Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические подходы к изучению феномена лжи в психологической науке




Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к изучению феномена лжи в психологической науке

1.1 Основные подходы к пониманию понятия "ложь"

1.2 Особенности и причины детской лжи

1.3 Причины формирования склонности ко лжи

Глава 2. Теоретические изучения методов исследования детской лжи

2.1 Методы изучения детской лжи

2.2 Разработка рекомендаций для родителей, столкнувшихся с проблемой детской лжи

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Данная проблема возникла уже тогда, когда появились первые образовательные учреждения. И на сегодняшний день она с нашей точки зрения является не менее актуальной. Принимая во внимание широкий спектр возможностей, открывающийся перед ребёнком, вступающим после окончания школы в новые социальные условия, необходимо воспитание у него ответственности. А для продуктивности воспитательного процесса в данной сфере важным является успешное взаимодействие семьи и классного руководителя. Мы, сегодня рассуждаем о том, что необходима педагогическая поддержка подросткам, помощь и со-действие, совместная деятельность педагога, родителей и ребёнка для воспитания у последнего чувства ответственности. Потому что только при взаимодействии можно решить проблему воспитания чувства ответственности, одному это сделать очень непросто, тем более подростку.

Актуальность проблемы взаимодействия классного руководителя с семьёй при воспитании чувства ответственности у подростка обусловлена возрастными особенностями подростков и теми социальными изменениями, которые переживает современное российское общество, поскольку общественные преобразования неизбежно влияют на состояние институтов семьи и социального воспитания, на внутришкольную атмосферу и восприятие значимости для подростков как учебных дисциплин, так и семейных трудностей.

В сфере семьи также наблюдается, в какой-то мере, ряд негативных явлений: увеличивается количество неблагополучных семей, занятость родителей на работе вследствие необходимости обеспечения хотя бы минимального прожиточного уровня - эти и другие факторы приводят к тому, что возникает ряд проблем в сфере семейного воспитания.

В настоящее время во многих современных российских школах нередко существует ряд проблем, которые отражают проблемы общества и семьи. Среди них проблемы, связанные с недостаточно внимательным отношением к воспитанию ответственности у подростков. Воспитывать данное качество целесообразно именно в подростковом возрасте, в период жизни, когда личность формирует свои общечеловеческие ценности.

Решение проблемы "воспитания ответственности" в контексте отношений "учитель - ученик - семья" - одна из актуальнейших задач современной педагогики и психологии. Подросток не может решать тяжёлые жизненные задачи в одиночку, однако, получив поддержку и веру в собственные силы, благодаря усилиям педагога и семьи, ему следует постараться научиться отвечать за свои поступки. Ему просто необходима поддержка и понимание семьи, помощь которой может быть модифицирована взаимодействием с педагогом. Однако, как школе, так и семье непросто действовать в одиночку: целесообразно объединить усилия для лучшего результата общения с подростком.

Всё вышеизложенное мы более чётко осознали после проведённого нами диагностического исследования в средней общеобразовательной школе № 210. Данное исследование позволило нам поставить цель нашей работы: определить и теоретически обосновать методические рекомендации по поиску продуктивных путей воспитания у подростка чувства ответственности на основе взаимодействия семьи и педагога. Учитывая при этом, по возможности, особенности конкретной школы и класса. Ведь многое зависит от принципов деятельности классного руководителя, социального положения семьи и ценностей, на которых базируется воспитание личности ребёнка. Исходя из поставленной цели, нами был обозначен определённый круг задач:

Авторы разных лет, как отечественные, так и зарубежные, в той или иной степени касались проблематики воспитание у подростка ответственности (Б.М. Бим-Бад, Клауд, Генри и др.).

Таким образом, актуальность проблемы определила тему курсовой работы: "причины и особенности детской лжи".

Объект исследования - феномен лжи.

Предмет исследования - особенности детской лжи.

Цель курсовой работы: изучить особенности детской лжи.

Выделенная цель определила основные задачи исследования:

)   Рассмотреть основные подходы к пониманию понятия ложь;

2) Рассмотреть особенности и виды детской лжи;

)   Выявить основные причины формирования склонности ко лжи;

)   Подобрать методы исследования детской лжи;

)   Разработать рекомендации для родителей, столкнувшихся с проблемой детской лжи.


Глава 1. Теоретические подходы к изучению феномена лжи в психологической науке

 

1.1 Основные подходы к пониманию понятия "ложь"

 

Проблема лжи обсуждается и в художественной литературе (Гоголь, Достоевский и многие другие), и в философии (Сократ, Кант, Аристотель и многие другие), и в социологии (Мягков, Давыдов, Давыдова и многие другие), и в психологии (Тарасов, Знаков, Щербатов и многие другие).

Из литературных источников мы можем увидеть, что отношение ко лжи на протяжении многих веков менялось: от полного запрета до неполного оправдания. За все время ложь прошла несколько этапов развития - от лжи с целью выживания до лжи с целью подделать историю, скрыть информацию.

К 20 веку стало существенным изучение проблемы лжи в психологии.

Само понятие "ложь" ученые описывают по-разному.

Ложь - утверждение, заранее не совпадающее с истиной и сказанное так осознано. В обыкновенной жизни ложь - это умышленная передача реальной и внутренней информации с целью убедить другого человека в том, что он сам считает неправдой [1, с.45].

В психологии и психолингвистики факт лжи исследуется очень широко.

Есть много авторских определений лжи: Ж. Мазип говорит, что это сложное объединительное обозначение термина. Ложь - умышленное старание, скрыть и произвести действительную или духовную информацию, устно или наоборот, чтобы создать или поддержать взгляд в другом, который сам передающий механизм считает неверной [3, с. 19].

О. Фрай: Ложь - это благополучная или не благополучная умышленная попытка, реализующая без оповещения, собрать у другого человека взгляд, которое передающий механизм находит неверным [7, с.22].

детская ложь склонность психологический

Доктор Белла де Пауло, профессор психологии Университета Вирджинии, доказала, что ложь очень распространенный в обычной жизни связующий термин, включающий в себя разные ситуации и способов лжи. Она предлагает модель из трёх факторов лжи, состоящую из элементов: сюжет, группа и консультант. Сюжетом лжи могут быть: эмоция, действие, оправдание, достижение и факт. Группы лжи делятся: прямая ложь, преувеличение и тонкая ложь. Консультант лжи - это тот о ком (или чем) говорится ложь (самоориентированная и ориентированная на других) [14, с.7].

А так же ложью называют неумышленное сотворение и сохранение мнения, которое коммуникатор может считать правдой, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но тогда используют термин "заблуждение".П. Экман говорит о лжи как "намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это" [13].

Подчёркивают два вида лжи:

) пассивная ложь, т.е. не сказать о том, что знаешь (она подразделяется на: полную, частичную и молчание);

) активная ложь, т.е. ложный рассказ заранее подготовлен (она состоит из: полностью придуманной лжи и наполовину правды и лжи. Ложь, которая держится на искажении действительности, складывается через: - выкидывание поодиночке частей истории: - добавление не вымышленной истории выдуманными частями; - перемещение части истории в другое время и в другое место [1, с.46].

Суть проявления лжи в некоторых культурах.

О проявлении лжи говорится во многих культурах, потому что в мире лгут все, независимо от нации. Есть ученые которые говорят о том, что ложь - это черта порознь взятых народов.Ж. Дюпра говорит, что выражение лжи - это свойственный феномен для немногих стран и народов. У гасконцев Дюпра говорит о предрасположенности к выдумкам, у итальянцев есть предрасположенность к жульничеству, у англичан она замечается к криводушию, а вот у греков есть склонность к фальшивости. А турки - это люди, которые не выполняют то что пообещали, азиаты - это тот народ, с которым не стоит иметь общих дел. Но в сказах многих народах все эти качества (криводушие, плутовство, жульничество, фальшь и многие другие) оцениваются как положительные черты характера героев.

Таким образом, уже с детства человек перенимает этические правила, что ложь бывает разной и она есть везде. Одни лгут для защиты себя от чего-либо, а другие боятся быть раскрыты и получить наказание, а третьи просто фантазируют или шутят. Разные науки рассматривают ложь как проблему. Например, немецкий философ И. Канта, думал, что коверканье правды "должно быть названо ложью". Также он говорил, что ложь "всегда вредна кому-нибудь, если не отдельному лицу, то человечеству вообще". Явление лжи изучается разными учеными. В.С. Соловьев - русский философ, дает такое описание лжи: "Ложь - в отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине" [12, с.31].

В житейском понимании ложь часто группируется с отрицательным, не принимаемым обществом действия - обманом, определяемый синоним лжи, либо как этап появления лжи. Феномены "ложь" и "неправда" обычно оценивают какую-либо информацию, которой не доверяют. Но ложь в словарях русского языка ещё описывается и как шутка, фантазия, розыгрыш и т.п. Ложь - это вместе взятые общественный и культурный феномен, который выражается в определённых ситуациях общения. Российские ученые акцентируют враньё из понятия "ложь", тем самым указывая на терпимость отношение к нему в социуме. Первым кто зафиксировал своё внимание на этом был Ф.М. Достоевский, его озарила мысль о том, что у нас в России даже самые честные люди могут лгать [2, с.217].

В.В. Знаков в своих мыслях об исследованиях Пола Экмана (2004) выделяет, что вранье - это есть социокультурный феномен, классический русского общества. Вранье используется не как средство специального изменения действительности, а как средство нахождение общего языка и сближения людей. А так же вранье не является средством унижения слушателя и извлечение из этого какой-то личной выгоды. Вранье очень сильно вошло в культуру и стало обычным, что оно очень обширно описывается, например, в отечественной литературе (в произведениях Гоголя, Чехова, Шукшина и многих других). В русской культуре враньё - это есть средство приукрашивания правды, желание уйти от тусклой повседневности. Все иностранцы, которые хоть раз прогуливались по улицам Санкт-Петербурга и Москвы, могут сказать о своём удивлении при виде угрюмых лиц, на которых застыло нерадостное выражение, а глаза опущены вниз. Не смотря на наше мнение враньё всегда является ложью, так как его цель - изменить правду и отказать слушателю в получении верной информации [5].

А в англоязычной культуре ложь считается как нарушение прав человека, которому выдали не верную информацию. А это не допустимо, и это правило закрепилось в западной общественной морали, где ложь считается как одна из форм насилия над человеком.

П. Экман - американский психолог говорит про ложь, или обман как "действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления в своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды". А С.Б. Уолтерс - американский ученый говорит, что ложь - это процесс когнитивный, ментальный [13].

Вводить в заблуждение собеседника - это осознанное действие. Когда человек обманывает он пытается добиться определенного результата - извлечь какую-либо выгоду, или уйти от каких-либо неприятностей, или даже пытается защитить себя или кого-либо в разных ситуациях, которые как он думает, непредсказуемые. Другими словами, сам обманщик принимает для себя решение обмануть или сказать правду. И конечно это решение будет осознано и тщательно обдуманно.

Глядя на словарь английского языка Оксфорда, П. Экман замечает, что в актуальном применении слово "ложь" часто означает ярко выраженное морального осуждения, и из-за вежливости его стараются избегать, заменяя такими синонимами как "обман" и "неправда", которые имеют нейтральное звучание. Именно поэтому Экман не разделяет понятия "ложь" и "обман" [13, с.13].

Под ложным утверждением понимается утверждение, в котором подлинное состояние предметов специально передается в неправильном виде. О.М. Попчук, занимаясь исследование ложных утверждений в русской разговорной речи, уточняет это определение: "высказывание, намеренно искаженно описывающее действительное положение вещей с целью ввести в заблуждение партнера по коммуникации". При обозначении ложного утверждения показывает значимым такой факт, что ложь, как выделяет А.Р. Лурия, меняет мышление коммуникатора, оно создаётся по иному принципу. Это иное мышление "имеет свои формы, свои правила, свои приемы", которые возможно будут найдены в ходе лингвостилистического и психологического разбора выработанных утверждений.

Совокупное исследование вербального и невербального отрывков текста убеждает в том, что при произведении ложных утверждений, как русский народ, так и образцы английской нации разоблачают себя своими действиями. У человека, который лжёт, мышление изменяется, ему приходится изменять порядок расположения своих мыслей, а также план разговора, показывая противоречивость. Однако в этой противоречивости есть своя разумность, так как смысл утверждения - обмануть получателя информации [7, с.24].

Общенациональный нрав выражается в связующих ситуациях. Если для русского человека публичность чувств - это нормально, то для невозмутимых англичан - это неприемлемо. Они выставляют свои чувства на публику только в условиях, принуждающих их к этому.

В отечественной культуре ложь чаще всего обозначает враньё, которое является позволительным и не осуждается обществом. Вранье прощают, потому что в России оно вызвано социальными, экономическими и чисто человеческими факторами. Русские лгут друг другу, но потом прощают ложь, потому что, их цель - это наладить отношения, принять участие в разговоре, похвалиться и так далее. Присущее свойство английскому национальному пониманию себя заключается в том, что ложь вредна и люди её используют лишь в крайних ситуациях. Не правдивая информация, введение в заблуждение, криводушие не принимаются обществом англоязычной культуры, так как они думают, что лгут только "грязные" люди.

Проблема изучение явления лжи до настоящего времени остается важной проблемой для обнаружения общественного и индивидуального отношения ко лжи во многих культурах. Обязателен совокупный подход к изучению вербальных и невербальных маркеров лжи специалистов в разных областях таких как: психология, культурология, филология и многие другие науки, для добычи новейших знаний и достижения взаимопонимания между народами и государствами [4, с.167].

Дадим определения основным видам лжи, таким как [1]:

Мистификация - это высказывание, сказанное человеком, который не уверен в том, что это высказывание является верным. Но это высказывание может казаться верным (а иногда даже может оказаться правдой), оно не создано на фактах; оно либо придумано, либо не сочетается с реальностью.

Фальсификация (подделка) - это 1) замена оригинала на копию;

) изготовление липовых документов, а также применение документов, заранее не являющихся настоящими;

) в редких случаях фальсификации является фальшивомонетничеством.

Симуляция (притворство) - это пародирование человеком состояния здоровья, которого на данный момент этот человек на самом деле не испытывает.

Самозванство - это когда человек выдаёт себя за другого человека, настоящего или придуманного. Если такая ложь имеет корыстные намерения, то самозванство становится мошенничеством. Самозванство нужно уметь отличать от диссоциативных душевных расстройств (нарушение у человека отношения к самому себе) и тогда, когда человеку были предоставлены (очень часто в детстве) заранее неверные сведения о его происхождении, в которые он верит.

Плагиат - это нарушение прав автора, которое состоит в том, что кто-то приписывает его открытие себе, изобретения или художественного произведения (литературного, изобразительного, музыкального), заранее изобретено другим человеком. Очень часто понятие "плагиат" используют в очень узком смысле, для обозначения нарушения прав автора только в литературе.

Подмена понятий - это если какой-то объект выдают за такой, каким он заранее не является, либо заранее понятие сказано не верно для того чтобы обмануть заинтересованную сторону.

Детская ложь - нестандартный возрастной вид лжи, который заключается в том, что ребенок выдает своё воображение за реальность. Большинство психологов думают, что явление детская ложь связан с тем, что дети до шести лет не всегда могут различить действительность от своей фантазии и принимают игру за реальность.

Бесстыдная ложь, наглая ложь и неприкрытая ложь - это высказывание, в котором ложь видна не только тому, кто лжёт, но и всей заинтересованной стороне.

Недоговорка (умолчание) - это обстановка, в которой данное лицо говорит о ряде утверждений, но умалчивает о самом главном из них, давая попытку другим лицам прийти к неверному выводу. А также недоговоркой считается уклонение в диалоге исправления неверного мнения, сформированного заранее, либо избежание прямого ответа на поставленный вопрос, так же, как и снабжение заинтересованных лиц несовременной информацией.

Сказки для детей - это такая ложь, разрешающая говорить с детьми о событиях или идеях, которые считаются "недетскими" в данном обществе.

Белая ложь (деликатная ложь, ложь "хорошего тона") - это вид лжи, который, по мнению рассказчика, даст слушателю сильное упрощение, а если ложь раскроется, то принесёт маленькое неудобство [1, с.47].

Лесть (граничит с белой ложью) - присвоение кому-либо хороших качеств, которыми это лицо в жизни заведомо не владеет, или сильное преувеличение в действительности существующие у него хороших качеств с задачей улучшения отношения человека. Но между белой ложью и лестью есть важное отличие: белая ложь не постоянно критикуется и во многих культурах считается в порядке вещей, а лесть осуждается везде и всегда является несовпадением с моральными нормами. Лесть во многих ситуациях ясно воспринимается как вид лжи (например в поговорке: "Льстец - тот же лжец"). Стандартный пример лести можно увидеть в басне Крылова "Ворона и лисица".

Ложь во благо ("благородная" ложь, "святая" ложь) - это ложь, если раскроется, то может принести вред, но так же она может быть выгодной, как и одному человеку, так и всему обществу.

Ложь во спасение - это 1) Ложь, которая является способом уйти от какой-либо ответственности (например, отрицание человеком, совершившим преступление, своей вины);

) Ложь, которая является способом уклонения от значимых проблем, которых можно избежать, только прибегнув ко лжи, но также могут быть предотвращены и другим обманным путём;

) Ложь как средство совершения "меньшее из двух зол".

Лжесвидетельство - это маловероятные утверждения человека, самостоятельно дающего показания в суде под присягой, либо дача этих показаний в изложенном на бумаге виде после того, как его поставят в известность об ответственности за дачу ложных показаний.

Клятвопреступление - это невыполнение конкретного обязательства, связанного торжественной клятвой, присягой либо поручительством третьего лица, приглашённого как свидетеля клятвы. Такой поступок осуждается всеми и он рассматривается как один из самых зазорных видов лжи.

Клевета - передача о ком-либо заранее не правдивой позорящей информации, либо (в более узком смысле) заранее не правдивый сигнал о совершении какого-либо преступления. Клевета, так же, как и лжесвидетельство является наказуемым.

Самооговор - это ложь в форме несходной с клеветой: если какой-либо человек берёт на себя ответственность за действие совершённое другим человеком. У некоторых стран в законодательстве самооговор считается поступком, за который несётся уголовная ответственность, а также он сравнивается с лжесвидетельством и заранее неправдивому сигналу о совершении какого-либо преступления.

Блеф - это высказывание, о том что у говорящего есть какой-то объект или план, которых у него нет. Блеф - это сиюминутная уловка, и она так же рассматривается как другой вид лжи.

Введение в заблуждение - утверждение, которое вводит в заблуждение и не имеет заметной лжи, но всё же его смысл состоит в том, чтобы убедить слушателя в том, что не является правдой. Оно основывается на том, что все события в нём правдивые, но высказаны в таком виде и такой последовательности, что слушатель приходит к ложному выводу.

Подтасовка фактов - это частный случай, который вводит в замешательство, и его целью является манипуляцией с перворазрядными верными фактами, но которые воспроизводят так, что слушатель приходит к заранее неверным выводам. [1, с.48].

Преувеличение (преуменьшение) - преувеличение создаётся тогда, когда перворазрядное утверждение - это и есть правда, но какие-то качества не сходятся с их истинным количеством в жизни.

Шутливая ложь - это откровенная ложь, которая является долей шутки, что всегда замечают все участники разговора. Сарказм - это один из примеров шутливой лжи. Небылицы тоже являются шутливой ложью, но устроены намного сложнее чем сарказм.

Контекстная ложь: произнеся правду в неправильной форме, можно произвести впечатление лжеца.

Превознесение - это приукрашивание высказывания, чаще всего встречается в рекламных роликах.

Ложь из-за несовременной информации. Чаще всего её не воспринимают как ложь, так как раньше эта информация была правдой.

Ложь из-за двоякой информации - это способ ввести в заблуждение собеседника, при котором сообщение преподносится в спорном контексте, где можно растолковать по-разному данное сообщение, при том, что всего одно толкование является правильным.

Ложное опровержение - это замена правильной информации на заранее неправильную, заверение заинтересованного лица в том, что прошлые сведения являлись ошибкой, хотя на самом это ни так.

Патологическая ложь (беспричинная ложь) - это ложь, которая ничем не мотивируется, ложь в угоду самой лжи.

Самообман - это необычный вид лжи, который заключается в том, лицо заставляет поверить себя в то, что правдой не является. Главным в самообмане является то, что человек хочет выдать желаемое за реальное.

Невольная ложь ("невинная" ложь, наивная ложь, непреднамеренное введение в заблуждение) - это вынужденный ввод в заблуждения, который связан с тем, что говорящий сам верит в то о чём говорит, но это не так. [1, с.49].

Таким образом, под термином ложь подразумевают, заранее не соответствующее истине и сказанное в таком виде осознано. Явление лжи обширно изучается в психологии и психолингвистике (Ж. Мазип, О. Фрай, Д. Де Пауло, П. Экман). Есть несколько видов лжи - пассивную и активную. О феномен лжи говорят в разных культурах, потому что лгут люди разных наций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...