будущего педагога, обладающего чувством долга и ответственности за результаты своей деятельности.

Задачи дисциплины:

1) формирование целостного представления об этических основах профессиональной деятельности и профессиональной морали педагога;

2) раскрытие сущности этического подхода к осмыслению профессиональной деятельности, ответственности, долга;

3) формирование личностно-нравственного облика и профессионально-личностных качеств педагога;

4) развитие коммуникационной культуры и конфликтологической компетентности; подготовка к реализации социально-коммуникативных функций в профессиональной среде и социально-партнерских взаимоотношениях.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Профессиональная этика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин (Б1.В.ОД.3).

Для освоения дисциплины «Профессиональная этика» студенты используют знания, полученные в ходе изучения дисциплин «Философия», «Педагогика», «Психология», «История», «История отечественной культуры», «Культура и поликультурное взаимодействие в современном мире».

Дисциплина «Профессиональная этика» является предшествующей для дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Педагогическая риторика»; дисциплин по выбору студентов (по профилям подготовки): «Профессиональная коммуникация в образовательной среде», «Толерантное воспитание школьников в полиэтнической среде». Компетенции, формируемые при ее освоении, необходимы в ходе прохождения студентами педагогических практик.

 

Требования к результатам освоении содержании дисциплины

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

(4 года обучения)

Компетенция Код по ФГОС ВПО
Готов к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе (ОК-7). ОК-7
Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1). ОПК-1
Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности ОПК-4
Готов включиться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5) ПК-5

 

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

1. ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования, мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

2. понятийно-категориальный аппарат профессиональной этики,

3. роль и место профессиональной этики в системе наук, общее и специфику различных видов профессиональной этики;

4. основные этические правила, нормы и требования делового и межличностного этикета, в соответствии с которыми строить свое поведение и взаимоотношения в профессиональной деятельности;

5. способы профессионального самопознания и саморазвития.

Уметь:

1. осознать социальную значимость своей будущей профессии, на основе этических требований определить отношение и стратегию поведения по отношению к своему профессиональному долгу и субъектам общения;

2. разбираться в современных проблемах профессиональной и педагогической этики;

3. общаться, вступать в сотрудничество; вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации; быть готовыми к толерантному восприятию социальных и культурных различий;

4. работать в коллективе, конструктивно строить отношения с учащимися, коллегами, социальными партнерами;

5. обращаться к проблемам профессионального самосознания, самовоспитания, самоконтроля; регулировать своё поведение, взаимоотношения с учащимися, родителями, коллегами в соответствии с требованиями морали, понятием о долге и профессиональной этике педагога;

6. выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в профессиональной педагогической деятельности, владеть навыками их разрешения.

 

Владеть:

1. навыками этико-аксиологического анализа процессов, ситуаций, отношений, поступков и т.п.;

2. техникой общения и взаимодействия, различными способами организации коммуникативной деятельности в профессиональной сфере;

3. правилами этикетного поведения;

4. технологиями предотвращения и прекращения конфликтов;

5. навыками ценностно-этической самооценки, самоконтроля, самосовершенствования, способностью вырабатывать систему личностных норм-ориентиров собственной профессиональной деятельности и следовать ей.

 

Содержание и структура дисциплины «Профессиональная этика».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, из них: 36 часов аудиторной нагрузки, в т.ч., 2 часа КСР, 36 часов самостоятельной работы, 5 семестр - зачет.

Таблица 1

 

Структура дисциплины

 

Вид работы Трудоемкость, часов
5 семестр Всего
     
Общая трудоемкость    
Аудиторная работа:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
КСР    
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа:    
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) - -
Расчетно-графическое задание (РГЗ) - -
Реферат (Р) - -
Эссе (Э) - -
Самостоятельное изучение разделов    
Подготовка к участию в деловых играх, анализ проблемных ситуаций и т.п.    
Разработка кейсов, составление портфолио    
Выполнение творческих заданий    
Подготовка вариативной составляющей самостоятельной работы студентов    
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и т.д.)    
Подготовка к тестированию    
Подготовка и сдача зачета    
Вид итогового контроля- зачет    

Таблица 3. Разделы дисциплины, изучаемые в.5-м семестре

№ раз- дела Наименование разделов Количество часов  
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа  
Л ПЗ ЛР КСР    
             
   
  Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов.              
  Структура профессиональной этики личности. Моральные и правовые регуляторы поведения должностных лиц.              
  Понятие о корпоративной культуре, социальной ответственности организации и нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики.              
  Этикет и имидж в профессиональной культуре личности                
  Содержание и специфика педагогической этики              
  Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты.              
  Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса.              
  Конфликтологическая компетентность педагога              
  Подготовка к текущему контрольному тестированию              
  Подготовка к зачету              
  Вариативная составляющая самостоятельной работы              
  Итого:              

 

Содержание учебного материала

Содержание лекционного материала (16 часов).

Тема 1. Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов. (2 час.)

Функции, роль и место этики в системе наук, в культуре человечества. Гуманистическое содержание морали и нравственности.

Профессиональная этика сущность, генезис и классификация видов: Деонтология (медицинская этика). Этика бизнеса. Управленческая этика. Этика журналиста. Дипломатическая этика. Этика юриста, судебная этика. Педагогическая этика. Биоэтика. Нетикет.

Профессиональная этика как выражение нравственного прогресса человечества, как осознание культурно-гуманистического назначения профессии. Гуманизм – исходный принцип профессиональной этики. Условия возникновения, историческое развитие и специфика профессиональной морали.

Основные категории и понятия этики в сфере профессиональной (педагогической) деятельности. Категории профессиональной морали и этики: профессиональный долг, профессиональная честь и достоинство, справедливость, профессиональный такт.

Современные проблемы профессиональной этики педагога. Значимость (содержание) профессиональной этики в современном профессиональном, педагогическом и социальном взаимодействии.

Из зарубежной и отечественной истории становления профессионально-этических традиций.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...