Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законы спроса и предложения. Цена спроса, цена предложения. Равновесная цена.




Акту купли и продажи предшествует анализ двух явлений: спроса и предложения, от состояния которых зависит объем сделок на рынке и уровень цен.

Спрос

При анализе спроса необходимо различать явления величины спроса и состояния спроса. Величина спроса – это желание и способность людей купить определенное количество товаров по определенной цене при всех прочих равных условиях рынка.

Спрос – это желание и способность людей покупать товары и услуги при меняющихся ценах и всех прочих условиях рынка, к которым относятся цены других товаров, доходы, вкусы и ожидания покупателей, налоги, политическая ситуация.

Закон спроса.

Принцип, в соответствии с которым существует обратная связь между изменением цены какого-либо товара и величиной спроса на этот товар при всех прочих равных условиях, называют законом спроса.

Этот закон выражают в виде таблиц, графиков и уравнений.

Qда = f(PA).

 


Зависимость величины спроса от цены

 

Если на рынке меняется цена данного товара, то происходит изменение величины спроса по кривой ДА (по прямой ДА). Если изменяется не только цена товара А, но и все прочие условия, то меняется состояние спроса, и тогда кривая (линия) спроса сдвигается вправо или влево.

 

Зависимость спроса от совокупности факторов.

Qд = F (РА, Рзам, Рналоги, вкусы)

 
 

 

 

 


Предложение

При анализе предложения различают понятия величины предложения и предложение. Величина предложения – это желание и способность производителей продать определенное количество товара по определенной цене при всех прочих равных условиях. Предложение – это желание и способность производителей продавать товары и услуги при меняющихся ценах и всех прочих условиях рынка, к которым относятся цены других товаров и ресурсов, характер технологий, налоги и субсидии, количество продавцов, политическая ситуация и т.д.

Закон предложения

Прямая зависимость между изменением цены какого-либо товара и величиной изменения предложения этого товара при всех прочих равных условиях называется законом предложения.

 

QSA = f(PA) Зависимость величины предложения от цены

QSA

 

 

Если меняется цена, то происходит изменение величины предложения по кривой. Если на рынке меняется не только цена товара А, но и все прочие условия, то меняется само состояние предложения, а линия предложения сдвигается от первоначального положения.

Qs = F (PA, Pдр, Рресурсы, налоги, технологии)

Получим график зависимости предложения от совокупности факторов.

 

 

 


Равновесная цена.

Приспосабливаемость продавцов и покупателей друг к другу с точки зрения их экономических интересов происходит путем сближения цен спроса и предложения.

Когда цены спроса и предложения совпадают, возникает равновесная цена, которой соответствует и равновесный объем покупок и продаж.

РЕ = Рд = Ps QE = Qд = Qs

D
S
График цены равновесия и отклонения от нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок автоматически формирует равновесные цены лишь в условиях чистой конкуренции.

Цена равновесия образуется не только за счет изменения цен спроса и предложения на данный товар, но и за счет изменения прочих условий, сдвигающих кривые спроса или предложения

 

 

График изменения предложения и равновесной цены.(1)   График изменения спроса и равновесной цены. (2)

P S1 P S0

 

 

S0

 

PE1 PE1

 

PE0 PE0

D0

 

 

Q Q

QE1 QE0 QE0 QE1

 

Если по каким-то причинам кривая S на графике 1 перемещается из положения S0 в S1, то с ростом цены равновесия уменьшается объем предложения, а по закону предложения он должен расти. Аналогично, если на графике 2 кривая Д перемещается из положения Д0 в Д1, то с ростом цены равновесия увеличивается объем спроса, а по закону спроса он должен уменьшаться. Обе эти ситуации могут создать видимость того, что законы спроса и предложения действуют не всегда или вообще не действуют. На самом деле эти законы действуют всегда, а точнее, действует единый закон спроса и предложения, на основе которого регулируется изменение цены и величины спроса - предложения на определенный товар или изменение равновесных цен на основе изменения спроса – предложения.

В одном случае происходит движение по кривой спроса и предложения, то есть меняется количество покупок или продаж, в другом случае сдвигается вся кривая спроса или предложения, то есть меняются желания и способности людей покупать или продавать определенный набор товаров.

Ценой устойчивого равновесия может быть признана лишь такая цена, при которой поставщики и потребители намерены продолжать поставки и закупки и при которой отсутствует стремление к повышению или понижению цен.

2. Ценовая эластичность спроса и предложения. Нарушение рыночного равновесия цен.

Различные товары отличаются один от другого по степени реакции покупателей на их способность и желание увеличивать или уменьшать количество покупок в зависимости от изменения цен. Степень изменения количества покупаемого товара в зависимости от колебания рыночной цены называют эластичностью спроса по цене. Количественно ценовая эластичность измеряется коэффициентом эластичности спроса по цене.

Качественно эластичность спроса по цене выражается в трех различных вариантах.

1) если снижение цены вызывает такой рост покупок, что общая выручка (Q x P) возрастает, то спрос называют эластичным, а коэффициент эластичности Кэл > 1.

2) если снижение цены в точности совпадает с ростом количества покупок, так что общая выручка остается неизменной, то эластичность спроса называют единичной. Кэл = 1.

 

 

3) если снижение цены вызывает настолько незначительный рост покупок, так что общая выручка падает, то спрос называют не эластичным, а Кэл<1.

 

Абсолютная неэластичность (графики представляются в виде вертикальной линии) Абсолютная эластичность (горизонтальная линия).

 

 
 

 

 


Однако на одной и той же линии спроса или предложения в разных ее точках эластичность может быть разной.

Количественно и качественно эластичность предложения определяется аналогично ценовой эластичности спроса. Однако эластичность предложения является менее полезной для практики, так как она не показывает, что происходит с общей выручкой. Вместе с тем эластичность предложения помогает установить один очень важный факт: как изменение объема предложения в течение разных по длительности периодов времени влияет на равновесный уровень цен и продаж. В связи с этим в экономике различают три временных периода производства: мгновенный, краткосрочный и длительный, которым соответствуют аналогичные состояния рыночного равновесия.

Мгновенное равновесие устанавливается в столь малый отрезок времени, в течение которого изменить предложение невозможно, поэтому новое равновесие устанавливается за счет изменения цены.

Краткосрочное равновесие соответствует периоду времени, в течение которого объем предложения растет, но количество предприятий не меняется, а используются не задействованные мощности уже имеющихся предприятий; цены при этом растут, но не столь значительно, как в мгновенном периоде.

Длительное равновесие соответствует столь большому периоду времени, в течение которого могут появляться новые фирмы или исчезнут старые, а объем предложения растет не только за счет использования всех имеющихся экономических ресурсов, но и за счет новых. В течение этого периода устанавливается устойчиво равновесная цена.

 

 

Временные виды рыночного равновесия.

 

мгновенное равновесие краткосрочное равновесие Длительное Равновесие

 

 

     
 
 
 

 


Нарушение рыночного равновесия.

Нарушение рыночного равновесия возникает, когда в процесс конкурентного ценообразования вмешиваются государство или монополии. Государство может вводить налоги, дотации или субсидии, фиксировать цены, а монополии искусственно сокращать объем производства или повышать цены. Действия и государства и монополии нарушают таким образом сложившееся равновесие на рынке и формируют новый уровень цен и объем купли – продажи.

Иллюстрация нарушения рыночного равновесия.

Задача: Спрос и предложения на рынке товара А заданы уравнениями. Объем спроса Qд=9-Р, Qs=-6+2Р, где Q – объем спроса и предложения в миллионах штук, а Р – цена в рублях. Надо определить равновесный объем спроса и предложения и равновесную цену.

Из условия равновесия имеем:

9 - Р = - 6 + 2Р; 9 + 6 = 2Р + Р; 15 = 3Р; Р = 5 (цена равновесия);

РЕ = 5; QЕ = 4.

1) Допустим, что на данный товар вводится налог (акциз), уплачиваемый продавцом, в размере 1,5 руб. за штуку. Надо определить, как изменится равновесная цена, равновесный объем продаж и кто фактически заплатит налог: продавец или покупатель.

2) Допустим, что за каждую проданную единицу товара А производители получают дотации из бюджета в размере 1,5 руб. за штуку. Определить, как изменится цена, равновесный объем продаж.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...